г. Москва |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А40-60842/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.05.2019.
Полный текст постановления изготовлен 15.05.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Аталиковой З.А., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от МОО "Международный центр Рерихов" - Лаврентьева А.Е. - доверен. от 17.05.18г., Байда В.В.- доверен. от 24.10.17г. N 533
от Управления Росреестра по Москве - Герасимова Н.А.- доверен. от 29.12.18г. N 23617/18
от ФГБУКМ "Государственный музей искусства народов Востока" - Любомиров А.А.- доверен. от 16.03.19г. N 210/1-36
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу МОО "Международный центр Рерихов"
на решение от 15.10.2018
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Яцевой В.А.,
и постановление от 23.01.2019
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями И.А. Чеботаревой, Т.Б. Красновой, В.А. Свиридовым,
по заявлению МОО "Международный центр Рерихов"
к Управлению Росреестра по Москве
третье лицо: ФГБУКМ "Государственный музей искусства народов Востока",
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
МОО "Международный центр Рерихов" обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, выраженного в уведомлении от 27.12.2017 N 77-0-1-22/3002/2017-441, 77/100/030/2017-1129.
Решением Арбитражного суда города Москвы 15.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2018 по делу N А40-60842/18 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 по делу N А40-60842/18 и принять новое решение.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, суды неправильно применили нормы Градостроительного кодекса в отношении объекта культурного наследия, суды не учли, что объект был воссоздан на основании разрешений на производство работ по сохранению объекта культурного населения, выданных Комитетом по культурному наследию города Москвы, проектная документация согласовывалась с органом охраны, в отношении объекта осуществлялся технический учет, проектная документация не является необходимым документом для предоставления в орган регистрации ранее учтенного объекта, поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 по делу N А40-60842/18 и принять новое решение.
Управление и третье лицо доводы кассационной жалобы отклонили.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Как следует из материалов дела и установлено судами, 21.03.2017 МОО "Международный центр Рерихов" обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на объект недвижимости по адресу: г. Москва, Малый Знаменский пер., д. 3/5, стр. 8 (вх. N 77-0-1-22/3002/2017-44 и 77/100/030/2017-1129), представив в качестве основания регистрации права: договор аренды земельного участка от 08.08.1996 N М-01-006368 (с дополнительными соглашениями); разрешение Москомнаследия на производство работ по сохранению объекта культурного наследия от 27.10.2008 N 16-11/0013-868/8; разрешение Москомнаследия на производство работ по сохранению объекта культурного наследия от 19.06.2009 N 16-11/009-1000/9; акт комиссии о приемке работ по сохранению объекта культурного наследия от 22.10.2010 N 16-11/1-73/10; заключение ГУП ГлавАПУ от 05.09.2012; письмо Москомнаследия от 12.05.2009 N 16-02-197/7-(67)-1.
28.03.2017 Управление уведомило заявителя о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в связи с отсутствием проектной документации, а также документов, свидетельствующих о возникновении права собственности МОО "Международный центр Рерихов" на реконструируемый (воссоздаваемый) объект, а также не представлением распоряжения Префекта ЦАО г. Москвы об утверждении адреса объекта.
На основании заявления от 26.06.2017 вх. N 77-0-1-22/3002/2017-4820 решением от 26.06.2017 N 77/17-45939 государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав были приостановлены в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона о недвижимости на срок не более 6 месяцев.
18.09.2017 заявитель представил в Управление документы для устранения причин приостановления кадастрового учета и регистрации права по заявлению от 21.03.2017 N 77-0-1-22/3002/2017-44, 77/100/030/2017-1129.
В связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих государственной регистрации, решением от 29.12.2017 N 77-0-1-22/3002/2017-441, N 77/100/030/2017-1129 в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности заявителя на здание отказано на основании ст. 27 Закона о недвижимости.
Полагая указанное решение незаконным и не обоснованным, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования: в форме документов на бумажном носителе; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов (ч. 1).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4).
