г. Москва |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А40-135230/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Кузнецова В.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: неявка уведомлен;
от третьего лица: не явился, извещен;
рассмотрев 11 июля 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства воздушного транспорта
на постановление от 15 марта 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Свиридовым В.А., Бекетовой И.В., Красновой Т.Б.,
по делу N А40-135230/2018
по заявлению ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии"
к Федеральному агентству воздушного транспорта
третье лицо: Минфин РФ
о признании незаконным решения.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Аэропорты местных воздушных линий Бурятии" (далее аэропорт) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Федерального агентства воздушного транспорта России (далее - Росавиация) выраженное в письме от 13.03.2018 г. N Исх-5757/13 в части, касающейся ОАО "Аэропорты Бурятии", об обязании Федерального агентства воздушного транспорта принять решение о предоставлении субсидии, выплатить заявителю субсидии не позднее следующего финансового года в размере 1 202 959,60 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Минфин РФ.
Решением от 11 декабря 2018 года Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2019 года решение арбитражного суда города Москвы отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Федеральное агентство воздушного транспорта обратилось в Арбитражный суд Московского округа с настоящей кассационной жалобой.
В кассационной жалобе Федеральное агентство воздушного транспорта просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, также просит решение суда первой инстанции оставить в силе.
До начала судебного разбирательства от общества поступил отзыв на кассационную жалобу. Отзыв приобщается к материалам дела, поскольку представлен в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 279 АПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судом апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, заявитель в 2017 году оказал услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов Федерального государственного бюджетного учреждения "Красноярский комплексный авиационно-спасательный центр МЧС России" на сумму 1 202 959,60 руб.
Указанные потребители услуг освобождены в соответствии с нормами российского права от платы за услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полетов.
Заявитель обратился с заявлением о предоставлении субсидии(-ий) в Федеральное агентство воздушного транспорта в соответствии с положениями Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2017 г. N 1665 (далее - Правила предоставления субсидий), обратилось в Федеральное агентство воздушного транспорта с заявлением (исх. N 1.12-10 от 11.01.2018 г.) о предоставлении субсидии за 2017 год в размере 1 202 959,60 руб.
Согласно Правилам предоставления субсидий, субсидии предоставляются организациям, оказавшим услуги в году, предшествующем текущему финансовому году, то есть в 2018 году выплачиваются субсидии за 2017 год. Заявления могут быть поданы не позднее 01 мая текущего финансового года (пункт 7 Правил).
Заявителем соответствующие субсидии не получены в связи с Решением Росавиации об отказе в предоставлении субсидий организациям по списку. Решение об отказе выражено в направленном по списку письме Федерального агентства воздушного транспорта от 13.03.2018 N Исх-5757/13. Причина отказа - исчерпание лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Федерального агентства воздушного транспорта на цели предоставления субсидий.
Полагая решение Росавиации незаконным, заявитель обратился в суд с указанными требованиями.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил предоставления субсидий основанием для отказа организации в предоставлении субсидии является отсутствие в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Федерального агентства воздушного транспорта как получателя средств федерального бюджета на цели предоставления субсидий.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2018 г. N 32-П положения пункта 3 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации и пунктов 3 и 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими не обеспечивается определенность условий возмещения юридическим лицам за счет средств федерального бюджета расходов на предоставление услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за оказанные услуги, в случае исчерпания доведенных лимитов бюджетных обязательств на возмещение недополученных доходов от предоставления соответствующих услуг и при отказе уполномоченного государственного органа в предоставлении субсидии по этой причине.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Росавиации не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку в данном случае, отказав в предоставлении субсидии по мотиву исчерпания выделенных лимитов бюджетных обязательств, Росавиация по существу лишила общество права на возмещение стоимости оказанных услуг, в то время как государство не вправе в одностороннем порядке отказываться от установленной законом обязанности.
Кассационная коллегия считает, что принимая оспариваемый судебный акт, суд апелляционной инстанций обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно. Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таком положении постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2019 года по делу N А40-135230/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.