г. Москва |
|
12 августа 2019 г. |
Дело N А41-79536/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 12.08.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Комитета лесного хозяйства Московской области - извещен, представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Накоста" - извещено, представитель не явился;
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 06.08.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области
на решение от 27.02.2019
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Петропаловской Ю.С.,
на постановление от 14.05.2019
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Боровиковой С.В., Немчиновой М.А., Семушкиной В.Н.,
по делу N А41-79536/2018
по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Накоста"
об освобождении лесного участка,
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Накоста" (далее - общество) об обязании очистить лесной участок просеки газопровода от горючих материалов в виде древесно-кустарниковой растительности высотой от 1,5 до 3 метров на протяжении просеки газопровода в квартале 47 выделе 2; квартале 48 выделе 9, квартале 60, выделе 5, 11, 26 Мишеронского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного в 50 км. юго-восточнее п. Мишеронский городской округа Шатура Московской области.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - агентство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.02.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе комитет просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда округа не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами, в 2017 г. комитетом выявлен факт несоблюдения обществом требований Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила N 417), подпункта "а" пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160), а именно: просека газопровода в квартале 47 выделе 2, квартале 48 выделе 9, квартале 60, выделе 5, 11, 26 Мишеронского участкового лесничества Шатурского филиала государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес", расположенного в 50 км. юго-восточнее п. Мишеронский городского округа Шатура Московской области, не свободна от горючих материалов.
Несмотря на неоднократную выдачу предписаний об устранении нарушений в 2017 и 2018 гг. (содержащиеся указания обеспечить содержание данной просеки газопровода в пожаробезопасном состоянии в соответствии с правилами пожарной безопасности) и неоднократное привлечение общества к административной ответственности, общество не устранило допускаемые нарушения.
При таких обстоятельствах комитет 01.10.2018 обратился в суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, и, оставляя решение суда без изменения, апелляционный суд указали, что, что за совершение упомянутых нарушений требований ЛК РФ и противопожарной безопасности предусмотрена не гражданско-правовая, а административно-правовая ответственность. При этом суды сочли, что комитет, выдавший обществу предписание, как административный орган наделен правом составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, но не имеет права обращаться в суд с исками о понуждении исполнения выданных им предписаний, поскольку законодатель предоставил комитету иной механизм воздействия на нарушителя.
При рассмотрении кассационной жалобы комитета суд округа исходил из следующего.
Пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ предусмотрено, что строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
В соответствии с частью 5 статьи 21 ЛК РФ в целях, предусмотренных пунктами 1-4 части 1 настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.
Сходные указания также даны в пунктах 9 и 11 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223 (далее - Правила использования лесов).
Согласно пункту 16 Правил использования лесов лица, осуществляющие использование лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, обеспечивают: регулярное проведение очистки просеки, примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления строительными, лесосечными, бытовыми и иными отходами, от загрязнения отходами производства, токсичными веществами; восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, шлюзов, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек; принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц.
Приведенные нормы права возлагают на пользователя лесов обязанность по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности леса.
Согласно статье 53 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, в зависимости от экономического и экологического значения лесов, а также социально-экономического развития территорий и природной пожарной опасности лесов выделяются зоны охраны лесов от пожаров различными способами (с использованием наземных, авиационных или космических средств) (лесопожарное зонирование). Лесопожарное зонирование устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 23 Правил N 160 сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах определены Правилами пожарной безопасности в лесах.
Пунктом 35 Правил N 417 предусмотрено, что при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В данном случае общество, как следует из обжалуемых судебных актов, не исполняет требования лесного законодательства Российской Федерации и правил пожарной безопасности в отношении упомянутой просеки газопровода, что выразилось в нахождении горючих материалов в виде древесно-кустарниковой растительности высотой от 1,5 до 3 метров на протяжении просеки газопровода, и может привести к возникновению лесного пожара.
При этом с выводом судов об отсутствии у комитета полномочий на подачу в суд рассматриваемого заявления согласиться нельзя.
Комитет в соответствии с Положением о комитете лесного хозяйства Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22 (далее - Положение), наделен полномочиями проводить государственную политику и осуществлять межотраслевое управление, координацию, а также функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений.
Основными задачами комитета в соответствии с пунктом 11 Положения являются устойчивое и эффективное управление лесами в целях сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; охрана, защита и воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; осуществление контроля и надзора в области лесных отношений; оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в области лесных отношений; создание условий для эффективного функционирования организаций и управления акциями (долями) хозяйственных обществ, находящихся в ведомственном подчинении Комитета.
Перечень полномочий комитета приведен в пунктах 12-15 Положения.
Согласно пункту 14.5 Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законодательством.
В рассматриваемом случае комитет обратился в суд с заявлением об обязании общества произвести работы, связанные с обеспечением противопожарной безопасности леса, а не за понуждением исполнить предписание, как указали суды.
При этом основанием заявления явился не факт уклонения общества от исполнения предписания административного органа, а факт нарушения требований ЛК РФ, Правил N 417 и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с использованием и защитой лесных угодий.
При указанных обстоятельствах обжалуемые судебные акты на основании части 1 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене ввиду неправильного применения судами норм материального права без направления дела на новое рассмотрение, поскольку судами установлены фактические обстоятельства дела, позволяющие разрешить спор по существу и принять в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ новый судебный акт в удовлетворении заявления комитета об обязании общества очистить лесной участок просеки газопровода от горючих материалов в виде древесно-кустарниковой растительности высотой от 1,5 до 3 метров на протяжении просеки газопровода в квартале 47 выделе 2; квартале 48 выделе 9, квартале 60, выделе 5, 11, 26 Мишеронского участкового лесничества Шатурского филиала ГКУ МО "Мособллес", расположенного в 50 км. юго-восточнее п. Мишеронский городского округа Шатура Московской области.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.02.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2019 по делу N А41-79536/2018 отменить.
Заявление Комитета лесного хозяйства Московской области удовлетворить: обязать общество с ограниченной ответственностью "Накоста" (ОГРН: 1077764628314, ИНН: 7730574988) очистить лесной участок просеки газопровода от горючих материалов в виде древесно-кустарниковой растительности высотой от 1,5 до 3 метров на протяжении просеки газопровода в квартале 47 выделе 2; квартале 48 выделе 9, квартале 60, выделе 5, 11, 26 Мишеронского участкового лесничества Шатурского филиала государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес", расположенного в 50 км. юго-восточнее п. Мишеронский городского округа Шатура Московской области.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.