Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30 мая 2019 г. N Ф05-10008/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А40-159704/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
Л.А.Москвиной, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д.Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Транспортный газ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2018, принятое судьей Кастальской М.Н. (21-915)
по делу N А40-159704/17
по заявлению ООО "Транспортный газ"
к 1) ОАТИ г. Москвы, 2) ГБУ "ГОРИНФОР"
третье лицо: Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы
о признании незаконными предписания,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
1) Иванова Н.С. по дов. от 13.03.2018, Трухина Н.А. по дов. от 13.06.2018 (до перерыва); 2) Щербин С.И. по дов. от 16.04.2018, Семенченко О.Д. по дов. от 09.01.2019 (до перерыва); |
от третьего лица: |
Чувашлева В.В. по дов. от 01.03.2018; Шишков В.Ю. по дов. от 14.03.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Транспортный газ" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконными предписания Объединения административно-технических инспекций города Москвы (далее также - ответчик, ОАТИ г.Москвы) N 17-43-С05-00688 от 19.07.2017 и действий Государственного бюджетного учреждения города Москвы "Городская реклама и информация" (далее также - ответчик, ГБУ "ГОРИНФОР") по демонтажу информационной конструкции-стелы на АЗС: г.Москва, поселение Десеновское, деревня Десна, ул.Рябиновая, вл.17, стр.1.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 12.12.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2018, в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 26.07.2018 указанные решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд г.Москвы.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда г.Москвы от 16.10.2018 в удовлетворении заявления отказано в полном объеме в связи с отсутствием совокупности необходимых условий, предусмотренных ст.198 АПК РФ.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает, что ООО "Транспортный газ" является собственником АЗС, в состав которой входит, в том числе и спорная информационная конструкция. Полагает, что спорная конструкция не подлежала демонтажу. По мнению подателя жалобы, данная информационная конструкция могла быть демонтирована лишь в судебном порядке. Ссылается на то, что никаких предписаний о самостоятельном демонтаже ООО "Транспортный газ" не получало.
Представители ответчиков и третьего лица в судебном заседании, а также в отзывах на жалобу, представленных в порядке ст.262 АПК РФ, возражали против доводов и требований заявителя, просили отказать в удовлетворении апелляционной жалобы и оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на законность оспариваемых предписания ОАТИ г.Москвы и действий ГБУ "ГОРИНФОР".
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей ответчиков и третьего лица, поддержавших в судебном заседании изложенные в отзывах доводы и требования, изучив материалы дела и доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что 19.07.2017 ОАТИ г.Москвы выдало Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы (далее также - Департамент) обязательное к исполнению предписание N 17-43-С05-00688 об организации работ по демонтажу и транспортировке отдельно стоящих информационных конструкций (ценового табло и указателя), размещаемых с нарушением действующего законодательства (далее также - предписание).
Данным предписанием Департаменту также указано обеспечить сохранность конструкций.
В соответствии с Приложением к предписанию демонтажу подлежала, в том числе конструкция, расположенная по адресу: г.Москва, поселение Десеновское, деревня Десна, ул.Рябиновая, вл.17, стр.1.
Данная конструкция указана в числе прочих объектов в разрешении на ввод объекта (АЗС) в эксплуатацию, явившемся документом-основанием для выдачи свидетельства о государственной регистрации права собственности ООО "Транспортный газ" на АЗС (том 2 л.д.49-51).
21.07.2017 ГБУ "ГОРИНФОР" на основании указанного предписания ОАТИ г.Москвы и поручения Департамента произведен демонтаж информационной конструкции.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Транспортный газ" в арбитражный суд с настоящим заявлением в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В соответствии с Положением об Объединении административно-технических инспекций города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.09.2009 N 960-ПП (далее также - Положение об ОАТИ г.Москвы), одной из основных задач ОАТИ является организация и осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы (п.2.1.1 Положения об ОАТИ г.Москвы).
ОАТИ г.Москвы на основании п.2.2. и п.4.23 указанного Положения в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, в том числе Правил размещения информационных конструкций в городе Москве, иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к внешнему виду, размещению, содержанию и эксплуатации объектов праздничного и тематического оформления, рекламных и информационных конструкций; уполномочено выдавать в соответствии с законодательством обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений, устанавливать сроки их выполнения, использовать предусмотренные законом меры при их невыполнении.
