город Москва |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А41-2620/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "МОСОБЛГАЗ": Бауман А.Л. (дов. N 12-07/1404 от 29.12.2018 г.), Астафьева В.Б. (дов. N 12-07/1408 от 29.12.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) МКУ "НАРА-РИТУАЛ": Щербаковой И.М. (дов. N 27 от 28.03.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Администрации Наро-Фоминского городского округа: Щербаковой И.М. (дов. N 9 от 09.01.2019 г.);
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 30 июля 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "МОСОБЛГАЗ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2018 г.,
принятое судьей Петропавловской Ю.С.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2019 г.,
принятое судьями Семушкиной В.Н., Боровиковой С.В., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-2620/18
по заявлению акционерного общества "МОСОБЛГАЗ"
к муниципальному казенному учреждению "НАРА-РИТУАЛ", Администрации Наро-Фоминского городского округа,
об обязании,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
УСТАНОВИЛ: в хозяйственном ведении акционерного общества "МОСОБЛГАЗ" (далее - АО "МОСОБЛГАЗ", общество, истец) и в собственности Московской области находится объект: газопроводы высокого давления Ду - 200 мм, Р = 0,6 Мпа, расположенные по адресу: Московская обл., г. Наро-Фоминск, ул. Володарского и ул. Автодорожная (территория старого и нового кладбища) (далее - газопровод), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права хозяйственного ведения от 04 июля 2016 г. N НАN0936432 и от 13 декабря 2012 г. N50-АДN 513106 соответственно.
Территория старого и нового кладбища расположена на земельных участках с кадастровыми номерами 50:26:0100104:933 и 50:26:0100105:156 и находятся в собственности муниципального образования "Наро-Фоминский городской округ Московской области" и введении муниципального казенного учреждения "НАРА-РИТУАЛ" (далее - МКУ "НАРА-РИТУАЛ").
Согласно акту осмотра земельных участков от 03 апреля 2018 г., составленного при участии представителей АО "МОСОБЛГАЗ", Администрации Наро-Фоминского городского округа (далее - Администрация) и МКУ "НАРА-РИТУАЛ", на территории старого кладбища выявлено 14 мест захоронений, которыми нарушена охранная зона газопровода высокого давления, а на территории нового кладбища выявлено 16 мест захоронений, которыми нарушена охранная зона газопровода высокого давления.
Ссылаясь на то, что в пределах охранных зон газопровода находятся 30 захоронений старого и нового кладбищ города Наро-Фоминска, что нарушает охранную зону газопровода и требования Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878, АО "МОСОБЛГАЗ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском об обязании МКУ "НАРА-РИТУАЛ", а при недостаточности денежных средств Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области, в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения охранной зоны газопровода высокого давления, составляющую 2 метра с каждой стороны газопроводов высокого давления и зоны минимально-допустимых расстояний до газопроводов высокого давления < 0,6 МПа ДУ-200 мм., расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 50:26:0100104:933 и 50:26:0100105:156 по адресу: Московская обл., Наро-Фоминский район, г. Наро-Фоминск, ул. Володарского и ул. Автодорожная (территория старого и нового кладбищ) путем компенсации истцу затрат на реконструкцию (перекладку) газопроводов (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области).
Определением Арбитражного суда Московской области от 09 июля 2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Наро-Фоминского городского округа Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2018 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "МОСОБЛГАЗ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Указав на то, что линии газопровода построены и введены в эксплуатацию еще в 1975 и 1983 годах, что подтверждается актами приемки газопровода в эксплуатацию и техническим паспортом на газопровод, то есть задолго до появления захоронений в охранной зоне (1994-2016 года).
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "МОСОБЛГАЗ" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители МКУ "НАРА-РИТУАЛ" и Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области против ее удовлетворения возражал, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители третьих лиц в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) установлены правовые основы газоснабжения в Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении газоснабжение охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей" (далее - Правила) охранная зона газораспределительной сети - территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.
Подпунктом "ж" пункта 3 указанных правил установлено, что "нормативные расстояния" - минимально допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, не относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве этой сети, зданий и сооружений в целях обеспечения их безопасности, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации на газораспределительной сети.
Пунктом 14 Правил предусмотрено, что на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил: а) строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения; б) сносить и реконструировать мосты, коллекторы, автомобильные и железные дороги с расположенными на них газораспределительными сетями без предварительного выноса этих газопроводов по согласованию с эксплуатационными организациями; в) разрушать берегоукрепительные сооружения, водопропускные устройства, земляные и иные сооружения, предохраняющие газораспределительные сети от разрушений; г) перемещать, повреждать, засыпать и уничтожать опознавательные знаки, контрольно-измерительные пункты и другие устройства газораспределительных сетей; д) устраивать свалки и склады, разливать растворы кислот, солей, щелочей и других химически активных веществ; е) огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей; ж) разводить огонь и размещать источники огня; з) рыть погреба, копать и обрабатывать почву сельскохозяйственными и мелиоративными орудиями и механизмами на глубину более 0,3 метра; и) открывать калитки и двери газорегуляторных пунктов, станций катодной и дренажной защиты, люки подземных колодцев, включать или отключать электроснабжение средств связи, освещения и систем телемеханики; к) набрасывать, приставлять и привязывать к опорам и надземным газопроводам, ограждениям и зданиям газораспределительных сетей посторонние предметы, лестницы, влезать на них; л) самовольно подключаться к газораспределительным сетям.
Хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не предусмотренная пунктами 14 и 15 Правил, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 м, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей (пункт 16 Правил).
Статьей 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение. Создаваемые, а также существующие места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации данное право принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из избрания истцом ненадлежащего способа защиты нарушенного права, поскольку размещение в границах охранных зон путей газопровода захоронений нарушает требования, установленные Правилами, однако не нарушает прав и законных интересов истца.
При этом судами указано на то, что закон предусматривает способы защиты права собственника линейного объекта, расположенного на земельном участке, принадлежащем другому лицу.
Отклоняя довод общества о том, что ограничения по использованию земельных участков являются императивными нормами права, при нарушении которых не требуется предоставление доказательств, подтверждающих, что нарушение ответчиками пункта 14 Правил влияет либо не влияет на газопровод, либо на права и законные интересы истца, суд апелляционной инстанции указал на то, что охранная зона и зона нормативного расстояния газопровода в установленном порядке не определена, в то время как Правилам определены вопросы взаимоотношений эксплуатационной организации газораспределительной сети с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Между тем, истцом не представлены документы, подтверждающие факт обращения эксплуатирующей организации в Администрацию Наро-Фоминского городского округа Московской области по вопросам для постановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены кладбища.
Согласно имеющейся в деле публичной кадастровой карте земельных участков с кадастровыми номерами 50:26:0100104:933 и 50:26:0100105:156, они имеют вид разрешенного использования "для размещения кладбищ", в то время как охранная зона газопроводов не утверждена в установленном Правилами порядке.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежат отклонению.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что по настоящему делу не заявлены требования о взыскании денежных средств с ответчика в связи с переносом истцом газопровода.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2018 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2019 г. по делу N А41-2620/18 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "МОСОБЛГАЗ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.