Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2019 г. N Ф05-6395/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А41-31202/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цечоевым И.Х.,
при участии в заседании:
от ООО "СЗ "ТомСтрой": Демин С.С. по доверенности от 09.01.2019;
от Комитета по ценам и тарифам Московской области: Ляшко Н.А. по доверенности от 29.12.2018, Попович М.Ю. по доверенности от 30.01.2019;
от АО "Мособлэнергогаз": Диваров М.В. по доверенности от 21.05.2018;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Специализированный застройщик "ТомСтрой"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 18 октября 2018 года по делу N А41-31202/18,
принятое судьей Криворучко Е.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТомСтрой"
к Комитету по ценам и тарифам Московской области
при участии в деле третьих лиц: акционерного общества "Мособлэнергогаз" и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области
об оспаривании распоряжения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТомСтрой" (далее - ООО "ТомСтрой", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Московской области (далее - заинтересованное лицо, комитет) о признании незаконным распоряжения от 07.02.2018 N 11-Р "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объектов заявителей к системе теплоснабжения АО "МОЭГ" в индивидуальном порядке" и об обязании пересмотреть размер платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения акционерного общества "Мособлэнергогаз" объекта капитального строительства ООО "ТомСтрой" - внутриплощадочной тепловой сети жилой застройки, расположенной по адресу: Московская область, г.о. Люберцы, п. Жилино-1, 1-й км Быковского шоссе, уч. 1, 4, 5 с суммарной подключаемой тепловой нагрузкой 25,055 Гкал/ч.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено акционерного общества "Мособлэнергогаз" и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2018 года по делу N А41-31202/18 в удовлетворении заявления отказано (т. 6 л. д. 74-80).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Специализированный застройщик "ТомСтрой" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Специализированный застройщик "ТомСтрой" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Комитета по ценам и тарифам Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель акционерного общества "Мособлэнергогаз" также возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей ООО "Специализированный застройщик "ТомСтрой", Комитета по ценам и тарифам Московской области и АО "Мособлэнергогаз", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12 октября 2015 года между ООО "ТомСтрой" (заявитель) и АО "Мособлэнергогаз" (исполнитель) заключен договор о подключении к системе теплоснабжения N 1-ТТП, по условиям которого, исполнитель принимает на себя обязательства по подготовке и осуществлению организационных и технических мероприятий, дающих возможность подключаемому объекту заявителя потреблять энергию производимую исполнителем, а заявитель обязуется выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги исполнителя в порядке, предусмотренном настоящим договором (т. 1 л. д. 10-13).
Пунктом 1.2. договора предусмотрено, что АО "Мособлэнергогаз" обязался осуществить подключение объекта к системе теплоснабжения с учетом следующих характеристик:
- подключаемый объект: жилая застройка (40 жилых домов, 9 зданий общественного назначения, 3 здания коммунального назначения), расположенный по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Жилино-1, 1-й км Быковского шоссе, в пределах границ земельного участка 1, 4, 5, принадлежащего ООО "ТомСтрой";
- местоположение точек подключения к системе теплоснабжения: инженерно- технические сети зданий.
Пунктом 2.1. договора установлено, что предварительный размер платы за подключение, включая проектирование и строительство магистрального трубопровода до границы земельного участка, а также строительство внутриплощадочных сетей, их проектирование и оформление необходимых документов для ввода в эксплуатацию, по согласованию сторон составляет 300 000 000 (триста миллионов) руб., в том числе НДС-18% в сумме 45 762 711 руб. 86 коп.
Согласно пункту 1.4 договора исполнитель во исполнение настоящего договора осуществляет следующие мероприятия:
- разработку проектной документации на тепловые сети и сооружения: магистральную теплотрассу, тепловые камеры на границе земельного участка заявителя, внутриквартальные тепловые сети;
- прокладку магистральной теплотрассы от энергоцентра "Томилино" до застраиваемой территории;
- строительство тепловых камер;
- прокладку внутриквартальных тепловых сетей до объектов заявителя в порядке и сроки, предусмотренных настоящим договором;
- осуществляет фактическое подключение к системе теплоснабжения; -иные необходимые действия по подготовке эксплуатируемых источников тепловой энергии, тепловых сетей к подключению и подаче тепловой энергии на объект подключения.
Предварительный размер платы за подключение корректируется путем согласования сторонами сметы по договору в порядке, предусмотренной пунктом 2.3. договора, в части платы за строительство внутриплощадочных сетей, их проектирование и оформление необходимых документов для ввода в эксплуатацию внутриплощадочных сетей, в момент подписания договора определенной сторонами как 170 000 000 руб.
