город Москва |
|
07 июня 2019 г. |
Дело N А41-78581/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "ЗНАМЕНСКОЕ": Аксеновой О.А. (дов. от 09.01.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Управления Росреестра по Московской области: Поздеевой Ю.С. (дов. N 434-Д от 25.12.2018 г.);
от третьего лица Администрации Рузского городского округа Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области: Семионичева А.С. (дов. N 28исх-18/11-28 от 10.01.2019 г.);
рассмотрев 04 июня 2019 г. в судебном заседании кассационные жалобы Управления Росреестра по Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2018 г.,
принятое судьей Уваровым А.О.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2019 г.,
принятое судьями Немчиновой М.А., Коноваловым С.А., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-78581/18
по заявлению закрытого акционерного общества "ЗНАМЕНСКОЕ"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
о признании недействительным решения,
третьи лица: Администрация Рузского городского округа Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области,
УСТАНОВИЛ: закрытое акционерное общество "ЗНАМЕНСКОЕ" (далее - ЗАО "ЗНАМЕНСКОЕ", общество, заявитель) является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23736 площадью 22560 +/- 1314 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее - ЕГРН).
30 июля 2018 г. ЗАО "ЗНАМЕНСКОЕ" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в части внесения изменений о категории земель земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23736 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
06 августа 2018 г. государственный кадастровый учет в отношении указанного земельного участка был приостановлен, в связи с не предоставлением обществом утвержденного генерального плана Рузского городского округа.
В последующем приостановление государственного кадастрового учета было продлено.
Поскольку причины, препятствующие проведению государственного кадастрового учета, заявителем не были устранены, Управлением Росреестра по Московской области 06 ноября 2018 г. было принято решение N МО-18/РКФ-513457 об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации), в связи с непредставлением заявителем испрашиваемых документов.
Считая свои права нарушенными, ЗАО "ЗНАМЕНСКОЕ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Росреестра по Московской области о признании недействительным решения от 06 ноября 2018 г. N МО-18/РКФ-513457 об отказе в учете изменений объекта недвижимости и об обязании Управление Росреестра по Московской области осуществить кадастровый учет изменений в сведениях о категории земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23736 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов" (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (далее - Мособлархитектура) и Администрация Рузского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2018 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2019 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Управление Росреестра по Московской области и Мособлархитектура просят об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. В кассационной жалобе Мособлархитектура также указывает на то, что решением Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 06 марта 2019 г. N 337/35 утвержден Генеральный план Рузского городского округа Московской области и признан утратившим силу Генеральный план сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района, утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района от 25 января 2013 г. N 55/290.
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО "ЗНАМЕНСКОЕ" просит судебные акты оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от Министерства имущественных отношений Московской области и Администрация Рузского городского округа Московской области не поступили.
В заседании кассационной инстанции представители Управления Росреестра по Московской области и Мособлархитектура поддержали доводы кассационных жалоб, согласились с доводами кассационных жалоб друг друга. Представитель ЗАО "ЗНАМЕНСКОЕ" возражал против их удовлетворения.
Представители Министерства имущественных отношений Московской области и Администрации Рузского городского округа Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации недвижимости).
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о государственной регистрации недвижимости под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Пунктами 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости).
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о государственной регистрации недвижимости).
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о том, что оспариваемое решение не основано на положениях действующего законодательства, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку обществом были представлены все необходимые документы для принятия регистрирующим органом решения о внесении изменений о категории земель спорного земельного участка с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
При этом судами установлено, что решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25 января 2013 г. N 55/290 утвержден генеральный план сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области.
Решением Совета Депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 15 августа 2013 г. N 66/334 внесены изменения в решение Совета Депутатов сельского поселения Старорузское от 25 января 2013 г. N 55/290 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения Старорузское".
Из публикации в газете "Красное знамя" от 05 октября 2013 г. N 39/2 следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23736 включен в населенный пункт - д. Алешино сельского поселения Старорузского Рузского муниципального района Московской области.
Указанные документы были приложены к заявлению общества, представленного в Управление Росреестра по Московской области.
Согласно заключению кадастрового инженера Чеснокова И.В. земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23736 входят в состав земель поселений Старорузское.
Установив указанные обстоятельства, суды пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра по Московской области законных оснований для отказа в удовлетворении заявления общества о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23736 в части указания его категории "земли населенных пунктов".
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы Управления Росреестра по Московской области были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Относительно довода кассационной жалобы Мособлархитектуры со ссылкой на решение Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 06 марта 2019 г. N 337/35, которым утвержден Генеральный план Рузского городского округа Московской области и признан утратившим силу Генеральный план сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района, утвержденный решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района от 25 января 2013 г. N 55/290, суд кассационной инстанции отмечает, что он не был предметом рассмотрения судов, следовательно, является новым доводом, исследование которого выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2019 г. по делу N А41-78581/18 оставить без изменения, кассационные жалобы Управления Росреестра по Московской области, Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.