г. Москва |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А41-31202/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ТомСтрой" - Мизин Р.Н., представитель по доверенности от 6 мая 2019 года ;
от заинтересованного лица: Комитета по ценам и тарифам Московской области - Юелоусова Д.Ю., представитель по доверенности от 29 декабря 2018 года, Попович М.Ю., представитель по доверенности от 30 января 2019 года,;
от третьих лиц:
от акционерного общества "Мособлэнергогаз" - Диварова М.В., доверенность от 4 февраля 2019 года;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области - извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании 15 мая 2019 года кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ТомСтрой"
на решение от 18 октября 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Криворучко Е.С.,
на постановление от 05 февраля 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-31202/18,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ТомСтрой"
к Комитету по ценам и тарифам Московской области
третьи лица: акционерное общество "Мособлэнергогаз", Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области
об оспаривании распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ТомСтрой" (далее - заявитель, ООО "ТомСтрой") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Московской области (далее - заинтересованное лицо, комитет) о признании незаконным распоряжения от 07 февраля 2018 года N 11-Р "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объектов заявителей к системе теплоснабжения АО "МОЭГ" в индивидуальном порядке" и об обязании пересмотреть размер платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения акционерного общества "Мособлэнергогаз" (далее - АО "МОЭГ") объекта капитального строительства ООО "ТомСтрой" - внутриплощадочной тепловой сети жилой застройки, расположенной по адресу: Московская область, г.о. Люберцы, п. Жилино-1, 1-й км Быковского шоссе, уч. 1, 4, 5 с суммарной подключаемой тепловой нагрузкой 25,055 Гкал/ч.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2019 года, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами судов, ООО "ТомСтрой" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ООО "ТомСтрой" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители Комитета и АО "МОЭГ" в судебном заседании и представленных отзывах возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, и возражений относительно доводов жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между заявителем и АО "МОЭГ" был заключен договор о подключении к системе теплоснабжения от 12 октября 2015 года N 1-ТТП, которым был установлен предварительный размер платы за подключение к системе теплоснабжения АО "МОЭГ" объекта капитального строительства ООО "ТомСтрой" - внутриплощадочной тепловой сети жилой застройки, расположенной по адресу: Московская область, г.о. Люберцы, п. Жилино-1,1-й км Быковского шоссе, уч. 1, 4, 5 с суммарной подключаемой тепловой нагрузкой 25,055 Гкал/ч (300 млн. руб., из которых 170 млн. руб. - плата за строительство внутриплощадочных сетей и 130 млн. руб. - плата за строительство магистрального трубопровода). Согласно положениям договора окончательный размер платы за подключение определяется уполномоченным государственным органом в области регулирования тарифов.
Распоряжением Комитета от 07 февраля 2018 года N 11-Р, принятым по результатам рассмотрения заявления АО "МОЭГ" от 15 августа 2017 года N И/996/ОСР об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения объектов капитального строительства ООО "ТомСтрой", плата за подключение (технологическое присоединение) установлена в индивидуальном порядке в сумме 280 933 180 руб. (без НДС).
Полагая, что указанное Распоряжение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ТомСтрой" в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды, руководствуясь Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания), Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Порядок подключения), Регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 07 июня 2013 года N 163, Положением о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 01 ноября 2013 года N 1321/46, пришли к выводу о соответствии оспариваемого Распоряжения закону и об отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Пунктом 8 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что плата за технологическое присоединение подлежит регулированию.
В силу части 1 статьи 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных поименованным Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Пунктом 106 Основ ценообразования установлено, что плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения, в соответствии с Законом о теплоснабжении, Градостроительным законодательством Российской Федерации, Правилами подключения и Методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 Основ ценообразования, - в индивидуальном порядке.
Пунктом 109 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение к системе теплоснабжения для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/час суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
АО "МОЭГ" обратилось в Комитет с заявлением от 15 августа 2017 года N И/996/ОСР об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения объектов капитального строительства ООО "ТомСтрой".
Согласно пункту 12 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных совместно с Основами ценообразования (далее - Правила регулирования), приказом председателя Комитета открыто дело об установлении для ООО "ТомСтрой" платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "МОЭГ" в индивидуальном порядке.
Пунктом 110 Основ ценообразования предусмотрено, что в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Согласно пункту 16 Правил подключения, техническая возможность подключения существует: при наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя; при наличии резерва тепловой мощности источников тепловой энергии.
Пунктами 18 и 21 Правил подключения установлено, что в случае если на момент обращения заявителя отсутствует техническая возможность подключения объекта к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения и при этом в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации отсутствуют мероприятия по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения объекта к системе теплоснабжения, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в течение 30 дней обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта с приложением заявки на подключение.
В случае внесения изменений в схему теплоснабжения теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в течение 30 дней с даты внесения изменений обращается в орган регулирования для внесения изменений в инвестиционную программу и в течение 30 дней с даты внесения изменений в инвестиционную программу направляет заявителю проект договора о подключении.
Согласно схеме теплоснабжения городского поселения Томилино Люберецкого района Московской области на период до 2031 года, утвержденной распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 06 декабря 2016 года N 243, жилая застройка находится в перспективной зоне теплоснабжения существующей котельной АО "МОЭГ", расположенной в п. Томилино, мкр. Птицефабрика, с резервом тепловой мощности 24,92 Гкал/ч. Так как пропускная способность существующего магистрального трубопровода системы теплоснабжения не обеспечит передачу тепловой энергии 25,055 Гкал/ч для жилой застройки, то в соответствии с пунктом 16 Правил подключения к системам теплоснабжения техническая возможность подключения отсутствует.
В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования Комитетом проведена экспертиза предложения АО "МОЭГ" об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке, после чего Министерство ЖКХ на основании рекомендаций ГКУ МО "АРКИ" подготовило заключение, которым согласовывало схемно-техническое решение, предложенное АО "МОЭГ" по строительству тепловой сети в целях подключения жилой застройки ООО "ТомСтрой", определило, в том числе на основании заключения Государственного автономного учреждения "Московская областная государственная экспертиза", стоимость строительства сетей, утвердило инвестиционную программу АО "МОЭГ" в сфере теплоснабжения на 2018-2020 года, содержащую мероприятие по строительству магистрального трубопровода в целях подключения жилой застройки ООО "ТомСтрой".
Таким образом, учитывая отсутствие технической возможности для осуществления подключения объектов ООО "ТомСтрой" к существующим сетям ввиду недостаточности резерва тепловой мощности, АО "МОЭГ", действуя в соответствии с требованиями Основ ценообразования и пунктов 18 и 21 Правил подключения обратился в орган регулирования для внесения изменений в инвестиционную программу, а Комитет, в свою очередь, действуя в соответствии с пунктами 109, 110 Основ ценообразования, правомерно установил оспариваемым Распоряжением плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения для ООО "ТомСтрой" в индивидуальном порядке.
Следовательно, как правильно указали суды, оспариваемое Распоряжение Комитета соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, что в силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 и части 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводами судов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 февраля 2019 года по делу N А41-31202/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.