г. Москва |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А40-173420/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании: от заявителя - Мелякин М.Ю. по доверенности от 19.11.2018, от заинтересованного лица - Шамров И.А.по доверенности от 13.07.2018;
рассмотрев 29 мая 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Инвест Гарант" на решение от 11 октября 2018 года, Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Сизовой О.В. на постановление от 12 февраля 2019 года, Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Кочешковой М.В., по делу N А40-173420/2018,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест Гарант"
к Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве (ОГРН 1047725054464)
о признании недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Инвест Гарант " обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным Распоряжение МИФНС России N 49 по г. Москве N 12 от 01.07.2018 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО "Инвест Гарант".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого апелляционного суда от 12 февраля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить по причине неправильного применения норм права.
В обоснование своей кассационной жалобы общество ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
До начала судебного разбирательства заинтересованное лицо сообщило о переименовании Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве на Межрайонную ИФНС России N 5 по крупнейшим налогоплательщикам на основании пункта 3.1 Приказа Федеральной налоговой службы от 13 ноября 2018 года N ММВ-7-4/643@.
До начала судебного разбирательства от заинтересованного лица поступил отзыв на кассационную жалобу. Отзыв приобщается к материалам дела, поскольку представлен в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 279 АПК РФ.
Представитель кассатора поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что 10.07.2018 Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве вынесено распоряжение N 12 о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Инвест Гарант".
Из распоряжения следует, что целью проверки является проверка наличия фактов осуществления деятельности с грубым нарушением требований, установленных подпунктом "к" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 года N ИЗО в части несоблюдения требований установленных ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", выразившихся в отсутствие надлежащей безотзывной банковской гарантии исполнения обязательств перед участниками азартных игр, указанных в письме УФНС России по г. Москве от 05.07.2018 N 17-14/142356@.
Пунктом 8 Распоряжения определено начало проверки - 12.07.2018.
Посчитав указанное распоряжение не соответствующим требованиям законодательствам, нарушающим права и законные интересы общества, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Кассационная коллегия считает, что принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Судами установлено, что 10.07.2018 Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве вынесено распоряжение N 12 о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Инвест Гарант" по месту нахождения: 123317, Москва, ул. Антонова-Овсеенко, дом 15, стр. 1, офис 428, с 12.07.2018 по 08.08.2018 с целью проверки наличия фактов осуществления деятельности с грубым нарушением требований, установленных п. п. "к" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в и букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1130, в части несоблюдения требований, установленных ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, выразившихся в отсутствие надлежащей безотзывной банковской гарантии исполнения обязательств перед участниками азартных игр, указанных в письме УФНС России по г. Москве от 05.07.2018 N 17-14/142356@.
Согласно письма, информация и документы, подтверждающие наличие у вышеуказанных организаций иных надлежащих безотзывных банковских гарантий исполнения обязательств перед участниками азартных игр в налоговых органах отсутствуют.
Также судами установлено, что согласно постановления Московского городского суда от 23.04.2018 N 4а-1143/2018 в отношении ООО "БК "Олимп", постановлению Московского городского суда от 11.01.2018 г. N 4а-7356/2017 в отношении ООО "Инвест Гарант", решению Московского городского суда от 26.04.2018 г. по делу N 7-5873/18 в отношении ООО "Леон" банковская гарантия, выданная АО КБ "РосинтерБанк" вышеуказанным организациям фактически утратила свои обеспечительные функции с момента отзыва у АО КБ "РосинтерБанк" и перестала отвечать требованиям законодательства и цели, указанной в ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Задачей проверки является осуществление государственного надзора за исполнением требований законодательства о деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации.
Отношения, вытекающие из осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Федеральный закон N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ).
Указанным законом устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 указанного закона предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно п. 22 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другим федеральным законом при осуществлении государственного надзора в области организации и проведения азартных игр.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2013 г. N 75 утверждено Положение о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр (далее - Положение), в соответствии с которым государственный надзор осуществляется следующими органами государственного надзора: а) Федеральная налоговая служба (федеральный государственный надзор); б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены игорные зоны, являющиеся органами управления игорными зонами (региональный государственный надзор) (пункт 3 указанного Положения).
Пунктом 4 Положения установлено, что должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора, являются: а) руководитель, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы; б) руководители, заместители руководителей структурных подразделений Федеральной налоговой службы, руководители, заместители руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора; в) другие должностные лица Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
К основаниям для проведения внеплановой проверки при осуществлении государственного надзора в области организации и проведения азартных игр отнесено поступление в орган государственного надзора информации от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора.
Также судами установлено, что в тексте распоряжения N 12 от 10.07.2017 указано на получение инспекцией сведений из УФНС России по г. Москве согласно письма от 05.07.2018 N 17-14/142356@ о нарушении требований, установленных п. п. "к" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1130 в части несоблюдения требований, установленных ч. 10 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о том, что у налогового органа имелись законные основания для вынесения распоряжения N 12 от 10.07.2018 о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Инвест Гарант".
Таким образом, заявителем не представлены доказательства нарушения его прав в соответствии со ст. 4, ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом отсутствия нарушений ответчиком положений действующего законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для признания оспариваемого акта незаконным и удовлетворения заявленных требований.
Все доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, обсуждены и отклонены по мотиву неосновательности, поскольку при проверке материалов дела не нашли своего подтверждения. Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 11 октября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2019 года по делу N А40-173420/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.