г. Москва |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А41-68238/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего - судьи Красновой С.В.
судей Аталиковой З.А., Федуловой Л.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Владспецстрой-5"-Марков С.В., приказ от 01.08.2017 N 32, ген.директор, Мамаев А.М. по дов. от 13.11.2018 N 717,
от заинтересованного лица - Управлению Росреестра по Московской области-не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области (заинтересованного лица) на решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2018, принятое судьей Кулаковой И.А., и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019, принятое судьями Панкратьевой Н.А., Диаковской Н.В., Иевлевым П.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владспецстрой-5"
к Управлению Росреестра по Московской области
о признании незаконными уведомлений о приостановлении регистрации, об обязании осуществить регистрацию,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Владспецстрой-5" (далее - ООО "Владспецстрой-5", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области (далее - Управление Росреестра) о признании незаконными решений о приостановлении государственной регистрации права собственности, оформленных уведомлениями от 28.05.2018 N 50/009/008/2018-15490, 15491, от 13.06.2018 N 50/009/008/2018-16875, от 14.06.2018 N 50/009/008/2018-16836, N 50/009/008/2018-16855; об обязании Управления Росреестра осуществить государственную регистрацию права собственности общества с ограниченной ответственностью "Владспецстрой-5" на квартиры с кадастровыми номерами 50:09:0020709:1147, 50:09:0020709:1179, 50:09:0020709:1164, 50:09:0020709:1238.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.11.2018 заявленные требования удовлетворены. Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Управление Росреестра обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит оспариваемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ООО "Владспецстрой-5" против доводов кассационной жалобы возражал, просил оставить судебные акты без изменения; Управление Росреестра, извещенное о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суде не направило.
Суд кассационной инстанции счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствии лиц, не явившихся в судебное заседание, поскольку в силу пункта 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, не может являться препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Информация о движении дела опубликована на официальном Интернет-сайте суда. Отводов составу суда и отзывов на кассационную жалобу не поступило.
Выслушав представителя стороны, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм права при рассмотрении дела, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Владспецстрой-5" поставлены на кадастровый учет квартиры и нежилые помещения в составе многоквартирного дома с кадастровым N 50:09:0020709:318 и занимаемым им земельным участком с кадастровым N 50:09:0020715:5, которым присвоены кадастровые номера с 50:09:0020709:1147 по 50:09:0020709:1270.
Судом установлено, что спорные квартиры являются частью многоквартирного дома, право собственности на который принадлежит обществу.
Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности на квартиры с кадастровыми номерами 50:09:0020709:1147, 50:09:0020709:1179, 50:09:0020709:1164, 50:09:0020709:1238.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.12.2017 по делу N А41-55600/17, оставленным без изменения Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2018, признано право собственности ООО "Владспецстрой-5" на завершенный строительством и пригодный к эксплуатации 9-этажный 2-секционный многоквартирный кирпичный дом со встроенно-пристроенными помещениями общей площадью 9 973, 9 кв. м (площадь здания - 8 445, 3 кв. м., встроенно-пристроенных помещений - 1 528, 6 кв. м; в том числе общая площадь квартир - 6 869, 7 кв. м, нежилых помещений - 2 152, 1 кв. м, помещений для обслуживания дома - 91, 5 кв. м, площадь мест общего пользования: коридоры, лестничные площадки и т.п. - 860, 6 кв. м) кадастровый номер 50:09:0020709:318, расположенный на арендованном земельном участке площадью 5 500 кв. м, с видом разрешенного использования: для строительства жилого дома, кадастровый номер 50:09:0020715:5 по адресу: Московская область, Солнечногорский район, дер. Радумля, мкр. Механического завода N 1, д. 15.
Уведомлениями от 28.05.2018 N 50/009/008/2018-15490-15491, от 13.06.2018 N 50/009/008/2018-16875, от 14.06.2018 N 50/009/008/2018-16836, N50/009/008/2018-16855 Управление Росреестра приостановило государственную регистрацию перехода права собственности на спорные квартиры, указав, что из решения Арбитражного суда Московской области от 26.12.2017 по делу NА41-55600/2017 не усматриваются права застройщика на квартиры в составе многоквартирного дома.
Суды, удовлетворяя исковые требования общества, исходили из того, что ООО "Владспецстрой-5" является собственником всего многоквартирного дома, то, следовательно, и собственником всех помещений в данном доме.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: незаконность решения заинтересованного лица и нарушение данным решением прав и законных интересов заявителя.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно части 1 статьи 14 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 1, 4 статьи 18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу подпункта 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно пункту 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием возникновения права являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу судебному акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Отказ в государственной регистрации права в этом случае является незаконным (абзац четвертый пункта 1).
Поскольку ООО "Владспецстрой-5" предоставлены все необходимые документы, и имеется вступившее в законную силу решение суда, приостановление государственной регистрации Управлением Росреестра незаконно, а также нарушает права и законные интересы в легализации права собственности в установленном законом порядке, что является нарушением принципа правовой определенности.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная коллегия обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23.11.2018 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2019 по делу N А41-68238/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий - судья |
С.В. Краснова |
Судьи: |
З.А. Аталикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.