г. Москва |
|
1 августа 2019 г. |
Дело N А41-91208/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 01.08.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Одиссей-86" - Петрова Ю.В. (генерального директора по справке от 25.07.2019, выписке из ЕГРЮЛ от 21.07.2019);
от Администрации городского округа Люберцы Московской области - извещена, представитель не явился,
рассмотрев 25.07.2019 в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Одиссей-86"
на решение от 01.03.2019
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Криворучко Е.С.,
на постановление от 07.05.2019
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
по делу N А41-91208/2018
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Одиссей-86"
к Администрации городского округа Люберцы Московской области
об оспаривании предписания, уведомления, действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Одиссей-86" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Люберцы (далее - администрация) о признании незаконными предписания от 03.05.2018 N 2исх-652 о демонтаже незаконно установленного средства размещения информации, уведомления от 26.09.2018 N 54 о произведенном демонтаже наружной рекламы информации, действий по демонтажу и уничтожению средства размещения информации и имущества общества согласно акту от 26.09.2018 N 002/2018 по адресу: г. Люберцы, ул. Проспект Гагарина д. 17/7, помещение 013.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.03.2019, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2019, заявление удовлетворено частично.
Действия администрации по демонтажу панель-кронштейна (медицинского знака) согласно акту от 26.09.2018 N 002/2018 по адресу: г. Люберцы, ул. Проспект Гагарина д. 17/7, помещение 013 признаны незаконными. В удовлетворении остальной части отказано.
В удовлетворении заявления в части признания незаконным предписания от 03.05.2018 N 2исх-652 о демонтаже незаконно установленного средства размещения информации отказано.
Производство по делу в части признания незаконным уведомления от 26.09.2018 N 54 о произведенном демонтаже наружной рекламы информации прекращено.
В кассационной жалобе общество просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Администрация, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своего представителя в судебное заседание суда округа не направила, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27.04.2018 администрацией в ходе проведения мониторинга территории, обнаружено средство размещения информации по адресу: Московская область, г. Люберцы, ул. Проспект Гагарина, д. 17/7, в нарушении порядка установки средств размещения информации, предусмотренного Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон о благоустройстве), а именно: окна заклеены самоклеящейся пленкой с информационным содержанием наименования "АПТЕКА 24"; панель-кронштейн (информационный медицинский крест), размер 0,7 x 0,7, размещаемого с нарушением требований действующего законодательства, а именно без разрешения на установку средства размещения информации, о чем составлен акт о выявлении средства размещения информации от 27.04.2018.
Данные нарушения осуществлены обществом.
Администрация 03.05.2018 вынесла предписание N 2исх-652, которым указал обществу демонтировать незаконно установленное средство размещения информации.
Поскольку предписание администрации в установленный срок обществом не исполнено, 26.09.2018 администрацией произведен демонтаж объектов наружной рекламы, о чем составлено уведомление N 54 о произведенном демонтаже объекта наружной рекламы и информации.
Не согласившись с предписанием, уведомлением и действиями по демонтажу, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В силу статей 22, 23 Закона о благоустройстве средства размещения информации и рекламные конструкции, размещаемые на зданиях и сооружениях не должны мешать их текущей эксплуатации, перекрывать технические и инженерные коммуникации, нарушать функциональное назначение отдельных элементов фасада (незадымляемые балконы и лоджии, слуховые окна и другие), не должны перекрывать оконные проемы, балконы и лоджии жилых помещений многоквартирных домов.
Средства размещения информации устанавливаются на территории муниципального образования на основании разрешения на установку средства размещения информации, выдаваемого в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Средства размещения информации должны соответствовать художественно-композиционным требованиям к их внешнему виду и порядку установки, определенным настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области.
В соответствии пунктами 10.1, 10.3, 10.8, 10.9, 10.11 Положения о порядке установки средств размещения информации на территории муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области, утвержденного постановлением Администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 08.09.2015 N 1879-ПА, выявление средства размещения информации, размещенного на территории Люберецкого муниципального района Московской области с нарушением требований действующего законодательства, осуществляется администрацией в результате осмотров, а также на основании обращений граждан, организаций, органов исполнительной власти по фактам незаконного размещения на территории Люберецкого муниципального района Московской области средства размещения информации. При обнаружении средства размещения информации, размещенного на территории Люберецкого муниципального района Московской области с нарушением требований действующего законодательства, уполномоченным лицом администрации составляется акт по форме приложения N 4 к настоящему Положению.
После выявления средства размещения информации, размещенного на территории Люберецкого муниципального района Московской области с нарушением требований действующего законодательства, направляет владельцу средства размещения информации предписание о демонтаже этого объекта.
Владелец средства размещения информации обязан осуществить демонтаж средства размещения информации в течение 10 дней со дня получения владельцем средства размещения информации предписания о демонтаже, а также удалить информацию, размещенную на таком средстве размещения информации, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединено средство размещения информации, обязан демонтировать средства размещения информации в течение 10 дней со дня получения соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение средства размещения информации осуществляются за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому было присоединено средство размещения информации. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец средства размещения информации обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу недвижимого имущества необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением средства размещения информации.
О произведенном демонтаже составляется акт, в котором указываются место, время демонтажа средства размещения информации, основание его проведения, состояние средства размещения информации до начала работ по демонтажу, состояние средства размещения информации после окончания работ по демонтажу, место хранения средства размещения информации, а также указывается ответственный сотрудник организации, производящей демонтаж.
