г. Москва |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А41-4426/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Ерёминой А.Г.,
при участии в заседании:
от истца - Арепьева Е.О. по доверенности от 01.08.2018;
от ответчика - представитель не явился, извещен;
от Федерального агентства лесного хозяйства - Афанасьева А.В., по доверенности от 16.06.2018;
от 3-их лиц - представители не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Федерального агентства лесного хозяйства и АО "Куйбышево" на решение Арбитражного суда Московской области от 04 декабря 2018 года по делу N А41-4426/18, принятое судьей Семёновой А.Б., по иску АО "Куйбышево" к Администрации городского округа Истра МО, третьи лица: Министерство имущественных отношений МО, Комитет Лесного Хозяйства МО, Государственная Компания "Российские Автомобильные Дороги", Главное управление архитектуры и градостроительства МО, АО "Мосводоканал", Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Федеральное агентство лесного хозяйства о признании,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Куйбышево" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Администрации городского округа Истра Московской области с заявлением о:
- признании незаконным отказа Администрации городского округа Истра по заявлению ОАО "Куйбышево" в принятии решения о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося у общества в постоянном (бессрочном) пользовании с кадастровым номером 50:08:0000000:162095, состоящий из трех контуров, общей площадью 343819 +- 7523 кв. м, находится под объектами капитального строительства, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу Московская область, Истринский район, совхоз "Куйбышево" и обязании Администрации городского округа Истра принять решение о предоставлении в собственность АО "Куйбышево" земельный участок с кадастровым номером 50:08:0000000:162095, состоящий из трех контуров, общей площадью 343819 +- 7523 кв. м, находится под объектами капитального строительства, категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства", расположенный по адресу Московская область, Истринский район, совхоз "Куйбышево" и направить в адрес АО "Куйбышево" в течение месяца после вступления решения в законную силу проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
В качестве третьих лиц в деле участвуют: Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, Государственная Компания "Российские Автомобильные Дороги", Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области, АО "Мосводоканал", Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Федеральное агентство лесного хозяйства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 декабря 2018 года по делу N А41-4426/18 требования ОАО "Куйбышево" удовлетворены в части признания незаконным отказа Администрации городского округа Истра, выраженного в письме от 05.06.2017 N М502-3180726395-5669914. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С Администрации городского округа Истра Московской области в пользу АО "Куйбышево" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб., расходы на проведение судебной экспертизы в размере 30 000 руб. АО "Куйбышево" возвращена из федерального бюджета Российской Федерации государственная пошлина в размере 3 000 руб., уплаченная по платежному поручению N8 от 10.01.2018.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что вывод суда первой инстанции об отсутствии пересечений спорного земельного участка с землями лесного фонда противоречит материалам дела, земельный участок является ограниченным в обороте в силу п.1 ч.5 ст.27 ЗК РФ.
Также с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований не согласилось АО "Куйбышево" и просит решение суда в обжалуемой части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указывает, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права, поскольку размещение канализационных и водопроводных сетей осуществляется без предоставления земельного участка и предусмотренное ст.39.20 ЗК РФ исключительное право на оформление земельного участка в собственность или аренду у собственника ОКС отсутствует, и тем самым не может препятствовать реализации Обществу его исключительного права на выкуп земельного участка.
В судебном заседании представитель Федерального агентства лесного хозяйства поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Представитель АО "ФГК" поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции в обжалуемой части, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы Федерального агентства лесного хозяйства.
Представители Администрации городского округа Истра МО, Министерства имущественных отношений МО, Комитета Лесного Хозяйства МО, Государственной Компании "Российские Автомобильные Дороги", Главного управления архитектуры и градостроительства МО, АО "Мосводоканал", Московско-Окского бассейновое водное управления Федерального агентства водных ресурсов, ФГБУ "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемое решение подлежащим отмене в части удовлетворения исковых требований и распределения судебных расходов, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 25.11.1992 Главой администрации Истринского района вынесено постановление N 1995/23 об утверждении площадей, передаваемых совхозу "Куйбышево" в собственность, бессрочное пользование и аренду, и выдаче свидетельства, согласно которому совхозу бесплатно в коллективно-долевую собственность передано 1662,4 га сельскохозяйственных угодий, в бессрочное (постоянное) пользование - 112,7 га (л.д. 14 т. 1).
