Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 1 августа 2019 г. N Ф05-11825/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
07 мая 2019 г. |
Дело N А41-91208/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании представителей:
от заявителя по делу - ООО "ОДИССЕЙ-86" - Петров Ю.В. по выписке из ЕГРЮЛ от 24.04.2019,
от заинтересованного лица по делу - Администрации м.о. городского округа Люберцы Московской области - Левакова О.И. по доверенности от 02.07.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации м.о. городского округа Люберцы Московской области и ООО "ОДИССЕЙ-86" на решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2019 по делу N А41-91208/18, принятое судьей Криворучко Е.С., по заявлению ООО "ОДИССЕЙ-86" к Администрации м.о. городского округа Люберцы Московской области о признании незаконным предписания, уведомления, действий по демонтажу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОДИССЕЙ-86" (далее - заявитель, Общество, ООО "ОДИССЕЙ-86") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Люберцы (далее - заинтересованное лицо, Администрация) с требованиями:
- о признании незаконным предписание N 2исх-652 от 03.05.2018 года "о демонтаже незаконно установленного средства размещения информации";
- о признании незаконным уведомление N 54 от 26.09.2018 года "о произведенном демонтаже наружной рекламы информации";
- признать незаконным действия ответчика по демонтажу и уничтожению средства размещения информации и имущества истца согласно акту N 002/2018 от 26.09.2018 года по адресу: г. Люберцы, ул. Проспект Гагарина д.17/7, помещение 013.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.03.2019 заявленные требования частично удовлетворены. Производство в части требований о признании незаконным уведомление N 54 от 26.09.2018 года "о произведенном демонтаже наружной рекламы информации" прекращено в порядке п.1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд первой инстанции признал незаконными действия Администрации м.о. городского округа Люберцы Московской области по демонтажу панель-кронштейна (медицинского знака) согласно акту N 002/2018 от 26.09.2018 года по адресу: г. Люберцы, ул. Проспект Гагарина д.17/7, помещение 013, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
ООО "ОДИССЕЙ-86" и Администрация м. о. городского округа Люберцы Московской области не согласились с выводами суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобах.
В судебном заседании представители Администрации м.о. городского округа Люберцы Московской области и ООО "ОДИССЕЙ-86" доводы своих апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы удовлетворить.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционных жалоб, отзыв, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в ходе судебного разбирательства представителем заявителя представлено разрешение на размещение информации (панель-кронштейн) "аптечный крест" размером 0,5 х 0,5 м по адресу: Московская область, г. Люберцы, проспект Гагарина, д.17/7, выданное ООО "Эллиада тур", сроком действия до 31.03.2018.
27.04.2018 Администрацией городского округа Люберцы в ходе проведения мониторинга территории, обнаружено средство размещения информации, по адресу: Московская область, город Люберцы, ул. Проспект Гагарина д. 17/7, в нарушении порядка установки средств размещения информации, предусмотренного Законом Московской области от 30.12.2014 года N 191/2014-ОЗ "о благоустройстве в Московской области", а именно:
- окна заклеены самоклеящейся пленкой с информационным содержанием наименования "АПТЕКА 24";
- панель-кронштейн (информационный медицинский крест), размер 0,7x0,7, размещаемого с нарушением требований действующего законодательства, а именно без разрешения на установку средства размещения информации.
Данное правонарушение зафиксировано актом о выявлении средства размещения информации от 27.04.2018 (л.д. 50).
03.05.2018 Администрацией городского округа Люберцы вынесено предписание N 2исх-652 о демонтаже незаконно установленного средства размещения информации. Данное предписание получено представителем общества 25.06.2018 (л.д. 51).
Поскольку предписание Администрации в установленный срок Обществом не исполнено, 26.09.2018 Администрацией произведен демонтаж объектов наружной рекламы, о чем составлено уведомление N 54 о произведенном демонтаже объекта наружной рекламы и информации (л.д. 52).
