город Москва |
|
06 июня 2019 г. |
Дело N А40-188672/18-149-2135 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 июня 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Воскресенская земля": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям: Кадырова И.С. (дов. N 112 от 17.12.2018 г.);
рассмотрев 30 мая 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Воскресенская земля"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2018 г.,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2019 г.,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-188672/18-149-2135
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Воскресенская земля"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям
об отмене результатов проверок и признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ: 21 июня 2018 г. на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - Управление Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям, Управление, административный орган) от 23 мая 2018 г. N 500-РП должностными лицами Управления проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Воскресенская земля" (далее - ООО "Воскресенская земля", общество, заявитель) с целью исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания от 23 октября 2017 г. N 06-37/90/1184-РП об устранении выявленных нарушений, срок исполнения которого истек 01 июня 2018 г.
В ходе проведения проверки установлено, что ранее выданное предписание от 23 октября 2017 г. N 06-37/90/1184-РП об устранении выявленных нарушений сроком до 01 июня 2018 г. обществом не исполнено, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для сельскохозяйственного производства с кадастровым номером 50:29:0010504:4 имеется древесно-кустарниковая и сорная растительность, участок не введен в сельскохозяйственный оборот.
По результатам проверки составлен акт проверки от 29 июня 2018 г. N 06-37/29/500-РП и выдано предписание от 29 июня 2018 г. N 06-37/29/500-РП об устранении выявленного нарушения, требований земельного законодательства Российской Федерации.
Считая свои права нарушенными, ООО "Воскресенская земля" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям о признании незаконными действий по проведению организованной распоряжением от 23 мая 2018 г. N 500-РП внеплановой выездной проверки в отсутствие представителя ООО "Воскресенская земля"; об отмене результатов внеплановой выездной проверки организованной распоряжением Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям от 23 мая 2018 г. N 500-РП, и изложенные в акте проверки от 29 июня 2018 г. N 06-37/29/500-РП; о признании недействительным предписания от 29 июня 2018 г. N 06-37/29/500-РП.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2018 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2018 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Воскресенская земля" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Также указано на нарушения проведения проверки.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители ООО "Воскресенская земля" в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Управления, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Предписание представляет собой акт государственного органа, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 Закона.
Частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (часть 1 статьи 16 Закона N 294-ФЗ).
К акту проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии (часть 3).
Согласно части 4 названной статьи акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 3 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 591 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Административный регламент).
Подпунктом 6 пункта 8 указанного Административного регламента установлено, что должностные лица Россельхознадзора и его территориальных органов имеют право выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки.
Согласно пункту 9.10 Приказа Россельхознадзора от 15 апреля 2013 г. N 204 "Об утверждении новой редакции Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям" Управление на закрепленной территории выдает предписания юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия по проведению проверки, результаты проверки, а также предписание соответствуют нормам действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы общества, поскольку при проведении проверки Управлением Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям соблюдены требования земельного законодательства и Закона N 294-ФЗ.
Судами установлено, что предписание выдано уполномоченным лицом в пределах представленных ему полномочий.
При этом отказывая в удовлетворении требования о признании недействительным предписания, суды исходили из того, что в рассматриваемом случае обществом не исполнено ранее выданное предписание, тем самым нарушались требования земельного законодательства систематически, не проводились необходимые мероприятия по защите земельного участка сельскохозяйственного назначения от зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью.
Судами принято во внимание, что в ранее выданном Управлением предписании от 23 октября 2017 г. N 06-37/90/1184-РП в отношении которого административным органом была инициирована проверка, также указано на неисполнение обществом предписания от 26 июня 2017 г. N 06-37/39/428-РП, срок исполнения которого истек 01 октября 2017 г. (зарастание древесно-кустарниковой и сорной растительностью не ликвидировано).
Согласно фототаблице являющейся приложением к акту проверки от 29 июня 2018 г. N 06-37/29/500-РП на момент проверки на земельном участке с кадастровым номером 50:29:0010504:4, принадлежащего ООО "Воскресенская земля" на праве собственности, произрастает древесно-кустарниковая и сорная растительность.
Таким образом, при проведении Управлением 21 июня 2018 г. внеплановой выездной проверки исполнения ранее выданного предписания от 23 октября 2017 г. N 06-37/90/1184-РП установлены одни и те же систематические нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в связи с чем обществу в третий раз было выдано предписание от 29 июня 2018 г. N 06-37/29/500-РП.
На основании изложенного судами была отклонена ссылка общества о том, что предписание, выданное по результатам проведенной 21 июня 2018 г. проверки, было выдано с целью устранения вновь выявленного нарушения, а не по итогам проверки исполнения ранее выданного предписания.
При этом судами установлено, что каких-либо нарушений при проведении проверки и составлении соответствующих документов Управлением Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям не допущено.
В соответствии с требованиями статьи 10 Закона N 294-ФЗ Управление направило в адрес общества уведомление о проведении внеплановой выездной проверки (Распоряжение Управления Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям от 23 мая 2018 г. N 500-РП).
Уведомление было направлено в адрес общества 04 июня 2018 г. посредством направления заказного почтового отправления с уведомлением о вручении на юридический адрес (номер почтового идентификатора 14018430018727). Согласно отчету ФГУП Почта России об отслеживании почтовых отправлений, письмо с почтовым идентификатором 14018430018727 поступило в отделение связи 11 июня 2018 г. и получено обществом 20 июня 2018 г., то есть за сутки до начала проведения проверки. Получение уведомления о проведении проверки подтверждается и самим обществом.
Следовательно, Управлением Россельхознадзора по г. Москве, Московской и Тульской областям соблюдены сроки уведомления о проведении проверки, общество было надлежащим образом уведомлено о предстоящей внеплановой проверке.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод кассационной жалобы о том, что результаты проверки незаконны, так как извещение о предстоящей проверке было получено менее чем за 24 часа до начала фактической проверки, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и ему дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 ноября 2018 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2019 г. по делу N А40-188672/18-149-2135 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Воскресенская земля" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.