г. Москва |
|
23 сентября 2020 г. |
Дело N А40-234713/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кольцовой Н.Н.,
судей Колмаковой Н.Н., Шишовой О.А.,
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: Пегов И.Е. по доверенности от 01.09.2020
рассмотрев 16 сентября 2020 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "АЛПА Центрумс"
на решение от 04.02.2020 Арбитражного суда города Москвы,
и на постановление от 17.06.2020
Девятого арбитражного апелляционного суда
по иску ОАО "РЖД"
к ООО "АЛПА Центрумс"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АЛПА Центрумс" (далее - ООО "АЛПА Центрумс", ответчик) о взыскании неустойки за искажение сведений о грузе в железнодорожной транспортной накладной в размере 840 158,80 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.02.2020, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2020, иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскана неустойка в размере 770 000 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, принять новый судебный акт о взыскании с ответчика в пользу истца не более 8 745 руб. законной неустойки, рассмотреть вопрос о ее снижении до 167, 9 руб. В остальной части иска ОАО "РЖД" - отказать, либо решение и постановление отменить, дело направить в суд первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы ответчик ссылается на то, что Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС) не содержит в себе какой-либо специальной нормы или оговорки сторон СМГС, устанавливающих особую, повышенную ответственность (неустойку) именно за занижение провозных платежей, по сравнению с ответственностью (неустойкой) за более опасное нарушение в виде перегруза вагона сверх его грузоподъемности. Ответчик полагает, что законная неустойка по пункту 4 параграфа 3 статьи 16 СМГС за занижение размера провозных платежей (нарушение) не может быть больше пятикратного размера такого нарушения ("занижения") по данному делу на сумму 1 749 руб., и составляет: 1 749х5=) 8 745 руб.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель истца, извещенного надлежащим образом, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие его представителя в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения норм процессуального и материального права при принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам Арбитражный суд Московского округа не находит оснований для их отмены.
Как установлено судами при рассмотрении спора по существу, между АО "РЖД" и ООО "АЛПА Центрумс" заключен договор перевозки груза со станции Рига-Краста (эксп.) ЛДЗ до станции Междуреченск Зап.-Сиб. железной дороги. Заключение договора перевозки подтверждается накладной N 01413385 от 12.01.2019. Перевозка проводилась в вагоне N 56762628, принадлежащим АО "Первая Грузовая Компания", груженые "Шины и покрышки пневматические резиновые новые, для транспортных средств и машин, используемых в строительстве, горном деле или промышленности".
Поскольку груз принят к перевозке в международном сообщении, между Россией и Латвией, к спорным правоотношениям подлежат применению положения СМГС.
23.01.2019 на ст. Московка Зап.-Сиб.ж.д. при прохождении вагона N 56762628 был обнаружен перегруз вагона на 5600 кг, по документам вес груза 21 546 кг, фактически по показаниям справки о взвешивании вагона 27 200 кг. Согласно составленному акту общей формы N 8300-1-АП/507 от 23.01.2019 установлен факт перегруза вагона, с указанием, что вагон безопасности не угрожает, следует с проверкой массы груза на станции выгрузки. На станции назначения Междуреченск Зап.-Сиб. ж.д. 27.01.2019 произведена комиссионная проверка вагона N 56762628. Путем контрольной перевеске на вагонных весах ВТВ-Д N 183 (дата гос. поверки 15.11.2018, учетный номер 1049), было установлено следующее - вес брутто 48 900 кг, тара 22 500 кг, вес нетто 26 400 кг.
Согласно сведениям указанным отправителем в накладной, вес вагона N 56762628 брутто 43 046 кг, тара 22 500 кг, вес нетто 21 546 кг.
Для удостоверения данного обстоятельства были составлены: акт общей формы N 3/19 от 27.01.2019, акт общей формы N 3/20 от 27.01.2019, и коммерческий акт N ЗСБ 1900458/1 от 27.01.2019. Указанные акты подписаны как приемосдатчиками, так и представителями грузополучателя.
Удовлетворяя иск о взыскании неустойки за искажение сведений о грузе в железнодорожной транспортной накладной частично в размере 770 000 руб., суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 309, 310, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 параграфа 3 статьи 16 СМГС, параграфов 1,2 и 5 статьи 31 СМГС, разъяснениями, данными в пункте 28.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", принимая во внимание, что отправитель является лицом, ответственным за искажение сведений в накладной, повлекшее занижение провозных платежей и, соответственно, возникновения оснований для начисления неустойки, имея в виду, что в соответствии с § 1, 2 статьи 31 СМГС уплата неустойки является обязанностью отправителя, получателя или третьего лица, которое указано отправителем в железнодорожной накладной в качестве плательщика, а также то, что размер неустойки был установлен на законодательном уровне, при этом законодателем учитывалась соразмерность установленного размера неустойки возможным причиненным негативным последствиям ненадлежащего исполнения перевозчиком взятых на себя обязательств, учитывая, конкретные обстоятельства дела, а также, что заявленная неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, пришли к выводу о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению ответчика, размер неустойки снижен до суммы 770 000 руб.
Исходя из установленных обстоятельств дела, первая и апелляционная инстанции правильно применили нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Несогласие ответчика с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, кассационной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04 февраля 2020 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2020 года по делу N А40-234713/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "АЛПА Центрумс" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Н.Н. Колмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.