г. Москва |
|
23 мая 2019 г. |
Дело N А41-18781/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.05.2019.
Полный текст постановления изготовлен 23.05.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И. Ю.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Подмарькова С.Н. по доверен. от 15.05.2019, Кочнев К.А., ген.директор, приказ от 23.01.2017,
от заинтересованного лица - Кривошеина М.А. по доверен. от 14.12.2018, Хизриев К.Ж. по доверен. от 13.02.2019,
от третьих лиц
от Администрации Щелковского муниципального района Московской области - Мясова С.А. по доверен. от 28.03.2019,
рассмотрев 16 мая 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "ВЕАР"
на решение от 25 октября 2018 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление от 25 января 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Семушкиной В.Н., Пивоваровой Л.В.,
по заявлению ООО "ВЕАР"
к Министерству обороны Российской Федерации
третьи лица: ФГКУ ЦТУИО Министерства обороны РФ, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрация Щелковского муниципального района Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, ООО "ЮНИТРЕЙД", Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Управление лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации"
о признании недействительными результатов межевания земельного участка
УСТАНОВИЛ: ООО "ВЕАР" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее ответчик) об установлении координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040349:48.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГКУ ЦТУИО Министерства обороны РФ, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Администрация Щелковского муниципального района Московской области, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Комитет лесного хозяйства Московской области, о признании недействительными результатов межевания земельного участка, ООО "ЮНИТРЕЙД", Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, ФГКУ "Управление лесного хозяйства Министерства обороны Российской Федерации".
Решением Арбитражного суда Московской области от 25.10.2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ВЕАР" подана кассационная жалоба, согласно которой истец просит решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы указывает, что обстоятельства того, что сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:14:0040349:48 в ГКН появились ранее образования земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:0016 и соответственно земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:105590 суд не учел, уточненная площадь земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:0016 (из которого был образован земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:105590) уже не содержит в себе площадь земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040349:48. Формирование земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:105590 было проведено с нарушениями и без учета существующего спорного арендуемого истцом земельного участка и зарегистрированного права аренды истца на этот участок.
ООО "ВЕАР" полагает, что выводы судов о закреплении участка, переданного НИИ войсковой части N 52531 по государственному акту N 92АС от 20.01.1984 площадью 1 951 га в полном объеме за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны не соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Считает, что суды не применили нормы материального права, подлежащие применению и действовавшие на момент образования спорного земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040349:48 (ранее присвоенный государственный учетный номер 50:14:040349-0008) и права аренды истца на спорный участок, зарегистрированный в соответствии с требованиями действовавшего законодательства.
Представители ООО "ВЕАР" в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержали доводы жалобы.
Представители Министерства обороны Российской Федерации, Администрации Щелковского муниципального района Московской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая решение Арбитражного суда Московской области и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда законными и обоснованными.
Министерство обороны Российской Федерации представило письменный отзыв на жалобу.
Остальные третьи лица в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса рассматривается в их отсутствие.
Письменные отзывы на жалобу не представлены.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Судами установлено, что войсковой части 52531 по государственному акту N АС92 от 20.01.1984 передан земельный участок площадью 1 961 га.
Земельный участок с уточненной площадью 18 540 000 кв.м. поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер 50:14:0000000:0016.
По решению Министерства обороны Российской Федерации из земельного участка 50:14:0000000:0016 образован земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:105590 площадью 13 043 315 кв.м., который поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный с присвоением кадастрового номера 50:14:0000000:105590, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования: под иными объектами специального назначения.
На земельный участок с кадастровым номером 50:14:0000000:105590 зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации N 1871 от 17.12.2010 указанный земельный участок передан на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "ЦТУИО" Министерства обороны Российской Федерации.
Между Администрацией Щелковского муниципального района Московской области (арендодатель) и ООО "Рандеву" (арендатор) заключен договор аренды N 16-323 от 26.09.2000 земельного участка N 1 площадью 7000 кв.м. по адресу Щелковский район, в районе аэродрома "Чкаловский", кадастровый номер 50-14-040349-0007, сроком на 49 лет, для размещения открытой автостоянки с блоком обслуживания.
Данному земельному участку 21.09.2000 присвоен кадастровый номер 50:14:0040349:48, граница земельного участка не была установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения об объекте имеют статус ранее учтенные.
