город Москва |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А40-268368/18-146-2253 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 августа 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Альт": Ионичевой В.Н. (дов. от 01.02.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Владимирской таможни: Виноградовой Е.А. (дов. N 05-54/151 от 20.12.2018 г.), Титова М.В. (дов. N 05-54/157 от 10.01.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) Центрального таможенного управления: Мамочкиной Ю.М. (дов. N 81-29/190 от 26.12.2018 г.);
рассмотрев 30 июля 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Альт"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2019 г.,
принятое судьей Яцевой В.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2019 г.,
принятое судьями Чеботаревой И.А., Красновой Т.Б., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-268368/18-146-2253
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альт"
к Владимирской таможне, Центральному таможенному управлению
о признании незаконными требования, решения,
УСТАНОВИЛ: обществом с ограниченной ответственностью "Альт" (далее - ООО "Альт", общество, заявитель) в рамках исполнения контракта от 27 сентября 2017 г. N 2017/09, заключенного с компанией "GSF INDUSTRIES)) L.P. (Северная Ирландия), по ДТ N10103080/090718/0034181 на Владимирский таможенный пост (ЦЭД) Владимирской таможни (далее - таможенный орган) ввезло товары N 1 "цветные карандаши с грифелями в твердой оболочке" и N 2 "карандаши простые с грифелями из гранита".
При таможенном декларировании указанных товаров представлено информационное письмо общества от 08 июля 2018 г. об отсутствии лицензионных платежей в рамках данной поставки товаров.
В рамках таможенного контроля до выпуска товаров таможенным органом установлено нанесение на рассматриваемый товар товарного знака "BRUNO VISCONTI" и наличие лицензионного договора от 10 сентября 2009 г. N РД0054492 на использование товарного знака между индивидуальным предпринимателем Агроскиным Вячеславом Григорьевичем (далее - ИП Агроскин В.Г.) и ООО "Альт".
11 июля 2018 г. Владимирским таможенным постом (ЦЭД) Владимирской таможней в адрес общества направлен запрос о предоставлении документов и сведений для подтверждения заявленных сведений о величине таможенной стоимости товаров: обоснование информационного письма от 08 июля 2018 г., пояснения относительно включения лицензионных платежей в таможенную стоимость товара, документы по оплате лицензионных платежей в адрес ИП Агроскина В.Г.
В этот же день по каналам электронной связи обществом предоставлен ответ на запрос о предоставлении документов и сведений для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров, который содержал информацию о невозможности предоставления "подтверждающих цену документов" и согласие на "корректировку таможенной стоимости".
11 июля 2018 г. Владимирским таможенным постом (ЦЭД) Владимирской таможни в адрес общества направлено требование о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10103080/090718/0034181, до выпуска товаров и продлен срок выпуска товаров на время, необходимое для выполнения требования таможенного органа об изменении (дополнении) сведений в ДТ.
Выпуск товаров осуществлен в связи с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей.
Требование о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ N 10103080/090718/0034181 от 11 июля 2018 г., до выпуска товаров обжалованы обществом в Центральное таможенное управление, с указанием на то, что требования Владимирского таможенного поста (ЦЭД) Владимирской таможни от 11 июля 2018 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10103080/090718/0034181, до выпуска товаров направлены в адрес общества необоснованно, так как лицензионные платежи, уплаченные по договору от 10 сентября 2009 г. N РД0054492 в адрес ИП Агроскина В.Г., не подлежат включению в таможенную стоимость товара и таможенным органом не проведен анализ представленных при таможенном декларировании документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.
Решением Центрального таможенного управления от 31 августа 2018 г. N 83-13/71 в удовлетворении жалобы ООО "Альт" отказано.
Считая свои права нарушенными, ООО "Альт" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Владимирской таможне и Центральному таможенному управлению о признании незаконными требования Владимирской таможни о внесении изменений в ДТ от 11 июля 2018 г. по ДТ N 10103080/090718/0034181 и решения Центрального таможенного управления от 31 августа 2018 г. N 83-13/71.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Альт" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, указывая на то, что в лицензионном договоре правообладатель никак не определяет и не ограничивает перечень лиц, у которых общество может приобретать товары с лицензионными товарными знаками, в связи с чем общество обладало полной независимостью и свободой при выборе поставщика ввозимой продукции.
В отзывах на кассационную жалобу Владимирская таможня и Центральное таможенное управление просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Альт" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Владимирской таможни и Центрального таможенного управления против ее удовлетворения возражали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) положения главы 5 Кодекса основаны на общих принципах и правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (далее - акты ВТО по таможенной стоимости).
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 10 статьи 38 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется (пункт 2 статьи 39 ТК ЕАЭС).
Дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, определены в статье 40 ТК ЕАЭС.