Не согласившись с предписанием, уведомлением и действиями по демонтажу, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле. При этом согласно ч. 2 ст. 117
АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что оспариваемое предписание N 2 исх-652 вынесено 03.05.2018. Получено представителем общества 25.06.2018. При этом в суд с настоящим заявлением Общество обратилось лишь 07.11.2018, т.е. по истечении установленного законодателем трехмесячного срока на обжалование.
Вместе с тем, не в устном не в письменном виде, Обществом не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования о признании незаконным предписание N 2исх-652 от 03.05.2018 года "о демонтаже незаконно установленного средства размещения информации" не подлежат удовлетворению в связи с пропуском срока установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ.
Рассматривая требования Общества в части признания незаконным уведомление N 54 от 26.09.2018 года "о произведенном демонтаже наружной рекламы и информации", суд первой инстанции правомерно указал, что требования в этой части подлежат прекращению по следующим основаниям.
Под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 ГК РФ и главы 24 АПК РФ может быть оспорен и признан недействительным арбитражным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом в определенной процессуальной форме, содержащий обязательные предписания, распоряжения, направленный на установление, изменение или прекращение правоотношений и влекущий неблагоприятные для заявителя последствия в сфере предпринимательской или экономической деятельности.
Властное предписание, содержащееся в ненормативном правовом акте, направлено на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Обязательность исполнения властного предписания - один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий. Они не могут затронуть прав и законных интересов лиц.
Оспариваемое по настоящему делу уведомление не содержит властных предписаний и не порождает правовых последствий для Общества, учитывая, что демонтаж уже произведен. В данном уведомлении содержаться информации о произведенных действиях, и меры, которые могут быть приняты для возвращения демонтированной конструкции.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что уведомление N 54 от 26.09.2018 года "о произведенном демонтаже наружной рекламы и информации" по своей сути не может считаться ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Согласно правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых решений, возлагается на соответствующий орган.
Единые нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования к созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, расположенных на территории Московской области, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству, а также требования к обеспечению чистоты и порядка на территории Московской области установлены Законом Московской области от 30.12.2014 N 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области" (далее - Закон о благоустройстве).
В силу статьи 22 Закона о благоустройстве средства размещения информации и рекламные конструкции, размещаемые на зданиях и сооружениях не должны мешать их текущей эксплуатации, перекрывать технические и инженерные коммуникации, нарушать функциональное назначение отдельных элементов фасада (незадымляемые балконы и лоджии, слуховые окна и другие), не должны перекрывать оконные проемы, балконы и лоджии жилых помещений многоквартирных домов.
Средства размещения информации устанавливаются на территории муниципального образования на основании разрешения на установку средства размещения информации, выдаваемого в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
Средства размещения информации должны соответствовать художественно- композиционным требованиям к их внешнему виду и порядку установки, определенным настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Московской области (пункт 1 статьи 23 Закона о благоустройстве).
Положение о порядке установки средств размещения информации на территории муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области утверждено постановлением Администрации Люберецкого муниципального района Московской области от 08.09.2015 N 1879-ПА (далее - Положение о порядке установки).
Согласно пункту 1.1 Положения, положение о порядке установки средств размещения информации (объектов информации) на территории муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области (далее - Люберецкий район) разработано с целью реализации полномочий муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области по выдаче разрешений на установку средств размещения информации, устанавливает требования к их территориальному размещению, эксплуатации и демонтажу.
Порядок демонтажа средств размещения информации осуществляется в соответствии с действующим законодательством и в порядке, предусмотренном настоящим Положением (пункт 1.8 Положения).
В соответствии пунктом 10.1 Положения, выявление средства размещения информации, размещенного на территории Люберецкого муниципального района Московской области с нарушением требований действующего законодательства, осуществляется администрацией в результате осмотров, а также на основании обращений граждан, организаций, органов исполнительной власти по фактам незаконного размещения на территории Люберецкого муниципального района Московской области средства размещения информации. При обнаружении средства размещения информации, размещенного на территории Люберецкого муниципального района Московской области с нарушением требований действующего законодательства, уполномоченным лицом администрации составляется акт по форме приложения N 4 к настоящему Положению.