Предварительный размер платы за подключение в части проектирования и строительства магистрального трубопровода до границы земельного участка указанного в пункте 1.4 договора стороны согласовали в сумме 130 000 000 руб.
Окончательный размер платы за подключение определяется уполномоченным государственным органом в области регулирования тарифов (пункт 2.1 договора). В течение десяти календарных дней после установления уполномоченным государственным органом в области регулирования тарифов платы за подключение исполнитель направляет Заявителю дополнительное соглашение с указанием размера установленной платы за подключение и скорректированный график платежей.
07.02.2018 Комитетом по ценам и тарифам Московской области вынесено распоряжение N 11-Р "Об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объектов заявителей к системе теплоснабжения АО "МОЭГ" в индивидуальном порядке" (далее - Распоряжение, т. 1 л. д. 7).
Пунктом 1 Распоряжения установлена плата за подключение (технологичесоке присоединение) к системе теплоснабжения акционерного общества "Мособлэнергогаз" объекта капитального строительства ООО "ТомСтрой" - внутриплощадочной тепловой сети жилой застройки, расположенной по адресу: Московская область, г.о. Люберцы, п. Жилино-1,1-й км Быковского шоссе, уч. 1, 4, 5 с суммарной подключаемой тепловой нагрузкой 25,055 Гкал/ч в индивидуальном порядке в сумме 280 933 180 руб. (без НДС).
Полагая, что указанное Распоряжение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ТомСтрой" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливаются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ)
Пунктом 8 части 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что плата за технологическое присоединение подлежит регулированию.
В соответствии с Положением о комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 01.11.2011 N 1321/46, полномочия по установлению платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения на территории Московской области осуществляет комитет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Постановление N 1075), утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы) и Правила регулирования.
В силу части 1 статьи 14 Закона N 190-ФЗ подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных поименованным Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Пунктом 106 Основ ценообразования N 1075 установлено, что плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения, в соответствии с Законом о теплоснабжении, Градостроительным законодательством Российской Федерации, Правилами подключения N 307 и Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания по расчету тарифов в сфере теплоснабжения N 760-э), исходя из подключаемой тепловой нагрузки, а также в случае, указанном в пункте 109 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, - в индивидуальном порядке.
Пунктом 109 Основ ценообразования N 1075 предусмотрено, что в случае отсутствия технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение к системе теплоснабжения для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/час суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке.
Согласно пункту 2 Правил подключения N 307 подключаемый объект - здание, строение, сооружение или иной объект капитального строительства, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии. Точка подключения - место присоединения подключаемого объекта к системе теплоснабжения.
В данном случае подключение объектов капитального строительства заказчика (многоквартирных жилых домов) предполагает и соблюдение исполнителем пунктов 27-28 Правил подключения N 307.
Объектом подключения может быть теплопотребляющая установка здания, строения, сооружения, подключаемого к системе теплоснабжения, или тепловая сеть потребителя.
Как следует из материалов дела, при заключении договора о подключении к системе теплоснабжения от 12.10.2015 N 1-ТТП ООО "ТомСтрой" и АО "МОЭГ" установили предварительный размер платы за подключение 300 млн. руб., из которых 170 млн. руб. - плата за строительство внутриплощадочных сетей и 130 млн. руб. - плата за строительство магистрального трубопровода. Согласно положениям договора окончательный размер платы за подключение определяется уполномоченным государственным органом в области регулирования тарифов.
При этом график строительства внутриквартальных сетей стороны договора согласовывают путем подписания дополнительного соглашения к договору после установления уполномоченным государственным органом в области регулирования тарифов окончательного размера платы за подключение.
Однако ООО "ТомСтрой" без согласования соответствующих мероприятий с АО "МОЭГ", а также без внесения необходимых изменений в условия договора осуществило строительство внутриквартальных сетей собственными силами.
АО "МОЭГ" обратилось в Комитет с заявлением от 15.08.2017 N И/996/ОСР об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения объектов капитального строительства ООО "ТомСтрой" - жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Люберецкий район, пос. Жилино, 1-й км Быковского шоссе, уч. 1, 4, 5, с суммарной подключаемой тепловой нагрузкой 25,055 Гкал/ч в индивидуальном порядке в сумме 339 499 руб. 63 коп. без НДС.
Согласно пункту 12 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Правила регулирования), приказом председателя Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.08.2017 N 134-Т открыто дело об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "МОЭГ" в индивидуальном порядке.