После демонтажа подрядная организация принимает средства размещения информации на ответственное хранение и несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение средства размещения информации, принятого на хранение, а также за ущерб, причиненный владельцу средства размещения информации вследствие ненадлежащего выполнения работ по демонтажу, в течение 1 (одного) месяца со дня осуществления демонтажа.
Демонтированные средства размещения информации возвращаются владельцу после возмещения владельцем расходов, понесенных в связи с демонтажем, транспортировкой и хранением средства размещения информации.
Согласно пункту 3.5.5 Архитектурно-художественный регламента информационного и рекламного оформления зданий, строений сооружений и объектов благоустройства Московской области, утвержденного распоряжением Главного управления Архитектуры и градостроительства Московской области от 14.07.2015 N 31РВ-72 (далее - регламент), непосредственно на остеклении витрины с внутренней стороны допускается установка средства размещения информации в виде плоских отдельных букв и декоративных элементов.
Габариты витринной информационной конструкции, устанавливаемой непосредственно на внутренней стороне остекления витрины, не должны по высоте превышать 0,4 м. Установка средств размещения информации в витринах и оформление витрин должно осуществляться комплексно.
Размещение средства размещения информации непосредственно на остеклении витрины с внутренней стороны, а также оформление витрин возможно без оформления разрешения.
Средства размещения информации, устанавливаемые в витринах, а также с внутренней стороны остекления витрины (в том числе информационные таблички), должны занимать не более 30% площади каждого проема витрины.
Не допускается: установка витринной конструкции на внешней стороне витрины; нанесение изображений информационного характера на защитные жалюзи; установка любых видов средств размещения информации с креплением на ограждения витрин, приямков и на защитные решетки окон.
Рассматривая данный спор, суды пришли к выводу о том, что произведенный демонтаж самоклеящихся пленок в окнах - 9 штук, произведен в установленном законом порядке, в отсутствии нарушений со стороны администрации, так как окна нежилого помещения "Аптеки" обклеены самоклеящейся пленкой, содержащие информацию о месте и времени; изображение занимает более 50% оконной витрины; данная пленка была наклеена с внешней стороны окон.
При этом утверждение общества о том, что данная пленка была наклеена для того что бы защитить помещение от проникновения солнечных лучей, несостоятельно, поскольку из представленных фотоматериалов следует, что изображенные на оконных витринах буквы носят информационных характер.
В соответствии с пунктом 1.2 регламента консольная информационная конструкция (панель-кронштейн) - двусторонняя информационная конструкция, устанавливаемая на фасаде здания, строения, сооружения перпендикулярно к поверхности фасада и его конструктивным элементам. Может быть выполнена в форме декоративного символа.
В силу пункта 3.5.3 регламента консольная информационная конструкция (панель-кронштейн), в том числе с внутренней подсветкой, может быть по высоте не более 2,0 м и по ширине не более 0,5 м и находиться на расстоянии не более чем 0,3 м от плоскости фасада (выступающих декоративных элементов фасада). При этом крайняя точка лицевой стороны консольной информационной конструкции не должна выступать от стены, на которую она крепится, более чем на 1,0 м и должна располагаться на расстоянии не менее 0,8 м от границы тротуара, кроме случаев, предусмотренных данным регламентом.
Суды указали, что на момент проведения демонтажа панель-кронштейна (медицинского креста) с учетом полученного обществом согласования на установку средства размещения информации от 09.07.2018 N 926-2018, у администрации отсутствовали основания для демонтажа данной конструкции в связи с ее не соответствием архитектурному облику, так как им должным образом не представлены доказательства, подтверждающие точный размер данного панель-кронштейна (медицинского креста).
Таким образом, в данном случае оспариваемые действия администрации в части демонтажа панель-кронштейна (медицинского креста) нарушают права и законные интересы общества.
Отказывая в удовлетворении заявления в части признания незаконным предписания от 03.05.2018 N 2исх-652 о демонтаже незаконно установленного средства размещения информации, суды пришли к выводу о том, что обществом пропущен, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок его подачи, поскольку оспариваемое предписание получено обществом 25.06.2018, тогда как заявление подано в суд лишь 07.11.2018. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления обществом не заявлено.
Прекращая производство по делу в части признания незаконным уведомления от 26.09.2018 N 54 о произведенном демонтаже наружной рекламы информации на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, суды исходили из того, что данное уведомление по своей сути не может считаться ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ, так как не содержит властных предписаний и не порождает правовых последствий для общества, учитывая, что демонтаж уже произведен. В данном уведомлении содержится информация о произведенных действиях, и меры, которые могут быть приняты для возвращения демонтированной конструкции.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Вопреки доводам кассационной жалобы общества, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы, направленные фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2019 по делу N А41-91208/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
О.В. Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Прекращая производство по делу в части признания незаконным уведомления от 26.09.2018 N 54 о произведенном демонтаже наружной рекламы информации на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, суды исходили из того, что данное уведомление по своей сути не может считаться ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ, так как не содержит властных предписаний и не порождает правовых последствий для общества, учитывая, что демонтаж уже произведен. В данном уведомлении содержится информация о произведенных действиях, и меры, которые могут быть приняты для возвращения демонтированной конструкции.
...
Доводы кассационной жалобы, направленные фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд"
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2019 г. N Ф05-11825/19 по делу N А41-91208/2018