город Москва |
|
22 мая 2019 г. |
Дело N А40-146215/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дорогина А.В., доверенность от 14.05.2019; Линенко С.С., доверенность от 14.05.2019; Нарциссов К.О., доверенность от 17.01.2019; Насибуллин С.В., паспорт;
от заинтересованного лица: Пантеленко Ю.И., доверенность от 27.03.2018; Сандетская Е.К., доверенность от 24.08.2018; Терентьев И.А., доверенность от 14.09.2018;
рассмотрев 15 мая 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Русский Национальный Банк"
на решение от 08 ноября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дейна Н.В.,
на постановление от 25 января 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Бекетовой И.В., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.,
по делу N А40-146215/18
по заявлению ООО "Русский Национальный Банк"
об оспаривании приказов и предписания
к Банку России,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Русский Национальный Банк" (далее - банк, кредитная организация, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными приказов Банка России от 06.06.2018 N ОД-1434 "Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации Общество с ограниченной ответственностью "Русский Национальный Банк" ООО "Русский Национальный Банк" (г. Ростов-на-Дону)" (далее - Приказ N ОД-1434), N ОД-1435 "О назначении временной администрации по управлению кредитной организацией Общество с ограниченной ответственностью "Русский Национальный Банк" ООО "Русский Национальный Банк" (г. Ростов-на-Дону) в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций" (далее - Приказ N ОД-1435), предписания Службы текущего банковского надзора Банка России от 04.06.2018 N Т36-9-2-1/10261 ДСП и об обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2018 года заявление ООО "Русский Национальный Банк" в части оспаривания предписания от 04.06.2018 N Т36-9-2-1/10261ДСП оставлено без рассмотрения; требования ООО "Русский Национальный Банк" к Банку России об оспаривании Приказов N ОД-1434 и N ОД-1435 оставлены без удовлетворения.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Русский Национальный Банк" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, лицензия на осуществление банковских операций у ООО "Русский Национальный Банк" отозвана на основании статьи 19, пункта 6 части 1 статьи 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1), части 11 статьи 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).
Основанием для отзыва лицензии явилось неисполнение кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное применение в течение одного года мер, предусмотренных Законом о Банке России, принимая во внимание наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков (пункт 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 395-1).
Нарушения кредитной организацией требований законодательства выявлены Банком России в рамках осуществления дистанционного надзора за деятельностью банка, а также в ходе проведения инспекционной проверки деятельности ООО "Русский Национальный Банк" (промежуточный акт проверки от 17.01.2018 N А2КИ25-13/11ДСП, промежуточный акт проверки от 19.01.2018 N А2КИ25-13/16ДСП, акт проверки от 07.02.2018 N АЗКИ25-13/63ДСП, акт проверки от 08.02.2018 N А1КИ25-13/67ДСП).
ООО "Русский Национальный Банк" неоднократно допускал нарушения банковского законодательства и нормативных актов Банка России:
- статьи 24 Федерального закона N 395-1, статьи 69 Закона о Банке России в части необходимости создания резервов на покрытие возможных убытков;
- Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности", утвержденного Банком России от 26.03.2004 N 254-П (далее - Положение N 254-П);
- Положения о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, утвержденного Банком России 28.06.2017 N 590-П (далее - Положение N 590-П);
- Положения об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах, утвержденного Банком России 16.12.2003 N 242-П (далее - Положение N 242-П);
- Положения о порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденного Банком России 29.08.2008 N 321-П (далее - Положение N 321-П);
- Положения о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Банком России 02.03.2012 N 375-П (далее - Положение N 375-П);
- Положения о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения, утвержденного Банком России 27.02.2017 N 579-П (далее - Положение N 579-П);
- Указания Банка России от 24.11.2016 N 4212-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (далее - Указание N 4212-У);
- Указания Банка России от 09.08.2004 N 1485-У "О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях" (далее - Указание N 1485-У).
В течение последних 12 месяцев Банком России к банку неоднократно применялись меры, предусмотренные статьей 74 Закона о Банке России:
1. Предписанием Банка России от 21.06.2017 N Т360-6-17/11230ДСП банку предъявлено требование об устранении допущенного нарушения пункта 3.3 Положения N 254-П в части некорректной оценки финансового положения заемщика.
2. Предписанием Банка России от 18.07.2017 N Т360-6-17/13003ДСП банку предъявлены требования об устранении допущенных нарушений статьи 24 Федерального закона N 395-1, подпункта 3.14.1.1 пункта 3.14 Положения N 254-П, пункта 1.2 Положения N 242-П в части неправомерного отнесения ссудной задолженности к I категории качества вместо III.
