город Москва |
|
17 мая 2019 г. |
Дело N А41-4426/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "Куйбышево": Арепьевой Е.О. (дов. от 01.08.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации городского округа Истра Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ГК "Росавтодор": не явились, извещены;
от третьего лица Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица АО "Мосводоканал": не явились, извещены;
от третьего лица Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов: не явились, извещены;
от третьего лица ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды": не явились, извещены;
от третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства: не явились, извещены;
рассмотрев 14 мая 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "Куйбышево"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2019 г.,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
по делу N А41-4426/18
по заявлению акционерного общества "Куйбышево"
к Администрации городского округа Истра Московской области
о признании незаконным отказа,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Комитет лесного хозяйства Московской области; Государственная компания "Российские Автомобильные Дороги"; Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области; АО "Мосводоканал"; Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов; ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"; Федеральное агентство лесного хозяйства
УСТАНОВИЛ: постановлением Главы Администрации Истринского района N 1995/23 от 25 ноября 1992 г. "Об утверждении площадей, передаваемых совхозу "Куйбышево" в собственность, бессрочное пользование и аренду, и выдаче свидетельства" утверждена площадь земель, передаваемых совхозу "Куйбышево" бесплатно в коллективно-долевую собственность в количестве 1662,4 га сельскохозяйственных угодий и в бессрочное (постоянное) пользование 112,7 га.
На основании указанного постановления совхозу "Куйбышево" 29 ноября 1992 г. было выдано свидетельство на право собственности и право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Земельный участок площадью 1109550 +/- 3082 кв. м, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, с присвоением ему кадастрового номера 50:08:0010101:366.
Граница указанного земельного участка состоит из 22 контуров.
22 марта 2017 г. из земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010101:366 было выделено три самостоятельных земельных участка:
- с кадастровым номером 50:08:0000000:162095, состоящий из трех контуров, общей площадью 343819 +/- 7523 кв.м. (далее - спорный земельный участок);
- с кадастровым номером 50:08:0000000:162096, состоящий из шести контуров, общей площадью 284271 +/- 10400 кв.м.;
-с кадастровым номером 50:08:0000000:162094, состоящий из тринадцати контуров, общей площадью 481460 +/- 20584 кв. м.
На земельном участке с кадастровым номером 50:08:0000000:162095 расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности акционерному обществу "Куйбышево" (далее - АО "Куйбышево", общество, заявитель).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), земельный участок с кадастровым номером 50:08:0000000:162095 имеет следующие характеристики: площадь 343819 +/-7523 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес местоположения: Московская область, Истринский район, совхоз "Куйбышево".
31 марта 2017 г. АО "Куйбышево" обратилось в Администрацию городского округа Истра Московской области (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:162095.
Письмом от 05 июня 2017 г. N М502-3180726395-5669914 Администрация отказала заявителю в предоставлении земельного участка в собственность на основании того, что согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости имеется пересечения границ испрашиваемого участка с границами иных земельных участков.
Указанным письмом обществу предложено исправить кадастровую ошибку в определении местоположения границ земельного участка или устранить имеющиеся пересечения иным способом.
18 сентября 2017 г. на обращение АО "Куйбышево" Администрация сообщила, что для рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность спорного земельного участка обществу необходимо устранить наложение границ испрашиваемого земельного участка на земли лесного фонда.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:162096 также предложено устранить наложение границ земельного участка на земли лесного фонда.
В письме от 16 октября 2017 г. N 5941 Администрация указала, на то что раздел исходного земельного участка с кадастровым номером 50:08:0010101:366 осуществлен в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку образование земельных участков с кадастровым номером 50:08:0000000:162095, 50:08:0000000:162096 и 50:08:0000000:162094 произведено без соблюдения установленных законодательством процедур. В результате нарушений возникло пересечение границ указанных участков, которое необходимо устранить путем исключения сведений о границах данных участков.
Считая свои права нарушенными, АО "Куйбышево" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Истра Московской области о признании незаконным отказа в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося у общества в постоянном (бессрочном) пользовании с кадастровым номером 50:08:0000000:162095, состоящий из трех контуров, общей площадью 343819 +/- 7523 кв.м., находится под объектами капитального строительства, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу Московская область, Истринский район, совхоз "Куйбышево" и об обязании Администрации городского округа Истра Московской области принять решение о предоставлении в собственность АО "Куйбышево" земельный участок с кадастровым номером 50:08:0000000:162095, состоящий из трех контуров, общей площадью 343819 +/- 7523 кв.м., находится под объектами капитального строительства, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу Московская область, Истринский район, совхоз "Куйбышево" и направить в адрес АО "Куйбышево" в течение месяца после вступления решения в законную силу проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Государственная компания "Российские Автомобильные Дороги", Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, АО "Мосводоканал", Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" и Федеральное агентство лесного хозяйства
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 декабря 2018 г. требования АО "Куйбышево" удовлетворены в части признания незаконным отказа Администрации городского округа Истра Московской области, выраженный в письме от 05 июня 2017 г. N М502-3180726395-5669914, об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:162095, состоящего из трех контуров, общей площадью 343819 +/- 7523 кв.м., категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу Московская область, Истринский район, совхоз "Куйбышево". В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Администрации городского округа Истра Московской области в пользу АО "Куйбышево" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб., расходы на проведение судебной экспертизы в размере 30 000 руб. АО "Куйбышево" возвращена из федерального бюджета Российской Федерации государственная пошлина в размере 3 000 руб., уплаченная по платежному поручению N 8 от 10 января 2018 г.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2019 г. решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения заявленных требований и распределения судебных расходов. В удовлетворении требований АО "Куйбышево" в указанной части отказано.
В кассационной жалобе АО "Куйбышево" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, поскольку автомобильная дорога не может относиться к внутрихозяйственным дорогам, так как не используется в сельскохозяйственных целях.
В отзывах на кассационную жалобу Федеральное агентство лесного хозяйства и АО "Мосводоканал" просят оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
Отзывы от иных лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель АО "Куйбышево" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ответчика и третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В пункте 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Подпунктом 6 и 7 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации; земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
Из пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (пункт 2 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации)
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется без проведения торгов.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В частности, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам; на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:162095 основан на положениях действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы общества.
При этом судом установлено, что на испрашиваемом земельном участке помимо "сооружений канализации-сети канализации", "сооружений водозаборной-сети водопровода", для которых не требуется выделения отдельного земельного участка, также находится "сооружение дорожного транспорта-дорога на зерноток", находящаяся в собственности городского округа Истра, в связи с чем земельный участок не может быть предоставлен в собственность заявителя.
Отклоняя довод общества о том, что данная дорога ведет к его объекту, принадлежащему ему на праве собственности - зернотоку, суд апелляционной инстанции указал на то, что указанные обстоятельства не являются основанием для предоставления данного участка в собственность, поскольку доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не входит в указанные границы земель, предназначенных для нужд, указанных в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации заявителем не представлено.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции, однако при установленных судом обстоятельствах они не могут служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2019 г. по делу N А41-4426/18 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "Куйбышево" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.