г. Москва |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А41-86870/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2019.
Полный текст постановления изготовлен 15.05.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Комитета лесного хозяйства Московской области - извещен, представитель не явился;
от публичного акционерного общества "Московская объединенная электросетевая компания" - Константиновой О.П. (представителя по доверенности от 23.05.2018);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 06.05.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на постановление от 04.02.2019
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
по делу N А41-86870/2018
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к публичному акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания"
об освобождении лесного участка,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к публичному акционерному обществу "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - общество) об обязании складировать заготовленную древесину в штабеля согласно пунктам 21, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) на лесных участках, расположенных в квартале 36 выделах 34, 32, 27, 25, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 6, 7, в квартале 37 выделе 9, 10, 11, в квартале 34 выделах 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 14, 10, 8, 9, 6, 7, 2, 3, 1, в квартале 33 выделах 30, 31, 32, 22, 26, 5, 33, 34, 35, 24, 15, 25, в квартале 50 выделах 15, 16, 18, 20, 26 (защитные леса, лесопарковые зоны) Кривандинского участкового лесничества Шатурского филиала государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес", расположенной в 500 м. восточнее д. Новосидоровская г.о. Шатура Московской области; места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очистить от горючих материалов и отделить противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.11.2018 заявление удовлетворено.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2019 решение суда отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе комитет просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Комитет и управление, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда округа не направили, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14.04.2017 при проведении комитетом патрулирования выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно на просеке ВЛ-110 кВ Рошаль-Западная, принадлежащей обществу, расположенной в квартале 36 выделах 34, 32, 27, 25, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 6, 7; в квартале 37 выделе 9, 10, 11; в квартале 34 выделах 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 14, 10, 8, 9, 6, 7, 2, 3, 1; в квартале 33 выделах 30, 31, 32, 22, 26, 5, 33, 34, 35, 24, 15, 25; в квартале 50 выделах 15, 16, 18, 20, 26 (защитные леса, лесопарковые зоны) Кривандинского участкового лесничества Шатурского филиала государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес", расположенной в 500 м. восточнее д. Новосидоровская г.о. Шатура Московской области спиленная древесина оставлена на месте рубки, частично складирована в штабеля. Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них не очищены от горючих материалов и не отделены противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м., в результате чего нарушены Правила пожарной безопасности в лесах, подпункт "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160).
В связи с выявлением факта нарушения норм противопожарной безопасности в лесах комитетом направил обществу претензию с предложением складировать заготовленную древесину в штабеля на открытом месте, а места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очистить.
В связи с тем, что претензия в досудебном порядке исполнена не была, комитет обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление комитета, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 45, 53, 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила использования лесов), Правилами пожарной безопасности в лесах, пришел к выводу о том, что на общество как пользователя леса возложена обязанность содержать просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах, а в настоящем случае обстоятельства совершения обществом неправомерных действий в нарушение требований пожарной безопасности в лесах подтверждаются собранными по делу доказательствами, что свидетельствует о правомерности доводов комитета о необходимости обязания общества выполнить предусмотренные законом действия.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд пришел к выводу о том, что за выявленные комитетом нарушения требований ЛК РФ и требований противопожарной безопасности предусмотрена не гражданско-правовая, а административно-правовая ответственность, поскольку комитет, выдавший обществу предписание об устранении нарушений, как административный орган наделен правом составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, но не имеет права обращаться в суд с исками о понуждении исполнения выданных им предписаний, поскольку законодатель предоставил комитету иной механизм воздействия на нарушителя.
Выводы апелляционного суда основаны на неправильном применении норм права.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с частью 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Сходные нормы также содержатся в пунктах 9 и 11 Правил использования лесов.
Согласно пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Приведенные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Согласно статье 53 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил N 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Согласно пункту 21 Правил пожарной безопасности в лесах складирование заготовленной древесины должно производиться только на открытых местах на расстоянии: от прилегающего лиственного леса при площади места складирования до 8 гектаров - 20 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 30 метров; от прилегающих хвойного и смешанного лесов при площади места складирования до 8 гектаров - 40 метров, а при площади места складирования 8 гектаров и более - 60 метров.
Места складирования и противопожарные разрывы вокруг них очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, а в хвойных лесных насаждениях на сухих почвах - двумя такими полосами на расстоянии 5-10 метров одна от другой.
Пунктом 35 Правил пожарной безопасности в лесах предусмотрено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В период с 01.05.2018 Постановлением Губернатора Московской области от 17.04.2018 N 155-ПГ "Об особом противопожарном режиме на территории Московской области" был установлен особый противопожарный режим на территории Московской области.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что бездействие общества, выражающееся в оставлении спиленной древесины на месте рубки, не складирование древесины в штабеля в соответствии с Правилами пожарной безопасности в лесах, а также не отделение мест складирования и противопожарных разрывов вокруг них, а также не очистка последних от горючих материалов и не отделение противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м. может привести к возникновению лесного пожара.
Данный вывод суда основан на правильном применении норм права.
В свою очередь вывод апелляционного суда об отсутствии у комитета полномочий на обращение в суд с настоящими исковым заявлением неправомерен.
Комитет в соответствии с Положением о Комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 (далее - Положение), наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами комитета в соответствии с пунктом 11 Положения являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Перечень полномочий комитета приведен в пункте 12 Положения.
Кроме того, согласно пункту 14.5 Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В рассматриваемом случае комитет обратился в суд с исковым заявлением об обязании произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за понуждением исполнить предписание, как указал апелляционный суд.
При этом основанием заявления явился не факт уклонения общества от исполнения предписания административного органа, а факт нарушения требований ЛК РФ, Правил пожарной безопасности в лесах и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с использованием и защитой лесных угодий, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление комитета, обязав общество осуществить складирование и защиту срубленной древесины вокруг принадлежащих обществу линейных объектов.
У апелляционного суда не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из ранее принятых по делу решений или постановлений.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2019 по делу N А41-86870/2018 отменить, решение Арбитражного суда Московской области от 20.11.2018 по данному делу оставить в силе.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.