После выявления средства размещения информации, размещенного на территории Люберецкого муниципального района Московской области с нарушением требований действующего законодательства, направляет владельцу средства размещения информации предписание о демонтаже этого объекта (приложение N 5 к настоящему Положению).
Владелец средства размещения информации обязан осуществить демонтаж средства размещения информации в течение 10 дней со дня получения владельцем средства размещения информации предписания о демонтаже, а также удалить информацию, размещенную на таком средстве размещения информации, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания (п. 10.3 Положения).
Собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому присоединено средство размещения информации, обязан демонтировать средства размещения информации в течение 10 дней со дня получения соответствующего предписания. Демонтаж, хранение или в необходимых случаях уничтожение средства размещения информации осуществляются за счет собственника или иного законного владельца недвижимого имущества, к которому было присоединено средство размещения информации. По требованию собственника или иного законного владельца данного недвижимого имущества владелец средства размещения информации обязан возместить этому собственнику или этому законному владельцу недвижимого имущества необходимые расходы, понесенные в связи с демонтажем, хранением или в необходимых случаях уничтожением средства размещения информации.
О произведенном демонтаже составляется акт, в котором указываются место, время демонтажа средства размещения информации, основание его проведения, состояние средства размещения информации до начала работ по демонтажу, состояние средства размещения информации после окончания работ по демонтажу, место хранения средства размещения информации, а также указывается ответственный сотрудник организации, производящей демонтаж (пункт 10.8).
В соответствии с пунктом 10.9, после демонтажа подрядная организация принимает средства размещения информации на ответственное хранение и несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение средства размещения информации, принятого на хранение, а также за ущерб, причиненный владельцу средства размещения информации вследствие ненадлежащего выполнения работ по демонтажу, в течение 1 (одного) месяца со дня осуществления демонтажа.
Демонтированные средства размещения информации возвращаются владельцу после возмещения владельцем расходов, понесенных в связи с демонтажем, транспортировкой и хранением средства размещения информации (п. 10.11 положения).
Предписание Администрации обществом в установленный срок не исполнено.
Администрацией посредством подрядной организации ООО "ПиК Спецстрой" осуществлен демонтаж конструкций о чем подрядной организацией составлены Акты N N 161, 162, 163,164,165, 166, 167, 168, 169, 170.
Так же заявителю вручено уведомление от 26.09.2018 года о произведенном демонтаже наружной рекламы и информации.
Рассматривая довод общества о незаконности демонтажа самоклеящихся пленок в окнах 9 штук с изображением букв и цифр "Аптека 24", суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
Распоряжением Главного управления Архитектуры и градостроительства Московской области от 14.07.2015 N 31РВ-72 "Об утверждении Архитектурно-художественного регламента информационного и рекламного оформления зданий, строений, сооружений и объектов благоустройства Московской области" утвержден архитектурно-художественный регламент информационного и рекламного оформления зданий, строений сооружений и объектов благоустройства Московской области.
Согласно пункту 3.5.5 вышеуказанного положения, непосредственно на остеклении витрины с внутренней стороны допускается установка средства размещения информации в виде плоских отдельных букв и декоративных элементов (приложение 2, рис. 19)..
Габариты витринной информационной конструкции, устанавливаемой непосредственно на внутренней стороне остекления витрины, не должны по высоте превышать 0,4 м. Установка средств размещения информации в витринах и оформление витрин должно осуществляться комплексно.
Размещение средства размещения информации непосредственно на остеклении витрины с внутренней стороны, а также оформление витрин возможно без оформления разрешения.
Средства размещения информации, устанавливаемые в витринах, а также с внутренней стороны остекления витрины (в том числе информационные таблички), должны занимать не более 30% площади каждого проема витрины.