Пунктом 1 указанной статьи предусмотрено, что при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются следующие дополнительные начисления:
1) расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары, к которым относятся:
а) вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание по его представлению за пределами таможенной территории Союза услуг, связанных с покупкой ввозимых товаров;
б) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами;
в) расходы на упаковку ввозимых товаров, в том числе стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
2) соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:
а) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и иные товары, из которых произведены (состоят) ввозимые товары;
б) инструменты, штампы, формы и иные подобные товары, использованные при производстве ввозимых товаров;
в) материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;
г) проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории Союза и необходимые для производства ввозимых товаров;
3) часть дохода (выручки), полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров, которая прямо или косвенно причитается продавцу;
4) расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией;
5) расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) ввозимых товаров, и особенностей их перевозки (транспортировки) определены иные места, - до места, определенного Комиссией;
6) расходы на страхование в связи с операциями, указанными в подпунктах 4 и 5 настоящего пункта;
7) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:
а) платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории Союза;
б) платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию Союза.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 40 ТК ЕАЭС таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать в себя следующие расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены декларантом и подтверждены им документально:
1) расходы на производимые после ввоза товаров на таможенную территорию Союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;
2) расходы на перевозку (транспортировку) ввозимых товаров по таможенной территории Союза от места прибытия таких товаров на таможенную территорию Союза, а если Комиссией в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, и особенностей такой перевозки (транспортировки) определены иные места, - от места, определенного Комиссией;
3) пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Союза или продажей ввозимых товаров на таможенной территории Союза.
Указанные в пункте 1 статьи 40 ТК ЕАЭС дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации метод 1 не применяется.
При определении таможенной стоимости ввозимых товаров дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за такие товары, кроме указанных в пункте 1 статьи 40 ТК ЕАЭС, не производятся.
В соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенному органу предоставлено право запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: 1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; 2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
Согласно пункту 17 статьи 325 ТК ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса, принимается таможенным органом, в том числе если при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые требование и решение соответствуют требованиям таможенного законодательства и не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы судов основаны на следующем.
Так, таможенным органом в ходе проведения оценки достоверности заявленных декларантом сведений о товаре установлено наличие товарного знака "BRUNO VISCONTI", который включен в список защищаемых товарных знаков Роспатента за номерами 277143 и 296562.
В ходе проверки документов и сведений о товаре таможенным органом выявлено наличие лицензионного договора от 10 сентября 2009 г. N РД0054492 на использование товарного знака, заключенного между ИП Агроскиным В.Г., именуемым в дальнейшем "лицензиар" и ООО "Альт", именуемым в дальнейшем "лицензиат". В соответствии с указанным договором лицензиар обладает исключительным правом на товарные знаки N 299238, N 215247, N 277143 и N 296562.
По требованию таможенного органа данный договор декларантом внесен в список документов в графу 44 ДТ N 10103080/090718/0034181.
В соответствии с пунктом 4.2 лицензионного договора за использование товарных знаков лицензиат выплачивает лицензиару вознаграждение в виде фиксированных платежей, в размере 50 000 руб. в год за каждый товарный знак, путем перечисления денежных средств на счет лицензиара.
Между тем, в пункте 15 декларации таможенной стоимости ДТ N 10103080/090718/0034181 сведения о включении лицензионных платежей за использование товарного знака отсутствовали, что свидетельствует о наличии признаков, указывающих на возможное недостоверное декларирование.
С целью подтверждения заявленных сведений о величине таможенной стоимости у общества были запрошены дополнительные документы и пояснения.
Согласно полученным таможенным органом на запрос пояснениям от 11 июля 2018 г. о предоставлении документов и сведений для подтверждения заявленных сведений о величине таможенной стоимости товаров, общество сообщила таможенному органу о невозможности предоставления сведений, подтверждающих цену товара и дала согласие на корректировку таможенной стоимости, а также представило следующий пакет документов: платежное поручение от 19 сентября 2017 г. N 938 на сумму 188 022,37 руб. в адрес ИП Агроскина В.Г.; акт взаимозачета встречных требований от 30 ноября 2017 г. на сумму 11 977,63 руб.; письмо общества от 11 июля 2018 г. о ежегодных перечислениях в адрес ИП Агроскина В.Г. денежных средств за использования объектов интеллектуальной собственности, в том числе за товарный знак "BRUNO VISCONTI".
Причины непредставления документов, подтверждающих цену товара обществом, не разъяснены.
Таким образом, ООО "Альт" была неверно заявлена таможенная стоимость товара по ДТ N 10103080/090718/0034181, в результате чего произошло занижение таможенной стоимости на 50 000 руб., что привело к занижению таможенных платежей на 13 720 руб.
При этом судами установлено, что в данном случае уплата лицензионных платежей является условием продажи ввозимых товаров, и, следовательно, такие платежи подлежат добавлению к цене ввозимых товаров, лицензионные платежи должны быть включены в их таможенную стоимость.
По требованию общества о признании незаконным решения Центрального таможенного управления от 31 августа 2018 г. N 83-13/71 по жалобе на требование Владимирского таможенного поста (ЦЭД) Владимирской таможни от 11 июля 2018 г. о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10103080/090718/0034181, до выпуска товаров, суды указали на то, что оно является обоснованным и принятым в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 февраля 2019 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля 2019 г. по делу N А40-268368/18-146-2253 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Альт" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.