3. Предписанием Банка России от 17.08.2017 N Т360-6-17/15001 ДСП банку предъявлено требование об устранении допущенного нарушения пункта 3.3 Положения N 590-П в части некорректной оценки финансового положения заемщика.
Одновременно указанным предписанием в отношении банка введено ограничение на привлечение денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
4. Предписанием Банка России от 25.08.2017 N Т360-6-17/15495ДСП банку предъявлено требование об устранении допущенных нарушений подпункта 3.14.1 пункта 3.14 Положения N 590-П в части неправомерного отнесения ссудной задолженности к I категории качества вместо III.
5. Предписанием Банка России от 09.10.2017 N Т360-6-17/18420ДСП банку предъявлены требования об устранении допущенных нарушений пункта 3.3 Положения N 590-П в части некорректной оценки финансового положения заемщика и пункта 6.6 Положения N 590-П в части использования заложенного имущества в целях корректировки резервов по состоянию в размере 100% вместо 70% с учетом возникновения оснований для обращения взыскания на заложенное имущество.
Одновременно указанным предписанием в отношении кредитной организации введен запрет на открытие филиалов.
6. Предписанием Банка России от 26.10.2017 N Т360-6-17/19561 ДСП банку предъявлено требование об устранении допущенных нарушений подпункта 3.14.1 пункта 3.14 Положения N 590-П в части неправомерного отнесения ссудной задолженности к I категории качества вместо III.
7. Предписанием Банка России от 31.01.2018 N Т360-5-15/1498ДСП банку предъявлено требование об устранении допущенных нарушений подпункта 3.14.1 пункта 3.14 Положения N 590-П в части неправомерного отнесения ссудной задолженности к I категории качества вместо III и нарушения Порядка составления и представления отчетности по форме 0409303", установленного Указанием N 4212-У, в части некорректного отражения информации по ссудной задолженности.
Одновременно указанным предписанием в отношении банка введены ограничения на осуществление операций, связанных с отчуждением активов.
8. По результатам рассмотрения материалов инспекционной проверки банка были установлены нарушения пункта 3.12 Положения N 590-П в части неформирования банком резерва по ссудной задолженности в рамках присвоенной III категории качества с учетом корректировки на обеспечение при отсутствии информации (финансовой или иной), указанной в приложении 2 к Положению N 590-П, в том числе отчетности заемщика, а также неоднократные нарушения пункта 3.3 Положения N 590-П в части некорректной оценки финансового положения заемщика.
В связи с этим предписанием Банка России от 16.02.2018 N Т360-5-15/2499ДСП банку предъявлено требование об устранении допущенных нарушений.
Одновременно указанным предписанием в отношении кредитной организации введены ограничения на осуществление отдельных операций, в том числе на привлечение денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также открытие им банковских счетов.
9. В ходе инспекционной проверки банка были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ):
- нарушение пункта 3 части 1 статьи 6 и пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) в части невыявления и непредставления в уполномоченный орган сведений об операции, подлежащей обязательному контролю по коду вида операции 4006;
- нарушение пункта 4 части 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ в части указания банком недостоверных сведений об ИНН представителя клиента в записях ОЭС, направленных в уполномоченный орган по операциям клиентов по коду вида операции 4006;
- нарушения пунктов 2.5 и 2.8 Положения N 321-П в части указания некорректных сведений в записях ОЭС с кодами вида операции 4005 и 4006;
- нарушение пункта 2.1 Положения N 375-П в части неназначения сотрудника банка, исполняющего обязанности ответственного сотрудника банка по ПОД/ФТ, в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске.
В связи с выявленными нарушениями предписанием Банка России от 21.02.2018 N Т360-9-13/2769ДСП кредитной организации предъявлены требования об устранении допущенных нарушений и уплате штрафа в размере 300,0 тыс. рублей.
10. В ходе инспекционной проверки банка выявлены нарушения требований нормативных актов Банка России:
- в нарушение пункта 9.29 раздела 6 части II Положения N 579-П на внебалансовом счете 91604 "Неполученные процентные доходы по кредитам и прочим размещенным средствам (кроме межбанковских), предоставленным клиентам" банком не были отражены неполученные процентные доходы по кредитным договорам, заключенным с Фроловым Р.А.;
- в нарушение пункта 3.3 Положения N 590-П банком дана некорректная оценка финансового положения заемщика;
- в нарушение абзаца 4 пункта 6.5 Положения N 590-П банком был некорректно сформирован резерв по ссуде с учетом обеспечения.
