город Москва |
|
30 мая 2019 г. |
Дело N А40-159704/17 |
Резолютивная часть определения объявлена 23 мая 2019 года.
Полный текст определения изготовлен 30 мая 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Кучерявых Д.Г., доверенность от 15.11.2018;
от заинтересованных лиц: от ОАТИ г. Москвы: Трухина Н.А., доверенность от 13.06.2018; от ГБУ "ГОРИНФОР": Щербина С.И., доверенность от 16.04.2019;
от третьего лица: Шишков В.Ю., доверенность от 11.03.2019;
рассмотрев 23 мая 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ООО "Транспортный газ"
на решение от 16 октября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кастальской М.Н.,
на постановление от 11 февраля 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Москвиной Л.А., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-159704/17
по заявлению ООО "Транспортный газ"
об оспаривании предписания
к ОАТИ г. Москвы, ГБУ "ГОРИНФОР",
третье лицо: Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Транспортный газ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными предписания ОАТИ г. Москвы от 19.07.2017 N 17-43-С05-00688 и действий ГБУ "ГОРИНФОР" по демонтажу информационной конструкции-стелы на АЗС, по адресу: г. Москва, поселение Десеновское, деревня Десна, ул. Рябиновая, вл. 17, стр. 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.12.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.07.2018 указанные решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение указал, что судами не дана оценка доводам и представленным обществом документам о регистрации права собственности на объект недвижимости - АЗС.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Транспортный газ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованных лиц и третьего лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 19.07.2017 ОАТИ г. Москвы выдало Департаменту обязательное к исполнению предписание N 17-43-С05-00688 об организации работ по демонтажу и транспортировке отдельно стоящих информационных конструкций (ценового табло и указателя), размещаемых с нарушением действующего законодательства (далее - предписание).
Данным предписанием Департаменту также указано обеспечить сохранность конструкций.
В соответствии с приложением к предписанию демонтажу подлежала, в том числе конструкция, расположенная по адресу: г. Москва, поселение Десеновское, деревня Десна, ул. Рябиновая, вл.17, стр. 1.
Данная конструкция указана в числе прочих объектов в разрешении на ввод объекта (АЗС) в эксплуатацию, явившемся документом-основанием для выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности ООО "Транспортный газ" на АЗС.
21.07.2017 ГБУ "ГОРИНФОР" на основании указанного предписания ОАТИ г. Москвы и поручения Департамента произведен демонтаж информационной конструкции.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Транспортный газ" в арбитражный суд с соответствующим заявлением в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств судами не установлено.
В соответствии с Положением об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.09.2009 N 960-ПП (далее - Положение N 960-ПП, Постановление N 960-ПП), одной из основных задач ОАТИ является организация и осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы (пункт 2.1.1 Положения N 960-ПП).
ОАТИ г. Москвы на основании пунктов 2.2 и 4.23 Положения N 960-ПП в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве" (далее - Правила N 902-ПП, Постановление N 902-ПП), иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к внешнему виду, размещению, содержанию и эксплуатации объектов праздничного и тематического оформления, рекламных и информационных конструкций; уполномочено выдавать в соответствии с законодательством обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений, устанавливать сроки их выполнения, использовать предусмотренные законом меры при их невыполнении.
Требования к размещению и содержанию информационных конструкций, размещаемых в месте фактического нахождения организации или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя в городе Москве, установлены Правилами N 902-ПП.
Пунктом 7 Правил N 902-ПП установлено, что внешний вид информационных конструкций в виде отдельно стоящих конструкций определяется в соответствии с дизайн-проектом размещения вывески, разработанным и согласованным в соответствии с требованиями раздела III настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 39 Правил N 902-ПП, приведение вывески в соответствие с установленными требованиями осуществляется владельцем указанной вывески за счет его собственных средств.
Согласно пункту 2.3 Постановления N 902-ПП, в случае неприведения вывесок в соответствие с требованиями Правил размещения информационных конструкций или Архитектурно-художественных концепций в сроки, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего постановления, Объединение административно-технических инспекций города Москвы выявляет такие вывески и выдает Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписания об их демонтаже. Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы осуществляет принудительный демонтаж вывесок на основании указанных предписаний.
На основании пункта 2.1.4 Правил N 902-ПП, вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к Постановлению N 902-ПП, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, в следующие сроки (за исключением случаев, указанных в пунктах 2.2 и 2.4 настоящего постановления): в срок до 01.01.2016 - ценовые табло (стелы) автозаправочных станций.
Таким образом, Правилами N 902-ПП предусмотрен срок для добровольного приведения в соответствие с требованиями законодательства информационных конструкций, однако выдача собственнику предписаний или уведомлений о необходимости приведения вывесок в соответствие законодательством не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 902-ПП, контроль за выполнением требований к размещению вывесок, а также выявление вывесок, не соответствующих требованиям настоящих Правил, осуществляется Объединением административно-технических инспекций города Москвы в рамках полномочий по контролю в сфере благоустройства.
При осуществлении контроля за выполнением требований к размещению вывесок Объединение административно-технических инспекций города Москвы выдает Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписания о демонтаже вывесок, не соответствующих установленным требованиям.
Согласно пункту 40 Правил N 902-ПП, если вывеска не была демонтирована ее владельцем в добровольном порядке в установленный срок, организация демонтажа данной информационной конструкции в принудительном порядке осуществляется Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы за счет средств бюджета города Москвы по предписанию Объединения административно-технических инспекций города Москвы в двухнедельный срок со дня получения указанного предписания.
