город Москва |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А41-79610/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Латыповой Р.Р., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: неявка уведомлен,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО - Тридчикова О.В. по дов. от 25.12.2018,
от Кочигиной Анны Сергеевны - Кочигин С.С. по дов. от 04.07.2017,Кочигина Т.Б. по дов. от 10.12.2016, Козинский А.В. по дов. от 10.12.2016,
рассмотрев 24 июля 2019 года в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Кочигиной Анны Сергеевны в порядке статьи 42 АПК РФ
на решение от 03 декабря 2018 года, дополнительное решение от 14 февраля 2019 года Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Уваровым А.О.
на постановление от 26 апреля 2019 года,
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-79610/18,
по заявлению Титова В.А.
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Титов В.А. (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) о признании незаконным отказа от 16 июля 2018 года N М0-18/РКФ-360465 в государственной регистрации права собственности и постановке на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021015:30, обязании Управления осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 50:17:0021015:30, осуществить государственную регистрацию права собственности Предпринимателя на земельный участок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2018 года, с учетом дополнительного решения от 14 февраля 2019 года, оставленными без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2019 года, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Кочигина Анна Сергеевна в порядке статьи 42 АПК РФ и Управление обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с кассационными жалобами, полагая, что судами не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Письменный отзыв на кассационные жалобы не представлен.
Представитель Управления в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Представитель Кочигиной А.С. в судебном заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы своей кассационной жалобы.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителя Титова В.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей Управления и Кочигиной А.С., проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судами установлено, что ИП Титов В.А. обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к крестьянскому хозяйству "Клязьма", Главе крестьянского хозяйства "Клязьма" Кочигиной Татьяне Борисовне об истребовании из незаконного владения Кочигиной Т.Б. земельного участка площадью 0,62 га с кадастровым номером 50:17:0021015:30, расположенного по адресу: Московская область, Павлово-Посадский район и о признании за предпринимателем права собственности на указанный земельный участок.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2015 года по делу N А41-31339/13, оставленным без изменения постановлениями Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2016 года и Арбитражного суда Московского округа от 28 июля 2016 года, суд истребовал из чужого незаконного владения Кочигиной А.С. часть земельного участка площадью 0,62 га (6158 кв. м.) с кадастровым номером 50:17:0021015:22; прекратил производство по делу в части требований к крестьянскому хозяйству "Клязьма" в связи с его ликвидацией; в остальной части иска отказал.
Заявитель обратился в Управление с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка кадастровым номером 50:17:0021015:30, образованного из земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером 50:17:0021015:22, приложив в том числе межевой план земельного участка, судебные акты по делу N А41-31339/13.
Управление уведомлением от 16 апреля 2018 года N МО-18/РКФ-173611 приостановило осуществление действий по государственному кадастровому учету поскольку не представлен документ, подтверждающий его право собственности на земельный участок кадастровым номером 50:17:0021015:30 и невозможно считать аппаратурой Управления представленного межевого плана в электронном виде.
В связи с истечением срока приостановления государственной регистрации, Управлением 16 июля 2018 года принято решение N МО-18/РКФ-360465 об отказе в государственной регистрации права собственности.
Считая, что действия Управления нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ Управления нарушает права и законные интересы предпринимателя в связи с чем являются незаконными.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Кассационная коллегия не может согласиться с выводами судов, исходя из следующего.
При рассмотрении данного спора, суды ссылаются на то, что из оспариваемого уведомления о приостановлении государственной регистрации и последующего отказа усматривается, что заявителем не представлены документы, подтверждающие его право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021015:30.
Также суды указывают, что обращаясь с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка заявителем приложены, в том числе и судебные акты по делу N А41-31339/13, в рамках которого установлено право собственности ИП Титова В.А. на земельный участок с кадастровым номером.
Кроме того, суды указывают, что из мотивировочной части решения Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2015 года по делу N А41-31339/13 следует, что истцом подтвержден факт предоставления указанной части земельного участка ИП Титову В.А. в соответствии с государственным актом на право собственности на землю N МО-17-5-289.
Таким образом, судами сделан вывод о том, что в регистрирующий орган были представлены вступившие в законную силу судебные акты о признании за ИП Титовым В.А. права собственности на объект, технический план объекта.
