город Москва |
|
09 августа 2019 г. |
Дело N А40-291551/18-149-3073 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Григорьевой И.Ю., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) АО "ГУОВ": Ющенко В.В. (дов. N Д-1471 от 17.10.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) 122 отдел ГАСН: не явились, извещены;
рассмотрев 06 августа 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу АО "ГУОВ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2019 года,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2019 года,
принятое судьями Суминой О.С., Кочешковой М.В., Лепихиным Д.Е.,
по делу N А40-291551/18-149-3073,
по заявлению акционерного общества "Главное управление обустройства войск"
к 122 отделу государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 122/72/2018 от 21 ноября 2018 г.,
УСТАНОВИЛ: 16 ноября 2017 г. военной прокуратурой Тульского гарнизона в Территориальное управление Федерального казенного предприятия управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации (далее - ТУ ФКП УЗКС Минобороны России) направлено уведомление о проведении проверки соблюдения законодательства о капитальном строительстве и ремонте при строительстве объекта с шифром Т-57/15-28, расположенного по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Коминтерна, д. 75 и необходимости обеспечения участия в ней представителей ТУ ФКП УЗКС Минобороны России, подрядных и субподрядных организаций, привлеченных к строительным и ремонтным работам на указанном объекте (далее - строительный объект).
В ходе проведения проверки установлено, что 13 мая 2015 г. между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) и акционерным обществом "Главное управление обустройства войск" (далее - АО "ГУОВ", общество, заявитель) был заключен государственный контракт N ДС-Т-57/15-28 (далее - государственный контракт) на полный комплекс работ по объекту: "Два общежития на 516 человек в г. Тула" (шифр Т-57/15-28), расположенного по адресу: г. Тула, Советский район, ул. Коминтерна, д. 75.
В соответствии с условиями государственного контракта АО "ГУОВ" приняло обязательства выполнения, в том числе строительно-монтажных работ и работ (услуг), необходимых для ввода названного объекта в эксплуатацию (возведение объекта "под ключ") (далее - работы).
Согласно пункту 8.2.45 государственного контракта АО "ГУОВ" приняло перед Минобороны России обязательство оформить разрешение (ордер) на производство работ и нести ответственность перед компетентными государственными и муниципальными органами в установленном порядке за нарушения правил и порядка ведения работ, как со стороны самого генподрядчика - АО "ГУОВ", так и со стороны привлеченных им субподрядных организаций.
23 ноября 2017 г. военной прокуратурой Тульского гарнизона в присутствии представителей - ТУ ФКП УЗКС Минобороны России, АО "ГУОВ", ООО "СК "Антром" и специалиста ЖЭ(К)0 N 18 филиала ФГ15У "ЦЖКУ" Минобороны России (по ЗВО) проведен осмотр строительного объекта, в ходе которого установлено, что АО "ГУОВ", реализуя принятые перед Минобороны России обязательства, с привлечением субподрядной организации - ООО "СК "Антром" при отсутствии разрешения на строительство организовало выполнение работ по строительству указанного объекта.
На момент проведения проверки возведены монолитные и каменные конструкции, выполнены работы по монтажу кирпичной кладки, оконных блоков, межкомнатных перегородок.
Факт строительства на объекте капитального строительства без получения разрешения на строительство подтверждается материалами административного дела, в том числе объяснениями должностных лиц.
На основании полученных данных 29 ноября 2017 г. Военной прокуратурой Тульского гарнизона вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в котором зафиксировано выявленное нарушение и материалы административного дела направлены для рассмотрения по подведомственности в 122 Отдел государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - 122 Отдел государственного архитектурно-строительного надзора, административный орган).
13 декабря 2017 г. вышеуказанное постановление поступило в 122 Отдел государственного архитектурно-строительного надзора для рассмотрения по существу.
Определением от 14 декабря 2017 г. постановление военной прокуратуры Тульского гарнизона возвращено на доработку по основаниям, предусмотренными частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
На указанное определение военным прокурором Тульского гарнизона в был подан протест в Савеловский районный суд города Москвы.
Решением Савеловского районного суда города Москвы от 18 мая 2018 г. определение 122 Отдела государственного архитектурно-строительного надзора от 14 декабря 2017 г. о возвращении постановления военного прокурора Тульского гарнизона по делу об административном правонарушении от 29 ноября 2017 г. и других материалов в отношении АО "ГУОВ" отменено и направлено в 122 Отдел государственного архитектурно-строительного надзора для рассмотрения по существу.
Решением Московского городского суда от 10 июля 2018 г. решение Савеловского районного суда города Москвы от 18 мая 2018 г. отменено, дело направлено на рассмотрение по подсудности в Тульский городской суд.
Дело передано на рассмотрение по существу в Советский районный суд города Тулы.
23 августа 2018 г. Советским районным судом города Тулы определение 122 Отдела государственного архитектурно-строительного надзора от 14 декабря 2017 г. о возвращении постановления военного прокурора Тульского гарнизона по делу об административном правонарушении от 29 ноября 2017 г. и других материалов в отношении АО "ГУОВ" отменено и направлено в 122 Отдел государственного архитектурно-строительного надзора для рассмотрения по существу.
Постановлением 122 Отдела государственного архитектурно-строительного надзора по делу об административном правонарушении N 122/72/2018 от 21 ноября 2018 г. АО "ГУОВ" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, АО "ГУОВ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к 122 Отделу государственного архитектурно-строительного надзора о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2019 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе АО "ГУОВ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, указывая на то, что общество не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, поскольку исходя из условий контракта генподрядчик не обязан получать разрешение на строительство и иные разрешения на работы. Указал также на то, что строительство выполняется ООО "СК "Антором" на основании заключенного с АО "ГУОВ" договора подряда N 2015/2-512 от 02 июля 2015 г., и на него возложена обязанность по получению соответствующих разрешений на строительство. Сослался также на то, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено с нарушением срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу 122 Отдел государственного архитектурно-строительного надзора просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель АО "ГУОВ" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель 122 Отдела государственного архитектурно-строительного надзора в заседание кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей (часть 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные органы заявление о выдаче разрешения на строительство.
Частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу требований статей 51, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается до начала осуществления строительства. Осуществление строительной деятельности без разрешения, полученного в установленном порядке, действующим законодательством не допускается.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 17 февраля 2011 г. "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.
Действия, связанные со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пунктов 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды указали на наличие в действиях АО "ГУОВ" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения АО "ГУОВ" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина АО "ГУОВ" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности суды не усмотрели.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество указывает на то, что не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, поскольку АО "ГУОВ" строительство объекта не осуществляло.
Между тем, как установлено судами, получение соответствующих разрешений по условиям заключенного договора возложено на АО "ГУОВ".
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 февраля 2019 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2019 года по делу N А40-291551/18-149-3073 оставить без изменения, кассационную жалобу АО "ГУОВ"- без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
И.Ю.Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.