29.11.1992 совхозу "Куйбышево" выдано свидетельство на право собственности и право постоянного (бессрочного) пользования землей (л.д. 15 т. 1).
Земельный участок площадью 1109550 +- 3082 кв. м, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, с присвоением ему КН 50:08:0010101:366. Граница указанного участка состоит из 22 контуров.
22.03.2017 из земельного участка с КН 50:08:0010101:366 было выделено три самостоятельных земельных участка с КН 50:08:0000000:162095, состоящий из трех контуров, общей площадью 343819 +- 7523 кв. м (спорный земельный участок), с КН 50:08:0000000:162096, состоящий из 6 контуров, общей площадью 284271 +- 10400 кв. м, и с КН 50:08:0000000:162094, состоящий из 13 контуров, общей площадью 481460 +- 20584 кв. м.
На земельном участке с КН 50:08:0000000:162095 распложены объекты недвижимости, принадлежащие АО "Куйбышево" на праве собственности (л.д. 16-70 т.1 - выписки из ЕГРН).
Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 71-126 т. 1), земельный участок с КН 50:08:0000000:162095 имеет следующие характеристики: площадь 343819+/-7523 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес местоположения: Московская область, Истринский район, совхоз "Куйбышево".
31 марта 2017 года АО "Куйбышево" обратилось в Администрацию го Истра с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с КН 50:08:0000000:162095 (л.д. 147 т. 1).
Письмом от 05.06.2017 администрация отказала в предоставлении участка, в связи с тем, что имеется пересечения границ испрашиваемого участка с границами иных земельных участков, обществу предложено устранить пересечение (л.д. 150 т. 1).
В письме от 18.09.2017 администрация указала на наложение границ указанного участка на земли лесного фонда, предложив устранить пересечение (л.д. 155 т. 1).
В письме от 15.10.2017 администрация указала, что раздел исходного земельного участка с КН 50:08:0010101:366 осуществлен в нарушение требований Земельного кодекса РФ, образование земельных участков с КН 50:08:0000000:162095, 50:08:0000000:162096 и 50:08:0000000:162094 произведено без соблюдения установленных законодательством процедур. В результате нарушений возникло пересечение границ указанных участков, которое необходимо устранить путем исключения сведений о границах данных участков (л.д. 156 т. 1).
Не согласившись с отказом в предоставлении участка в собственность, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Признавая незаконным отказ Администрации в представлении в собственность земельного участка, суд первой инстанции основывался на результатах комплексной гидрологической землеустроительной экспертизы, согласно которой земельный участок с КН 50:08:0000000:162095 находится за пределами верхних и боковых границ 2 пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г.Москвы согласно норм действующего законодательства, пересечений границ указанного участка и зон санитарной охраны водных объектов не установлено, а также на результатах осмотра территории лесного участка (Акт осмотра от 13.07.2018, л.д. 76 т. 3), согласно которым земельный участок с КН 50:08:0000000:162095 состоит из двух частей: одна часть расположена у п.Павловское го Истра, участок застроен, граничит с кварталом 23 выделом 17 Сельского участкового лесничества и наложений на земли сельского участкового лесничества не имеет; вторая часть расположена вблизи д. Красновидово го Истра, общих границ с Рождественским участковым лесничеством не имеет.
При этом, отказывая в удовлетворении требований о передаче спорного земельного участка в собственность, суд исходил из того, что согласно выписок из ЕГРН, в границах земельного участка с кадастровым номером 50:08:0000000:162095, состоящего из трех контуров, общей площадью 343819+/-7523 кв.м., расположены объекты недвижимости иных лиц :
- с КН 50:08:000000:1620082 "сооружение канализации-сети канализации" в собственности ТСН "Коттеджный поселок "Подмосковные Просторы";
- с КН 50:08:0000000:162700 "сооружение дорожного транспорта-дорога на зерноток",в собственности г. о Истра;
- с КН 50:08:0000000:160080 "сооружение водозаборные- сети водопровода", в собственности ТСН "Коттеджный поселок "Подмосковные Просторы".