Пунктом 110 Основ ценообразования предусмотрено, что в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, включаются средства для компенсации регулируемой организации:
а) расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика;
б) расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей;
в) расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии;
г) налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
Согласно пункту 16 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 (далее - Правила подключения), техническая возможность подключения существует:
- при наличии резерва пропускной способности тепловых сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема тепловой энергии, теплоносителя;
- при наличии резерва тепловой мощности источников тепловой энергии.
Пунктами 18 и 21 Правил подключения установлено, что в случае если на момент обращения заявителя отсутствует техническая возможность подключения объекта к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения и при этом в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе теплоснабжающей организации или теплосетевой организации отсутствуют мероприятия по развитию системы теплоснабжения и снятию технических ограничений, позволяющих обеспечить техническую возможность подключения объекта к системе теплоснабжения, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в течение 30 дней обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта с приложением заявки на подключение.
В случае внесения изменений в схему теплоснабжения теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в течение 30 дней с даты внесения изменений обращается в орган регулирования для внесения изменений в инвестиционную программу и в течение 30 дней с даты внесения изменений в инвестиционную программу направляет заявителю проект договора о подключении.
Согласно схеме теплоснабжения городского поселения Томилино Люберецкого района Московской области на период до 2031 года, утвержденной распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 06.12.2016 N 243, жилая застройка находится в перспективной зоне теплоснабжения существующей котельной АО "МОЭГ", расположенной в п. Томилино, мкр. Птицефабрика, с резервом тепловой мощности 24,92 Гкал/ч. Так как пропускная способность существующего магистрального трубопровода системы теплоснабжения не обеспечит передачу тепловой энергии 25,055 Гкал/ч для жилой застройки, то в соответствии с пунктом 16 Правил подключения к системам теплоснабжения техническая возможность подключения отсутствует.
Кроме того, утвержденная инвестиционная программа АО "МОЭГ", содержащая мероприятия по подключению жилой застройки ООО "ТомСтрой", на момент подачи в Комитет заявления отсутствовала.
Из материалов дела следует, что в составе предложенной АО "МОЭГ" к утверждению платы за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке учтены следующие расходы:
1) на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей (за исключением расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей, тепловых пунктов, источников тепловой энергии) в размере 6 947 руб. 82 коп. без НДС;
2) на создание тепловых сетей - 297 317 руб. 06 коп. без НДС, в том числе:
- на строительство магистрального трубопровода тепловой сети - 137 425 руб. 91 коп. без НДС;
- на строительство внутриплощадочных сетей на площадке жилой застройки - 159 891 руб. 15 коп. без НДС;
3) на создание теплового пункта на площадке жилой застройки - 35 234 руб. 75 коп. без НДС.
В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования Комитетом проведена экспертиза предложения АО "МОЭГ" об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения в индивидуальном порядке и установлено следующее:
1. Отсутствует утвержденная инвестиционная программа АО "МОЭГ", содержащая мероприятия по подключению жилой застройки ООО "ТомСтрой", период их реализации и объемы финансирования за счет платы за подключение.
2. Анализ экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей (за исключением расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей, тепловых пунктов, источников тепловой энергии) выявил, что указанные расходы завышены.
По расчету Комитета данные расходы, исходя из представленных АО "МОЭГ" обосновывающих материалов, составят 20,18 тыс. руб. без НДС согласно расчету представленному в экспертном заключении Комитета, являющимся приложением N 27 к протоколу заседания Правления Комитета от 13.10.2017 N 37.
3. Анализ материалов по определению стоимости строительства магистрального трубопровода тепловой сети выявил наличие следующих обосновывающих расчетов:
- расчет стоимости строительства магистрального трубопровода тепловой сети на основе укрупненных нормативов цены строительства;
- сметные расчеты (сводный и локальные) на строительство магистрального трубопровода тепловой сети на основе единичных расценок.
Также Комитетом установлено, что величины стоимости строительства магистрального трубопровода тепловой сети, рассчитанные указанными способами, существенно отличаются.
Из расчета стоимости строительства магистрального трубопровода тепловой сети на основе укрупненных нормативов цены строительства следует, что стоимость строительства составляет 137 425 руб. 91 коп.