Требования к размещению и содержанию информационных конструкций, размещаемых в месте фактического нахождения организации или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя в городе Москве, установлены Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в городе Москве" (далее также - Правила размещения информационных конструкций).
Пунктом 7 Правил размещения и содержания информационных конструкций установлено, что внешний вид информационных конструкций в виде отдельно стоящих конструкций определяется в соответствии с дизайн-проектом размещения вывески, разработанным и согласованным в соответствии с требованиями раздела III настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 39 Правил размещения информационных конструкций приведение вывески в соответствие с установленными требованиями осуществляется владельцем указанной вывески за счет его собственных средств.
Согласно п.2.3. постановления Правительства Москвы от 25.12.2013 N 902-ПП в случае неприведения вывесок в соответствие с требованиями Правил размещения информационных конструкций или Архитектурно-художественных концепций в сроки, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего постановления, Объединение административно-технических инспекций города Москвы выявляет такие вывески и выдает Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписания об их демонтаже. Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы осуществляет принудительный демонтаж вывесок на основании указанных предписаний.
На основании п.2.1.4 Правил размещения информационных конструкций вывески, указанные в пункте 3.5 приложения 1 к настоящему постановлению, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, в следующие сроки (за исключением случаев, указанных в пунктах 2.2 и 2.4 настоящего постановления): в срок до 1 января 2016 года - ценовые табло (стелы) автозаправочных станций.
Таким образом, Правилами размещения информационных конструкций предусмотрен срок для добровольного приведения в соответствие с требованиями законодательства информационных конструкций, однако выдача собственнику предписаний или уведомлений о необходимости приведения вывесок в соответствие законодательством не предусмотрена.
В соответствии с п.34 Правил размещения информационных конструкций контроль за выполнением требований к размещению вывесок, а также выявление вывесок, не соответствующих требованиям настоящих Правил, осуществляется Объединением административно-технических инспекций города Москвы в рамках полномочий по контролю в сфере благоустройства.
При осуществлении контроля за выполнением требований к размещению вывесок Объединение административно-технических инспекций города Москвы выдает Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписания о демонтаже вывесок, не соответствующих установленным требованиям.
Согласно п.40 Правил размещения информационных конструкций если вывеска не была демонтирована ее владельцем в добровольном порядке в установленный срок, организация демонтажа данной информационной конструкции в принудительном порядке осуществляется Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы за счет средств бюджета города Москвы по предписанию Объединения административно-технических инспекций города Москвы в двухнедельный срок со дня получения указанного предписания.
В силу п.41 Правил размещения информационных конструкций Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы организует демонтаж, перемещение на специально организованные для хранения места, хранение, а также утилизацию или продажу демонтированных вывесок.
Демонтаж в принудительном порядке вывесок, не соответствующих установленным требованиям, осуществляется Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы на основании выданного ему предписания Объединения административно-технических инспекций города Москвы.
Работы по демонтажу, вывозу, хранению и утилизации или продаже демонтированных вывесок осуществляются Государственным казенным учреждением города Москвы "Городская реклама и информация" (ГКУ "ГОРИНФОР") по поручению Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы.
Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы после проведения работ по демонтажу информационных конструкций, не соответствующих установленным требованиям, в семидневный срок направляет информацию о проведенном демонтаже в Объединение административно-технических инспекций города Москвы. Форма предоставления информации о проведенном демонтаже информационной конструкции, не соответствующей установленным требованиям, утверждается Объединением административно-технических инспекций города Москвы.
ГКУ "ГОРИНФОР" после проведения работ по демонтажу информационных конструкций, не соответствующих установленным требованиям, в семидневный срок направляет информацию о проведенном демонтаже в соответствующую управу района города Москвы.
Хранение демонтированных информационных конструкций (вывесок), не соответствующих установленным требованиям, производится на специально организованных Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы для их хранения местах в течение не более 30 рабочих дней со дня демонтажа с составлением акта вывоза материальных ценностей и акта передачи их на хранение.
Расходы на выполнение работ по демонтажу подлежат возмещению за счет собственника или иного законного владельца информационной конструкции (вывески) по требованию Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы либо за счет средств, полученных от продажи информационных конструкций, собственник или иной законный владелец которой не был установлен.
Согласно п.41(1) Правил размещения информационных конструкций в случае если в течение 30 рабочих дней с даты демонтажа информационной конструкции (вывески) собственник или иной законный владелец информационной конструкции не забрал информационную конструкцию с места хранения, то Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы продает информационную конструкцию с соблюдением требований законодательства.
