г. Москва |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А41-78581/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Назаренко Е.В.,
при участии в заседании:
от заявителя Закрытого акционерного общества "Знаменское" - Аксенова О.А. представитель по доверенности от 28 мая 2018 года,
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Фирсов А.В. представитель по доверенности от 25 декабря 2018 года,
от третьего лица Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области - Семионичева А.С. представитель по доверенности от 10 января 2019 года,
от третьих лиц Администрации Рузского городского округа Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2018 года по делу N А41-78581/18, принятое судьей Уваровым А.О., по заявлению Закрытого акционерного общества "Знаменское" (ОГРН 1035011650387; ИНН 5075000952) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299) о признании недействительным решения и обязании осуществить кадастровый учет, третьи лица - Министерство имущественных отношений Московской области (ОГРН 1025005245055; ИНН 7725131814), Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (ОГРН 1027700546510; ИНН 7707018904), Администрация Рузского городского округа Московской области (ОГРН 1025007589199; ИНН 5075003287),
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Знаменское" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - управление), в котором просило:
- признать недействительным решение от 06 ноября 2018 года N 18/РКФ-513457 об отказе в учете изменений объекта недвижимости;
- обязать управление осуществить кадастровый учет изменении в сведениях о категории земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23736 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
К участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство), Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области (далее - управление архитектуры), Администрация Рузского городского округа Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены (л.д. 135-137).
Не согласившись с данным судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Одновременно Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением в порядке статьи 48 АПК РФ о процессуальном правопреемстве и замене третьего лица - Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области на Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области (далее - комитет).
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
В обоснование ходатайства комитет ссылается на то, что в соответствии с постановлением Губернатора Московской области от 24 сентября 2018 года N 462-ПГ "О структуре исполнительных органов государственной власти Московской области и составе Правительства Московской области" Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области преобразовано в Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Согласно пункту 10 Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 02 октября 2018 года N 689/35, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области является правопреемником Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области.
Согласно представленной выписке из ЕГРЮЛ сведения внесены в единый государственный реестр юридических лиц указанные сведения 11 января 2019 года.
Учитывая, что в соответствии с положениями статьи 48 АПК РФ правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, апелляционный суд пришел к выводу о наличии оснований для его удовлетворения (постановления Арбитражного суда Московского округа от 30 января 2019 года по делу N А41-9297/2018, от 5 февраля 2019 года по делу N А41-53290/2017).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель управления поддержал доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель комитета поддержал доводы своей апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества возражал против доводов апелляционных жалоб в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Знаменское" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23736, площадью 22560+/-1314 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 7).
Общество 30 июля 2018 года обратилось в управление с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, в котором просило внести изменения о категории земель земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23736 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
В качестве основания внесения изменений заявитель сослался на решение Совета Депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25 января 2013 года N 55/290 (об утверждении Генерального плана сельского поселения Старорузское), решение Совета Депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 15 августа 2013 года N 66/334 (о внесении изменений в решение Совета Депутатов сельского поселения Старорузское от 25 января 2013 года N 55/290 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения Старорузское", решение совета Депутатов Рузского городского округа Московской области от 16 октября 2017 года N 131/12, публикация к газете "Красное знамя" от 05 октября 2013 года N 39/2, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23736 включен в населенный пункт - д. Алешино Рузского муниципального района Московской области.
Управление 06 августа 2018 года приняло решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета N МО-18/РКФ-388662, поскольку утверждение генерального плана является основанием для перевода земельного участка из одной категории в другую, в то время как утвержденный генеральный план Рузского городского округа к заявлению не приложен.
В связи с истечением срока приостановления государственной регистрации, уведомлением от 06 ноября 2018 года в государственной регистрации учета изменений отказано.
Считая, что отказ управления нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 1 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации он может признать такой акт недействительным.
Статьей 13 ГК РФ установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что признание ненормативного правового акта недействительным, а также незаконными решений и действий (бездействия) органов возможно при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 16 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В части 1 статьи 20 указанного закона предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
При этом пунктом 2 статьи 17 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно части 12 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ приостановление государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).
В силу положений статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастре недвижимости в качестве дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества указывается категория земель, к которой отнесен земельный участок.