Между тем, судом первой инстанции не учтены положения ч.1 ст.198 АПК РФ, согласно которой юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) уполномоченных органов, если полагают, что оспариваемые действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений вышеуказанной статьи, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действия (бездействия) уполномоченных органов является одновременное несоответствие этого действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующими требованиями.
Однако, при повторном рассмотрении дела, апелляционным судом такая совокупность условий для признания незаконным ненормативно-правового акта не установлена.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ)).
В силу частей 1, 2 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (п.6); земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса (п. 7).
Пунктами 4, 5 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам; на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора (ч. 2 ст. 39.20 ЗК РФ).
В своей апелляционной жалобе истец указывает, что согласно п.З ст.39.36 Земельного Кодекса РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.
Данные доводы апелляционный суд находит обоснованными, поскольку Постановлением Правительства РФ ОТ 03.12.2014 года N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В указанный перечень, в том числе, включены подземные линейные сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 1); линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 3).
Таким образом, нахождение подземных инженерных коммуникаций на земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников инженерных коммуникаций.
Более того, сети водопровода (протяженностью 1676 м, сети канализации протяженностью 1797 м - предназначены для обслуживания и эксплуатации основных объектов недвижимого имущества, в связи с чем, являются вспомогательными объектами недвижимого имущества.
В соответствии с положениями статей 23,78,89,90 Земельного Кодекса РФ нахождение инженерных коммуникаций на земельных участках, не порождает каких-либо вещных прав в отношении данных земельных участков у собственников коммуникаций. Линейные объекты в силу их технических особенностей, и как, правило, большой протяженности, размещаются на значительном количестве земельных участков, в том числе, под их поверхностью. Поскольку сооружения канализационных и водозаборных сетей. являются линейными сооружениями, то они могут располагаться на земельных участках иных собственников (правообладателей) без каких-либо договорных отношений с ними.
Тем самым, размещение канализационных и водопроводных сетей осуществляется без предоставления земельного участка и предусмотренное ст.39.20 Земельного Кодекса исключительное право на оформление земельного участка в собственность или аренду у собственника ОКС отсутствует, и тем самым не может препятствовать реализации Обществу его исключительного права на выкуп земельного участка. Действующее законодательство не предусматривает порядок выделения земельного участка под строительство такого вида подземных объектов недвижимости, как подземные сети инженерного обеспечения.
Между тем, признавая незаконным отказ Администрации, судом первой инстанции не учтены положения подпункта 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ согласно которому уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 ЗК РФ.
В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6);
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (п. 17).
В соответствии с п. 7 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Поскольку на испрашиваемом земельном участке помимо "сооружений канализации-сети канализации", "сооружений водозаборной-сети водопровода", для которых не требуется выделения отдельного земельного участка, также находится "сооружение дорожного транспорта-дорога на зерноток", находящаяся в собственности г.о. Истра, что не оспаривается истцом, то земельный участок, с расположенной на нем дорогой, предназначенной для эксплуатации автомобильных дорог местного значения в силу пп.7 п.5 ст.27 ЗК РФ является ограниченным в обороте и предоставлению в собственность юридическим лицам не подлежит.
Таким образом, позиция истца о том, что данная дорога ведет к его объекту, принадлежащему ему на праве собственности - зернотоку, не является основанием для предоставления данного участка в собственность, поскольку доказательств того, что испрашиваемый земельный участок не входит в указанные границы земель, предназначенных для нужд, указанных в п.7 ч.5 ст.27 ЗК РФ, истцом не представлено.
Следовательно, отказ в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемого земельного участка соответствует земельному законодательству и признанию незаконным не подлежит.
На основании изложенного, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого отказа сделаны при неправильном применении норм материального права, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного акта.
По указанным выше основаниям апелляционная жалоба АО "Куйбышево" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 декабря 2018 года по делу N А41-4426/18 в части удовлетворения исковых требований и распределения судебных расходов отменить.
В удовлетворении требований АО "Куйбышево" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4426/2018
Истец: ОАО "КУЙБЫШЕВО"
Ответчик: Администрация ГО Истра
Третье лицо: ГК "Автодор", Комитет лесного хозяйства МО, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство Имущественных отношений МО, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агентство лесного хозяйства, АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ИСТРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