город Москва |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А41-67617/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "ВалМар": Подчасовой А.И. (дов. от 01.03.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области": не явились, извещены;
от третьего лица ООО "УправстройСоюз": не явились, извещены;
рассмотрев 22 мая 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "ВалМар"
на решение Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2018 г.,
принятое судьей Гейц И.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2019 г.,
принятое судьями Диаковской Н.В., Иевлевым П.А., Панкратьевой Н.А.,
по делу N А41-67617/18
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВалМар"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
о признании незаконными решений,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "УправстройСоюз",
УСТАНОВИЛ: основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью "ВалМар" (далее - ООО "ВалМар", общество, заявитель) является управление многоквартирными домами, в связи с чем обществом получена лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 03 декабря 2015 г. N 1110.
21 июня 2018 г. ООО "ВалМар" обратилось в Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Госжилинспекция Московской области) с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления многоквартирным домом по адресу: Московская обл., г. Раменское, ул. Лучистая, д. 5.
30 июля 2018 г. Госжилинспекцией Московской области было принято решение N 13761 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления в связи с несоблюдением подпунктов "а" и "в" пункта 3 Порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 938/пр.
Считая свои права нарушенными, ООО "ВалМар" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Госжилинспекции Московской области о признании незаконным отказа о внесении изменений в реестр лицензий Московской области от 30 июля 2018 г. N 13761 и обязании Госжилинспекции Московской области рассмотреть вопрос о внесении изменений в реестр лицензий Московской области на основании обращения ООО "ВалМар" от 21 июня 2018 г., а также о признании незаконным решения о внесении изменений в реестр лицензий Московской области Госжилинспекции Московской области от 18 мая 2018 г. N 10102.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "УправстройСоюз" (далее - ООО "УправстройСоюз", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2018 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ВалМар" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на нарушение прав и законных интересов общества, выраженные в прекращении/не возобновлении осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом и извлечении прибыли от осуществления такой деятельности.
В отзыве на кассационную жалобу Госжилинспекции Московской области просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "ВалМар" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители Госжилинспекции Московской области и ООО "УправстройСоюз" в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия) (часть 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (пункт 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2, 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 938/пр (далее - Порядок).
Пунктами 2, 4, 5, 6, 7 и 14 Порядка предусмотрено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
д) выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 г. N 937/пр, обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения обо всех собственниках помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН юридических лиц, номеров принадлежащих им помещений, и реквизитов документов, подтверждающих права собственности на помещения, количества голосов, которым владеет каждый собственник помещения в многоквартирном доме;
б) сообщение о проведении общего собрания, оформленное в соответствии с пунктом 5 статьи 45, пунктом 4 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании которого проводится общее собрание;
в) реестр вручения собственникам помещений в многоквартирном доме сообщений о проведении общего собрания, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), которым направлены сообщения, и способе направления сообщений, дате их получения собственниками помещений в многоквартирном доме (представителями собственников), за исключением случая, при котором решением общего собрания предусмотрено, что сообщение о проведении общего собрания размещается в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме;
г) список собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании, содержащий сведения о собственниках помещений в многоквартирном доме (представителях собственников), предусмотренные пунктом 12 настоящих Требований;
д) доверенности (или их копии) или иные документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в многоквартирном доме, присутствовавших на общем собрании;
е) документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включенных в повестку дня и поставленных на голосование, принимались решения на общем собрании;
ж) решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования;
з) иные документы или материалы, которые будут определены в качестве обязательного приложения к протоколу общего собрания решением на общем собрании, принятом в установленном порядке.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые решения соответствуют положениям действующего законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
При этом судами установлено, что решение от 30 июля 2018 г. N 13761 принято Госжилинспекцией Московской области в связи с несоблюдением обществом подпунктов "а", "в" пункта 3 Порядка.
В нарушение подпункта "а" пункта 3 Порядка не соблюдена процедура организации и проведения общего собрания: собственники ненадлежащим образом уведомлены о проведении собрания и итогах голосования, вопрос о хранении копий протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и решений таких собственников по вопросам, поставленным на голосовании, не включен в повестку дня, не указаны сведения о лицах, участвующих в голосовании.
Согласно описи документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий Московской области в связи с заключением договора управления от 21 июня 2018 г., заявителем в качестве подтверждения уведомления собственников о проведении собрания и о его результатах представлены сообщение о проведении общего собрания, сообщение об итогах от 20 июня 2018 г. и акты о размещении указанных сообщений на информационных досках.
Однако протокол общего собрания собственников, на котором было бы принято решение об избрании способа извещения о проведении собрания и его итогах путем размещения информации на информационных досках, заявителем к заявлению от 21 июня 2018 г. приложено не было.
Обществом в Госжилинспекцию Московской области были представлены сведения о реализации собственниками принятого на общем собрании решения о выборе управляющей компании.
ООО "ВалМар" вместе с заявлением от 21 июня 2018 г. представило договор управления многоквартирным домом от 20 июня 2018 г. N Р/Л5, заключенный между ООО "ВалМар" и собственником квартиры N 215 Паплиновой А.П., однако сведения о наличии у Паплиновой А.П. права действовать от имени всех собственников многоквартирного дома не представлено.
Отказывая в удовлетворении требований общества о признании незаконным решения Госжилинспекцией Московской области от 18 мая 2018 г. N 10102 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области, суды исходили из следующего.
08 мая 2018 г. по результатам собрания, проведенного собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская обл., г. Раменское, ул. Лучистая, д. 5, в форме заочного голосования, оформленного протоколом общего внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принято решение о выборе в качестве управляющей компании ООО "УправстройСоюз".
18 мая 2018 г. Госжилинспекцией Московской области по результатам рассмотрения заявления ООО "УправстройСоюз" от 11 мая 2018 г. N 08Вх/04-10102 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области было принято решение от 18 мая 2018 г. N 10102 о внесении в реестр лицензий Московской области с 01 июня 2018 г. сведений об осуществлении ООО "УправстройСоюз" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Московская обл., г. Раменское, ул. Лучистая, д. 5.
Сведения об оспаривании результатов указанного общего собрания собственников помещений в установленном законодательством порядке в Госжилинспекцию Московской области представлены не были.
По результатам проверки представленных ООО "УправстройСоюз" документов оснований для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления не было выявлено, в связи с чем Госжилинспекция Московской области пришла к выводу об отсутствии оснований для исключения из лицензионного реестра многоквартирных домов сведений об управлении ООО "УправстройСоюз" спорным многоквартирным домом.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 октября 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 января 2019 г. по делу N А41-67617/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ВалМар" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.