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Закона N 218-ФЗ должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 24 Закона N 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
По результатам проверки сведений об объекте недвижимости и содержащих их документов, выявлено, что не соблюдены требования ч. 8 ст. 24 Закона, а также п. 20 Требований к техническому плану, установленных Приказом от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" - сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания, которая в Управление не представлена.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 22.10.2010 актом N 16-11/1-73/10 Москомнаследия были приняты проведенные работы, а именно - усиление фундаментов, перекладка ветхих стен, гидроизоляция подвальных стен, воссоздание стен из кирпича, воссоздание перекрытия из монолитного бетона, воссоздание кровли, воссоздание декора фасадов, воссоздание наружных лестниц из бетона с облицовкой плитами из песчаника.
Суды установили, что проектная документация в Управление представлена не была, что не позволяет сделать вывод о том, что заявленное к постановке на учет и принятые по акту работы соответствуют разрешенным к проведению.
Более того, согласно поступившим сведениям об объекте, здание имеет этажность 3 этажа из них 1 подземный. Однако, в приложении к техническому плану представлена выписка из технического паспорта на здание по форме 1а, выданная 18.07.2013 Центральным ТБТИ согласно которой этажность здания (без учета подземных) - 1 этаж и 1 подземный этаж, в заявлении на кадастровый учет и государственную регистрацию объект указан как 1 этажное здание.
Суды установили, что сведениями о данном объекте недвижимости, как о ранее учтенном объекте недвижимого имущества, в Управление представлено также не было.
В силу п. 4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки: в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
При этом, согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 07.03.2017) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.
Суды установили, что документы, свидетельствующие о возникновении права собственности МОО "Международный Центр Рерихов" на реконструированное здание на государственную регистрацию представлены также не были.
Вместе с тем, основания приобретения права собственности установлены в ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает такое основание возникновения права собственности, как реконструкция (воссоздание) объекта.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" ремонтно-реставрационные работы, проводимые в отношении объекта культурного наследия, проводятся только на основании письменного разрешения уполномоченного органа. В результате проведения таких работ на объекте культурного наследия может произойти изменение его высоты, количества этажей, площади или объема. Такие изменения в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса признаются реконструкцией объекта.
Учитывая изложенное, суды пришли к верному выводу о том, что в случае осуществления реконструкции объекта капитального строительства ГрК РФ в обязательном порядке предусматривает получение как разрешения на строительство, так и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представлено не было, равно как и документов, подтверждающих возникновение права собственности на спорный объект до производства работ.
Кроме того, на государственную регистрацию прав и государственный кадастровый учет документы о присвоение объекту адресации адреса не были представлены.
Суд также учли, что согласно п. 4 ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
Таким образом, указанные обстоятельства препятствуют проведению государственного кадастрового учета.
Более того, суды установили, что собственником земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001018:5, местоположением: Москва, Малый Знаменский пер., вл. 3/5 и строений, расположенных на указанном земельном участке, является Российская Федерация.
При этом, 11.11.2015 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом распоряжением N 1287 "О безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы, и закреплении его на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный музей искусства народов Востока" передало недвижимого имущества: здание - объект культурного наследия федерального значения "Дом XVIII в. с палатами XVII в. "Главный дом", расположенный по адресу: г. Москва, Малый Знаменский, д. 3/5, строение 4 общей площадью 1923,4 кв. м, и здание - объект культурного наследия регионального значения "Флигель усадьбы Лопухиных XIX в.", расположенный по адресу: г. Москва, Малый Знаменский, д. 3/5, строение 7 общей площадью 1253,7 кв. м (истец).
Право оперативного управления зарегистрировано в установленном порядке, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.12.2015 внесены записи регистрации N 77-77/012-77/012/067/2015-135/1 и N 77-77/012-77/012/067/2015-133/1.
На основании распоряжения Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 03.05.2017 N 434 "О предоставлении земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Государственный музей искусства народов Востока" предоставило истцу в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок (реестровый номер федерального имущества В11770007465) площадью 7798 кв. м, с указанным в выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровым номером 77:01:0001018:5, местоположением: Москва, Малый Знаменский пер., вл. 3/5 с разрешенным использованием: культурное развитие (3.6) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17); историко-культурная деятельность (9.3) (земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии (1.2.17).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.03.2018 по делу N А40-161322/2017, оставленным в силе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018, строения N 8 признано объектом самовольного строительства.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2018 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2019 по делу N А40-60842/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.