Кроме того, Банком России установлены факты недооценки кредитного риска в части некорректной оценки финансового положения заемщика (пункт 3.3 Положения N 590-П) и некорректного формирования резерва по ссуде (подпункт 6.5.2 пункта 6.5 Положения N 590-П).
В связи с выявленными нарушениями предписанием Банка России от 28.03.2018 N Т360-5-80/4486ДСП банку предъявлено требование об устранении допущенных нарушений.
Одновременно указанным предписанием в отношении кредитной организации введены запрет на открытие филиалов и ограничение на осуществление переводов денежных средств в валюте Российской Федерации.
11. В ходе инспекционной проверки банка установлены нарушения пункта 1.3 Указания N 1485-У в части неуказания в Планах реализации обучения по ПОД/ФТ, утвержденных в банке на 2016 и 2017 годы, фамилий лиц, ответственных за проведение обучения.
В связи с этим предписанием Банка России от 28.03.2018 N Т360-9-1-13/4488ДСП кредитной организации предъявлено требование об устранении допущенных нарушений.
Таким образом, банком допущены нарушения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, что, с учетом неоднократного применения в течение одного года мер, предусмотренных Законом о Банке России (предписания от 21.06.2017 N Т360-6-17/11230ДСП, от 18.07.2017 N Т360-6-17/13003ДСП, от 17.08.2017 N Т360-6-17/15001ДСП, от 25.08.2017 N Т360-6-17/15495ДСП, от 09.10.2017 N Т360-6-17/18420ДСП, от 26.10.2017 N Т360-6-17/19561ДСП, от 31.01.2018 N Т360-5-15/1498ДСП, от 16.02.2018 N Т360-5-15/2499ДСП, от 21.02.2018 N Т360-9-13/2769ДСП, от 28.03.2018 N Т360-5-80/4486ДСП, от 28.03.2018 N Т360-9-1-13/4488ДСП), является основанием для отзыва лицензии, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N 395-1.
Приказом N ОД-1434 отозвана лицензия у ООО "Русский Национальный Банк".
Приказом N ОД-1435 назначена временная администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций.
В связи с указанными обстоятельствами, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно сочли соблюденными.
Согласно статье 7 Закона о Банке России, Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Довод заявителя об отсутствии у Банка России оснований для отзыва лицензии в связи с исполнением требований направляемых ему предписаний обоснованно признан несостоятельным в связи со следующим.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 20 Федерального закона N N 395-1, основанием для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций является неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, учитывая неоднократное в течение одного года применение к кредитной организации мер, предусмотренных Законом о Банке России.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что для отзыва лицензии на осуществление банковских операций по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 20 Закона о банках, достаточно фактов нарушения кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, а также неоднократного в течение одного года применения Банком России мер вне зависимости от исполнения вынесенных в отношении нее предписаний.
Вопреки доводам общества суды пришли к правомерному выводу о том, что заявление в части оспаривания предписания Банка России от 04.06.2018 N Т36-9-2-1/10261ДСП подлежит оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.
Пунктом 4 статьи 189.35 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) установлено, что в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией руководитель кредитной организации, имевший право до назначения временной администрации по управлению кредитной организацией действовать от имени кредитной организации без доверенности, вправе представлять ее интересы в арбитражном суде при обжаловании решения Банка России о назначении временной администрации по управлению кредитной организацией, обжаловании приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
Указанная норма устанавливает право председателя правления кредитной организации в период приостановления всех полномочий исполнительных органов кредитной организации действовать без доверенности и обжаловать в суд исключительно решения Банка России о назначении временной администрации и приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.
Учитывая изложенное, суды обоснованно заключили, что с момента издания Приказа N ОД-1435 председатель правления банка Насибуллин С.В. утратил право на принятие решений по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами и учредительными документами кредитной организации, в том числе полномочие на обращение в арбитражный суд с требованиями о признании недействительным предписания Банка России.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что заявление председателя правления ООО "Русский Национальный Банк" Насибуллина С.В. в части требований о признании недействительным предписания Банка России от 04.06.2018 N ТЗ6-9-2-1/10261 ДСП подписано лицом, не имеющим в силу положений Закона о банкротстве права на подписание от имени кредитной организации заявления с данными требованиями.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2019 года по делу N А40-146215/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Русский Национальный Банк" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.