В отношении Кочигиной А.С. производство по апелляционной жалобе прекращено ввиду того, что Кочигиной А.С. не представлено доказательств того, что она является заинтересованным лицом по данному конкретному спору и затрагиваются ее права и законные интересы, а также возлагаются на нее какие-либо обязанности в нарушение требований статьи 65 АПК РФ.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 16 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
В части 1 статьи 20 указанного закона предусмотрены исчерпывающие основания для отказа в государственной регистрации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; представленные для государственной регистрации прав в силу закона документы не свидетельствуют о факте возникновения права в силу закона.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (часть 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ основанием для государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
Статья 58 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривает, что права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным Законом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, из оспариваемого уведомления о приостановлении государственной регистрации и последующего отказа усматривается, что заявителем не представлены документы, подтверждающие его право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021015:30.
Суды указывают, что обращаясь с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет спорного земельного участка заявителем приложены, в том числе и судебные акты по делу N А41-31339/13, в рамках которого установлено право собственности ИП Титова В.А. на земельный участок с кадастровым номером.
В то же время, судебными актами по делу N А41-31339/13 отказано в удовлетворении требования о признании права собственности на спорный земельный участок, удовлетворено требование об истребовании этого имущества из чужого незаконного владения.
При этом суды двух инстанций оставили без проверки довод ответчика о том, что решением от 08.10.2015 по делу N А41-31339/13, на основании которого был подготовлен межевой план, право собственности за Титовым В.А. на земельный участок с кадастровым номером 50:17:0021015:30 не признано.
Кроме того, учитывая наличие в материалах дела документов, касающихся обстоятельств в части прав собственности Кочигиной А.С. на объекты недвижимости и доводы данного лица, что границы земельного участка с КН 50:17:0021015:30, на который претендует Титов В.А. проходят прямо по объектам недвижимого имущества, принадлежащих Кочигиной А.С., кассационная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле - Кочигиной А.С.
В данном случае, заслуживают внимания и проверке доводы данного лица о том, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности А.С. Кочигиной, а именно: жилой дом площадью 462 кв.м. с кадастровым номером 50:17:0021015:34, одноэтажное здание с мансардой; свинарник на 50 голов; коровник на 25 голов крупного рогатого скота; ангар для сельскохозяйственной техники; хозяйственная постройка, коммуникации (электро-, водо-, газоснабжение), что указанные объекты недвижимости введены в эксплуатацию в 1995-1996г.г. и поставлены на государственный кадастровый учет и границы земельного участка с КН 50:17:0021015:30, на который претендует Титов В.А. проходят прямо по объектам недвижимого имущества, принадлежащих А.С. Кочигиной.
Для соблюдения принципов правовой определенности и стабильности судебного акта, также являющихся проявлением права на судебную защиту (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.11.2005 N 11-П и пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках") и обеспечения справедливого баланса между интересами всех затрагиваемых лиц, суд при принятии жалобы соответствующего лица или постановке вывода о ее рассмотрении по существу оценивает не только наличие обоснованных оснований полагать, что обжалуемый акт существенным образом влияет на его права и законные интересы, но и наличие у него обоснованных и убедительных доводов о принятии такого акта с нарушением закона и потому необходимости его отмены.
Вышеназванные доводы подлежат проверке и оценке. Недостатки решения судом апелляционной инстанции не исправлены.
С учетом вышеизложенного, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов сделаны преждевременно, при не применении подлежащих применению норм материального права, без установления всех фактических обстоятельств спора, без исследования и оценки всех доводов и представленных в материалы доказательств.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что судами не установлены все обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора и необходимые для принятия законного и обоснованного судебного акта, нарушены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении спора суду первой инстанции следует учесть вышеизложенное, всесторонне, полно и объективно, с учетом имеющихся в деле доказательств и доводов всех лиц, участвующих в деле, и с учетом установления всех фактических обстоятельств, исходя из подлежащих применению норм материального права, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 03 декабря 2018 года, дополнительное решение Арбитражного суда Московской области от 14 февраля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2019 года по делу N А41-79610/2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.