Не допускается:
- установка витринной конструкции на внешней стороне витрины;
- нанесение изображений информационного характера на защитные жалюзи;
- установка любых видов средств размещения информации с креплением на ограждения витрин, приямков и на защитные решетки окон.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что окна нежилого помещения "Аптеки" обклеены самоклеящейся пленкой содержащие информацию о месте и времени. Изображение занимает более 50% оконной витрины. Так же как следует из материалов дела, данная пленка была наклеена с внешней стороны окон.
Довод общества о том что данная пленка была наклеена для того что бы защитить помещение от проникновения солнечных лучей, обоснованно отклонен судом первой инстанции. Поскольку их представленных фотоматериалов следует, изображенные на оконных витринах буквы носят информационных характер. Обратного заявителем суду на представлено.
Таким образом, суд первой инстанции приходит к правильному выводу, что произведённый демонтаж самоклеящихся пленок в окнах - 9 штук, произведен в установленном законом порядке, в отсутствии нарушений со стороны Администрации.
В обосновании своих доводов, заявитель указывает, что на момент демонтажа панель кронштейна (медицинского креста), обществом получено согласование N 926-2018 на установку средства размещения информации получено обществом 09.07.2018 года, (согласование получено на панель - кронштейн размеры 0,5х0,5-м), в связи с чем отсутствовали основания для демонтажа данной конструкции 26.09.2018 года.
Согласно пункту 1.2 данного положения, консольная информационная конструкция (панель-кронштейн) - двусторонняя информационная конструкция, устанавливаемая на фасаде здания, строения, сооружения перпендикулярно к поверхности фасада и его конструктивным элементам. Может быть выполнена в форме декоративного символа.
В соответствии с пунктом 3.5.3 Положения, консольная информационная конструкция (панель-кронштейн), в том числе с внутренней подсветкой, может быть по высоте не более 2,0 м и по ширине не более 0,5 м и находиться на расстоянии не более чем 0,3 м от плоскости фасада (выступающих декоративных элементов фасада) (приложение 2, рис. 17). При этом крайняя точка лицевой стороны консольной информационной конструкции не должна выступать от стены, на которую она крепится, более чем на 1,0 м и должна располагаться на расстоянии не менее 0,8 м от границы тротуара, кроме случаев, предусмотренных данным Регламентом.
Между тем из представленных Администрацией фотоматериалов следует, что ширина установленной на момент проверки панель - кронштейна составляет 0,7 м.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что, приобщенное к материалам дела Администрацией фото (лист дела 53) не может служить надлежащим доказательством подтверждающее размер данного панель-кронштейна (медицинского креста). Согласно представленному акту N 595/18, факт разрешения данной конструкции выявлен 27.04.2018 года. Администрацией представлены фотоматериалы, в котором изображена территория в отсутствии снега. Однако в представленном фото с замером размера панель-кронштейна (медицинского креста) изображен на улице снег, что не соответствует погодным условиям на период проведения проверки.
Поэтому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что на момент проведения демонтажа панель-кронштейна (медицинского креста) с учетом полученного согласования N 926-2018 на установку средства размещения информации от 09.07.2018 года, у заинтересованного лица отсутствовали основания для демонтажа данной конструкции в связи не соответствием данной конструкции архитектурному облику.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что применительно к обстоятельствам настоящего дела оспариваемые действия в части демонтажа панель-кронштейна (медицинского креста) нарушают права и законные интересы Общества.
Доводы апелляционных жалоб фактически направлены на переоценку изложенных обстоятельств.
Апелляционный суд в данном случае не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Вопреки доводам жалобы администрации, акт N 595/18 от 27.04.2018 (т. 1 л. д. 50) не содержит сведений о замере объекта и о приборе, которым такой замер был произведен.
Аналогично акт о демонтаже от 26.09.2018 (т. 1 л. д. 71) тоже не содержит сведений о замере объекта и сведений о приборе, использованном для замера.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.03.2019 по делу N А41-91208/18 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.