Пунктом 110 Основ ценообразования предусмотрено включение в размер платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, средств для компенсации регулируемой организации: расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя, в том числе - застройщика; расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта капитального строительства потребителя, рассчитанных в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции) соответствующих тепловых сетей; расходов на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, необходимых для создания технической возможности такого подключения, в том числе в соответствии со сметной стоимостью создания (реконструкции, модернизации) соответствующих тепловых сетей и источников тепловой энергии; налога на прибыль, определяемого в соответствии с налоговым законодательством.
При этом стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, устанавливаемой в индивидуальном порядке, не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры (пункт 111 Основ ценообразования).
При расчете стоимости строительства магистрального трубопровода тепловой сети сводным сметным расчетом (по состоянию на февраль 2017 года) - стоимость строительства составляет 257 645 руб. 08 коп.
Согласно пункту 30 постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) сметная документация, предусмотренная в пункте 28 настоящего Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.
Оценка экономической обоснованности затрат производится в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, а также Методическими указаниями.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Методические указания), предназначенные для использования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, для расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и в том числе платы за подключение к системе теплоснабжения.
Пунктом 173 Методических указании установлено, что расходы на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения объекта заявителя и расходы на создание (реконструкцию) источников тепловой энергии и (или) развитие существующих источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей, включаемые в состав платы за подключение, не должны превышать укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. В случае отсутствия укрупненных сметных нормативов для отдельных видов объектов капитального строительства расходы на создание (реконструкцию, развитие) указанных объектов не должны превышать федеральные единичные расценки 2001 года, рекомендуемые Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках реализации полномочий в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, с учетом индексов изменения сметной стоимости.
В силу Приложения N 7 к Методическим указаниям, расчет платы за подключение к системе теплоснабжения производится, в том числе, исходя из расходов на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей, которые являются самостоятельным видом расходов и не охватываются расходами на создание (реконструкцию) тепловых сетей и тепловых пунктов.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что Комитет правомерно определил размер расходов на строительство (реконструкцию) тепловых сетей и (или) источников тепловой энергии, включаемых в плату за присоединение, в следующем порядке:
3) производится экспертиза схемно-технического решения прокладки тепловых сетей: тип и способы прокладки сетей, диаметр сетей, усложняющие условия прокладки, дополнительные виды работ. Для проведения экспертизы Комитет направляет обосновывающие документы по принятому схемно-техническому решению в Министерство ЖКХ;
4) определяется наличие в сборниках укрупненных нормативов цены строительства (далее - НЦС) показателей на виды работ, предусмотренные принятым схемно-техническим решением.
В случае наличия показателей НЦС стоимость работ включается плату за присоединение в размере, не превышающем данные показатели.
В случае отсутствия показателей НЦС стоимость работ включается в плату за присоединение в размере, определенном по сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов.
В рамках рассмотрения ранее поданного заявления от 30.05.2017 N И/608ЮСР Комитет направил обосновывающие документы АО "МОЭГ" в Министерство ЖКХ (письмо от 11.07.2017 N 29Исх-2506/16).
По результатам рассмотрения Министерство ЖКХ на основании рекомендаций ГКУ МО "АРКИ" заключением от 21.08.2017 N 11 исх-9068 из которого следует, что:
1) Министерство ЖКХ согласовывает схемно-техническое решение, предложенное АО "МОЭГ" по строительству тепловой сети в целях подключения жилой застройки ООО "ТомСтрой";
2) согласно пункту 2.1.4 и пункту 3.1 Проекта соглашения о реализации инвестиционного проекта между администрацией городского округа Люберцы Московской области и ООО "ТомСтрой" к обязанностям инвестора-застройщика ООО "ТомСтрой" отнесены строительство и ввод в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры жилой застройки, а также, что в результате визуального осмотра строительного участка выявлено, что часть внутриплощадочных тепловых сетей теплоснабжения уже возведена силами инвестора-застройщика (т. 6 л. д. 16-17).
На основании приведенных обстоятельств Комитет исключил из расчета платы за подключение расходы на строительство внутриплощадочных сетей и теплового пункта на площадке жилой застройки. В составе платы за подключение жилой застройки ООО "ТомСтрой" могут быть учтены только расходы на строительство магистрального трубопровода тепловой сети от существующей котельной АО "МОЭГ", расположенной в п. Томилино, мкр. Птицефабрика, до границы с внутриплощадочной тепловой сетью жилой застройки.
В соответствии со схемно-техническим решением предусматривается надземная и подземная прокладка магистрального трубопровода тепловой сети.
Надземная прокладка планируется на металлических и бетонных опорах и металлических эстакадах. Высота металлических опор от 3,3 м до 7,5 м, высота эстакад от 7,5 до 10-м.