В соответствии с распоряжением Департамента от 28.07.2016 N 02-07-7/16 "Об изменении типа государственного казенного учреждения города Москвы "Городская реклама и информация" принято решение о смене организационно-правовой формы Государственного казенного учреждения города Москвы "Городская реклама и информация" на Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городская реклама и информация".
В рамках настоящего дела установлено, что на момент выдачи оспариваемого предписания заявитель по адресу: г.Москва, поселение Десеновское, деревня Десна, ул.Рябиновая, вл.17, стр.1, эксплуатировал информационную конструкцию (автозаправочная стела АЗС) в отсутствие согласованного в установленном порядке дизайн-проекта размещения информационных конструкций.
Между тем согласно приведенным нормам заявитель обязан был привести информационную конструкцию в соответствие с требованиями, установленными Правилами размещения и содержания информационных конструкций, в срок до 01.01.2016.
ОАТИ г.Москвы в соответствии с предоставленными действующим законодательством полномочиями, установленными Положением об ОАТИ г.Москвы и Правилами размещения и содержания информационных конструкций, 19.07.2017 выдало Департаменту обязательное к исполнению оспариваемое предписание об организации работ по демонтажу и транспортировке отдельно стоящих информационных конструкций (ценового табло и указателя), размещаемых с нарушением действующего законодательства.
Работы по демонтажу конструкции были выполнены сотрудниками ГБУ "ГОРИНФОР" в соответствии с поручением Департамента и предписанием ОАТИ г.Москвы, уполномоченных осуществлять контроль в сфере размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории города Москвы, спустя 3 года с даты утверждения Правил размещения и содержания информационных конструкций.
При этом обязанность ГБУ "ГОРИНФОР" по уведомлению заявителя о добровольном демонтаже информационной конструкции законом не предусмотрена.
Такое предписание направляется только в адрес Департамента.
Таким образом, ГБУ "ГОРИНФОР" при осуществлении в соответствии с поручением Департамента и оспариваемым предписанием ОАТИ г.Москвы демонтажа информационной конструкции также действовало в пределах предоставленных ему указанными Правилами полномочий с соблюдением норм действующего законодательства.
Во исполнение указаний суда кассационной инстанции апелляционный суд отмечает, что реализация означенных мер отчуждение у собственника спорной информационной конструкции не предполагает.
В данном случае ответчиком не был произведен снос объекта недвижимого имущества. Как следует из материалов дела, стела была демонтирована (снята с опоры, прочно связанной с землей) и помещена на склад ответственного хранения ГБУ "ГОРИНФОР". Соответственно, после оплаты в бюджет города Москвы расходов за демонтаж, транспортировку и хранение конструкции, собственник или иной законный владелец вправе осуществить возврат конструкции.
Таким образом, заявитель не был лишен права собственности на имущество и возможности возвратить его с соблюдением положений, предусмотренных Правилами размещения информационных конструкций.
Данные обстоятельства свидетельствует о том, что права и законные интересы заявителя оспариваемыми предписанием и действиями ответчиков не нарушены.
Доводы заявителя жалобы о несоблюдении судебного порядка осуществления демонтажа, также изложенный в обоснование позиции Общества при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашел свое отражение в обжалуемом судебном акте, исследован судом первой инстанции и ему дана правильная оценка.
При этом суд обоснованно указал, что Правилами размещения и содержания информационных конструкций предусмотрен внесудебный порядок осуществления принудительного демонтажа информационных конструкций, размещенных с нарушением требований действующего законодательства (на основании предписания ОАТИ г.Москвы и поручения Департамента).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые предписание и действия по демонтажу спорной конструкции не противоречат нормам действующего законодательства, прав и законных интересов Общества не нарушают, что свидетельствует об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными предписания ОАТИ г.Москвы N 17-43-С05-00688 от 19.07.2017 и действий ГБУ "ГОРИНФОР" по демонтажу информационной конструкции.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.10.2018 по делу N А40-159704/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-159704/2017
Истец: ООО Транспортный газ
Ответчик: ГБУ "Горинфор", ГКУ ГОРИНФОР, ОАТИ, ОАТИ г. Москвы
Третье лицо: Департамент СМИ Москвы, Департамент средств массовой информации и рекламы г.Москвы
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10008/18
11.02.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-67363/18
16.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-159704/17
26.07.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10008/18
20.03.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4579/18
12.12.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-159704/17