25.12.2012 права и обязанности арендатора перешли к ООО "Веар" по договору передачи прав и обязанностей.
Истец в адрес Министерства обороны Российской Федерации направил межевой план для согласования границ земельного участка с кадастровым номером 50:14:0040349:48.
Поскольку в досудебном порядке границы не были согласованы, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество", абзаце 3 пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что споры об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
Иск об установлении границ земельного участка представляет собой самостоятельный способ защиты нарушенного права, он направлен на устранение неопределенности в прохождении границ земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Ответчиком по такому иску является смежный землепользователь.
Результатом разрешения судом требования об установлении границ земельного участка является установление: границ смежного земельного участка, принадлежащего истцу, если судом будет установлено, что истец обладает данным земельным участком на законном праве; границ смежного земельного участка, принадлежащего ответчику.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 части 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности является его предоставление предприятиям федерального уровня собственности.
В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик от 17.06.1977, статьей 2 Основ лесного законодательства Российской Федерации от 06.03.1993 N 4613-1 все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли составляли лесной фонд.
Распоряжением вице-главы администрации Московской области N 194-РВГ от 20.03.1996 со ссылкой на ходатайство Министерства обороны РФ от 14.09.1995 N 509, в целях удовлетворения потребности военнослужащих Чкаловского гарнизона в местах для стоянки личного автотранспорта изменено целевой использование земельного участка площадью 2,0 га, предоставленных ранее Министерству обороны РФ для государственных нужд в района аэродрома "Чкалово". Указанный земельный участок изъят у Министерства обороны РФ и передан в фонд земель областного значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 181-р от 28.12.1998 разрешен перевод лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользования лесным фондом, и изъятие из земель лесного фонда в лесах Московской области 24,35 гектаров. 28 января 1999 г. Губернатором Московской области со ссылкой на указанное Постановление, издано распоряжение N 48-РГ о переводе земельного участка площадью 2,0 га в квартале N 5, выделы 1 и 2 Монинского военного лесничества из лесов первой группы и изъятии указанного земельного участка и предоставлении его для размещения открытой автостоянки с блоком обслуживания для последующего предоставления обществу "Рандеву".
Постановлением главы Щелковского района Московской области N 1473 от 21.09.2000 г., земельный участок площадью 2,0 га (покрытых лесом 0,7 га) из них участок N 1 площадью 0,7 га, участок N 2 площадью 1,3 (покрытых лесом 0,7 га) изъят из земель в/ч 52531 (Монинское военное лесничество Московского военного лесхоза) Министерства обороны РФ и передаче в фонд распределения.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" установлено, что закреплению подлежат расположенные на землях обороны леса, ранее входившие в лесной фонд, по состоянию на 1 января 1998 г., а также леса, расположенные на землях, предоставляемых для нужд обороны после 1 января 1998 г.
Пунктом 12 вышеназванного Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 N 135 предусмотрено, что в случае прекращения права пользования участками земель обороны прекращается и право пользования расположенными на них лесами. Эти леса подлежат возврату в лесной фонд.
Суды, установив, что земельный участок площадью 13 139 050 кв. м, переданный войсковой части 52531 по государственному акту N АС92 от 20.01.1984 относился к Монинскому военному лесничеству Монинского военного лесхоза; доказательства о прекращении права пользования войсковой части 52531 спорным земельным участком земель обороны (части земельного участка), его возврата в лесной фонд, передачи в собственность субъекта федерации или муниципальную собственность в дело не представлено.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2018 по настоящему делу назначена экспертиза, проведение которой поручено эксперту АНО "Центр судебных экспертиз "Альянс" Маклакову Владиславу Валерьевичу.
Согласно заключению эксперта установленные им границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:00040349:48 полностью входят в границы земельного участка с кадастровым номером 50:15:0000000:105590.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в том числе экспертное заключение, наряду с другими доказательствами по делу, суды, установив, что границы арендованного истцом земельного участка полностью налагаются на границы земельного участка, отнесенного в силу закона к разграниченной государственной собственности Российской Федерации и предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ ЦТУИО Министерства обороны РФ, пришли к обоснованному выводу об отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вывод судов соответствует обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, сделан при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы заявителя жалобы, приведенные им в обоснование несогласия с обжалуемыми судебными актами, ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу норм статей 286, часть 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в кассационной инстанции.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов не имеется, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 октября 2018 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 января 2019 года по делу N А41-18781/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
О. В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.