В силу пункта 41 Правил N 902-ПП, Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы организует демонтаж, перемещение на специально организованные для хранения места, хранение, а также утилизацию или продажу демонтированных вывесок.
Демонтаж в принудительном порядке вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляется Департаментом на основании выданного ему предписания ОАТИ г. Москвы.
Работы по демонтажу, вывозу, хранению и утилизации или продаже демонтированных вывесок осуществляются ГКУ "ГОРИНФОР" по поручению Департамента.
Департамент после проведения работ по демонтажу информационных конструкций, не соответствующих установленным требованиям, в семидневный срок направляет информацию о проведенном демонтаже в ОАТИ г. Москвы. Форма предоставления информации о проведенном демонтаже информационной конструкции, не соответствующей установленным требованиям, утверждается ОАТИ г. Москвы.
ГКУ "ГОРИНФОР" после проведения работ по демонтажу информационных конструкций, не соответствующих установленным требованиям, в семидневный срок направляет информацию о проведенном демонтаже в соответствующую управу района города Москвы.
Хранение демонтированных информационных конструкций (вывесок), не соответствующих установленным требованиям, производится на специально организованных Департаментом для их хранения местах в течение не более 30 рабочих дней со дня демонтажа с составлением акта вывоза материальных ценностей и акта передачи их на хранение.
Расходы на выполнение работ по демонтажу подлежат возмещению за счет собственника или иного законного владельца информационной конструкции (вывески) по требованию Департамента либо за счет средств, полученных от продажи информационных конструкций, собственник или иной законный владелец которой не был установлен.
Согласно пункту 41 (1) Правил N 902-ПП, в случае если в течение 30 рабочих дней с даты демонтажа информационной конструкции (вывески) собственник или иной законный владелец информационной конструкции не забрал информационную конструкцию с места хранения, то Департамент продает информационную конструкцию с соблюдением требований законодательства.
В соответствии с распоряжением Департамента от 28.07.2016 N 02-07-7/16 "Об изменении типа государственного казенного учреждения города Москвы "Городская реклама и информация" принято решение о смене организационно-правовой формы Государственного казенного учреждения города Москвы "Городская реклама и информация" на Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городская реклама и информация".
В рамках настоящего дела судами установлено, что на момент выдачи оспариваемого предписания заявитель, по адресу: г. Москва, поселение Десеновское, деревня Десна, ул. Рябиновая, вл. 17, стр. 1, эксплуатировал информационную конструкцию (автозаправочная стела АЗС) в отсутствие согласованного в установленном порядке дизайн-проекта размещения информационных конструкций.
Между тем согласно приведенным нормам заявитель обязан был привести информационную конструкцию в соответствие с требованиями, установленными Правилами N 902-ПП, в срок до 01.01.2016.
ОАТИ г. Москвы в соответствии с предоставленными действующим законодательством полномочиями, установленными Положением N 960-ПП и Правилами N 902-ПП, 19.07.2017 выдало Департаменту обязательное к исполнению оспариваемое предписание об организации работ по демонтажу и транспортировке отдельно стоящих информационных конструкций (ценового табло и указателя), размещаемых с нарушением действующего законодательства.
Работы по демонтажу конструкции выполнены сотрудниками ГБУ "ГОРИНФОР" в соответствии с поручением Департамента и предписанием ОАТИ г. Москвы, уполномоченных осуществлять контроль в сфере размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории города Москвы, спустя 3 года с даты утверждения Правил N 902-ПП.
При этом обязанность ГБУ "ГОРИНФОР" по уведомлению заявителя о добровольном демонтаже информационной конструкции законом не предусмотрена.
Такое предписание направляется только в адрес Департамента.
Таким образом, ГБУ "ГОРИНФОР" при осуществлении в соответствии с поручением Департамента и оспариваемым предписанием ОАТИ г. Москвы демонтажа информационной конструкции также действовало в пределах предоставленных ему указанными Правилами полномочий с соблюдением норм действующего законодательства.
В данном случае заинтересованным лицом не был произведен снос объекта недвижимого имущества. Как следует из материалов дела, и установлено судами стела была демонтирована (снята с опоры, прочно связанной с землей) и помещена на склад ответственного хранения ГБУ "ГОРИНФОР". Соответственно, после оплаты в бюджет города Москвы расходов за демонтаж, транспортировку и хранение конструкции, собственник или иной законный владелец вправе осуществить возврат конструкции.
Таким образом, заявитель не был лишен права собственности на имущество и возможности возвратить его с соблюдением положений, предусмотренных Правилами N 902-ПП.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что права и законные интересы заявителя оспариваемыми предписанием и действиями заинтересованных лиц не нарушены.
Довод общества о несоблюдении судебного порядка осуществления демонтажа, также изложенный в обоснование позиции общества при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, нашел свое отражение в обжалуемых судебных актах, исследован судами и ему дана правомерная оценка.
При этом суды обоснованно отметили, что Правилами N 902-ПП предусмотрен внесудебный порядок осуществления принудительного демонтажа информационных конструкций, размещенных с нарушением требований действующего законодательства (на основании предписания ОАТИ г. Москвы и поручения Департамента).
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые предписание и действия по демонтажу спорной конструкции не противоречат нормам действующего законодательства, прав и законных интересов общества не нарушают, что свидетельствует об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными предписания ОАТИ г. Москвы от 19.07.2017 N 17-43-С05-00688 и действий ГБУ "ГОРИНФОР" по демонтажу информационной конструкции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 октября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 февраля 2019 года по делу N А40-159704/17 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Транспортный газ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.