В статье 15 Федерального закона N 218-ФЗ указаны лица, по заявлению которых осуществляются государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав, к которым относятся собственники земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов. Порядок перевода земель устанавливается федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план поселения содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25 января 2013 года N 55/290 утверждён Генеральный план сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, опубликованное в газете "Красное Знамя" N 39/2 от 05 октября 2013 года.
Решением Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 16 октября 2017 года N 131/12 утверждены Правила землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области.
Заявитель указывает, что земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000:23736 на основании вышеуказанных нормативных правовых актов включен в границы населенного пункта - д. Алешино сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области.
Факт нахождения спорного земельного участка в границах населенного пункта в соответствии с принятым решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области от 25 января 2013 года N 55/290 подтвержден материалами дела, в том числе заключением кадастрового инженера N 30-7/2018.
Кроме того, Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области представило в материалы дела информационную справку по оборотоспособности земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23736, согласно которой земельный участок расположен вблизи дер. Никулино сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, вне границ планируемых особо охраняемых природных экологических и природно-исторических территорий, за пределами границ зон планируемого развития транспортной инфраструктуры федерального и регионального значения, не имеет пересечений с иными лесничествами или лесопарками, расположен вне границ земель Государственного лесного фонда, сельских лесов, территорий и зон охраны объектов культурного наследия. В соответствии с Генеральным планом сельского поселения Старорузское Рузского муниципального района Московской области, утвержденным решением Совета депутатов сельского поселения Старорузское N 55/290 от 25 января 2013 года, земельный участок с кадастровым номером 50:19:0000000: 23736пересекает границы населенного пункта деревни Никулкино и расположен в двух функциональных зонах - индивидуальная жилая застройка (Ж-3) и земли предприятий и организаций, занимающихся сельскохозяйственным производством (СХ-3). В соответствии с Законом Московской области от 28 декабря 2016 года N 184/2016-03 "Об организации местного самоуправления на территории Рузского муниципального района" муниципальные образования Рузского муниципального района объединены и наделены статусом городского округа. Генеральный план Рузского городского округа не утвержден. В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Рузского городского округа Московской области, утвержденными решением Совета депутатов Рузского городского округа Московской области от 16 октября 2017 года N 131/12, земельный участок расположен в территориальной зоне смешанной малоэтажной жилой застройки (Ж-3). Установленный вид разрешенного использования земельного участка "для сельскохозяйственного производства" отсутствует в градостроительном регламенте территориальной зоны Ж-3 и не соответствует Классификатору видов разрешенного использования, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года N 540. Проект планировки и проект межевания территории на рассматриваемый земельный участок не разрабатывались.
Таким образом, генеральный план поселения является достаточным основанием для изменения категории земельного участка, если данный земельный участок включен в границы населенного пункта. Генерального плана сельского поселения Старорузское утвержден и опубликован в установленном законом порядке.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в определении ВС РФ от 06 августа 2015 года N 309-КП 5-8555, постановлении Арбитражного суда Московского округа от 09 сентября 2016 года N Ф05-12757/2016 по делу N А41-374/16.
В силу положений пункта 8 части 1 статьи 32 Федерального закона N 218-ФЗ "органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав в срок не позднее пятнадцати рабочих дней с даты поступления в порядке межведомственного информационного взаимодействия документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости, вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между органами государственной власти, в данном случае заинтересованным лицом, и органами местного самоуправления по осуществлению своих полномочий не должно нарушать права и законные интересы физических и юридических лиц.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу, что отказ управления от 06 ноября 2018 года об отказе в осуществления процедуры кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, нарушает права и законные интересы общества в связи с чем является незаконным.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ исходя из заявленных обществом требований, суд обязал управление осуществить кадастровый учет изменении в сведениях о категории земельного участка с кадастровым номером 50:19:0000000:23736 с "земли сельскохозяйственного назначения" на "земли населенных пунктов".
Доводы апелляционных жалоб проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционные жалобы заявителей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области на его правопреемника - Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области.
Решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2018 года по делу N А41-78581/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-78581/2018
Истец: ЗАО "ЗНАМЕНСКОЕ"
Ответчик: УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по Московской области Россия, 144000, пр. Ленина, д.39, г. Электросталь, Моск. область
Третье лицо: Администрация Рузского городского округа Московской области, ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Министерство имущественных отношений МО, УФС гос. регистрации, кадастра и картографии по Московской области