Подземная прокладка планируется через Рязанское шоссе и Первомайскую улицу методом горизонтально-направленного бурения в стальном защитном футляре.
Общая протяженность трассы составляет 2 286 м, трубопроводы приняты в изоляции из пенополиуретана (далее - ППУ изоляция) диаметром 500 мм.
Для оценки стоимости трубопроводов тепловой сети применяют НЦС 81-02-132017. Сборник N 13. Наружные тепловые сети. В указанном сборнике:
- показатели НЦС на надземную прокладку на низких и высоких опорах для диаметра труб 500 мм отсутствуют. Нормативы раздела 6 "Надземная прокладка трубопроводов теплоснабжения на низких опорах" и раздела 7 "Надземная прокладка трубопроводов теплоснабжения на высоких опорах" установлены для диаметров труб от 80 до 300 мм.
- показатели НЦС на подземную прокладку методом горизонтально - направленного бурения (бестраншейный способ) отсутствуют;
- показатели НЦС на прокладку трубопроводов в ППУ изоляции диаметром 500 мм имеются только для бесканальной прокладки (раздел 5 сборника).
Согласно пункту 15 Методических рекомендаций по применению государственных сметных нормативов - укрупненных нормативов цены строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 04.10.2011 N 481 (далее - Методические рекомендации), размер денежных средств, связанных с выполнением работ и покрытием затрат, не учтенных в НЦС, рекомендуется определять на основании отдельных расчетов.
Для оценки представленного АО "МОЭГ" сводного сметного расчета на строительство магистрального трубопровода Комитетом направлен в Государственное автономное учреждение "Московская областная государственная экспертиза" (далее - ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза") запрос от 03.08.2017 N 29Исх-2869/16 о стоимости прокладки трубопроводов системы теплоснабжения DN 400-500 в изоляции из пенополиуретана надземным способом на высоких и низких опорах согласно сметной документации проектов - аналогов.
В соответствии с ответом ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" от 23.08.2017 N 3137 Р/1 за период 2015-2017 годы объекты-аналоги не выявлены.
ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" выдано положительное заключение:
- экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 19.12.2017 N 50-1-1-3-1368-17;
- по проверке достоверности определения сметной стоимости от 28.12.2017 N 50-1-6-1518-17.
Из заключения ГАУ МО "Мособлгосэкспертиза" следует, что сметная стоимость строительства магистральных тепловых сетей от энергоцентра Томилино до подключаемых объектов жилой застройки ООО "ТомСтрой" составит 280 913 руб. без НДС.
Распоряжением Министерства ЖКХ от 23.01.2018 N 4-РВ утверждена инвестиционная программа АО "МОЭГ" в сфере теплоснабжения на 2018 -2020 года, содержащая мероприятие по строительству магистрального трубопровода в целях подключения жилой застройки ООО "ТомСтрой", год реализации мероприятия - 2018, объем финансирования - 280 913 руб. без НДС.
При изложенных обстоятельствах, Комитетом распоряжением от 02.02.2018 N 11-Р утверждена плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения АО "МОЭГ" внутриплощадочной тепловой сети жилой застройки ООО "ТомСтрой", расположенной по адресу: Московская область, г.о. Люберцы, п. Жилино-1, 1-й км Быковского шоссе, уч. 1, 4, 5, с суммарной подключаемой нагрузкой 25,055 Гкал/ч в индивидуальном порядке в размере 280 933 руб. 18 коп. без НДС:
- на проведение мероприятий по подключению объектов заявителей (за исключением расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей, тепловых пунктов, источников тепловой энергии) в размере 20,18 руб. без НДС;
- на строительство магистрального трубопровода тепловой сети в размере 280 913 руб. без НДС.
Таким образом, ссылка заявителя на таблицы 13-05-002 13-06-003 "Укрупненные нормативы цены строительства. НЦС 8102-13-2017. Сборник N 13. Наружные тепловые сети" при расчете стоимости размера платы за подключение к сетям АО "МОЭГ" объекта капитального строительства ООО "ТомСтрой" произведены не корректно и не могут применяться в данном конкретном случае.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 октября 2018 года по делу N А41-31202/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31202/2018
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Специализированный застройщик "ТомСтрой, ООО "Том Строй"
Ответчик: Комитет по ценам и тарифам МО, Комитет по ценам и тарифам Московской области
Третье лицо: АО "Мособлэнергогаз", АО АКРЫТОЕ "МОСОБЛЭНЕРГОГАЗ"