г. Москва |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А41-104414/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2019.
Полный текст постановления изготовлен 19.08.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего судьи Л.В. Федуловой,
судей С.В. Нечаева, Н.Ю. Дунаевой,
при участии в судебном заседании:
от Администрации городского округа Щелково - Лычагин А.Н. (доверенность от 28.03.2019);
от ООО "Ост-Маркет"- Козлова С.А. (доверенность от 07.04.2019);
рассмотрев 12.08.2019 в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Ост-Маркет"
на решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2019,
принятое судьей Уваровым А.О.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019,
принятое судьями Немчиновой М.А., Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А.,
по иску Администрации Щелковского муниципального района Московской области
к Обществу с ограниченной ответственностью "Ост-Маркет"
об обязании демонтировать нестационарный объект
УСТАНОВИЛ:
Администрация Щелковского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Ост-Маркет" (далее - ответчик) об обязании демонтировать нестационарный торговый объект - павильон (шириной 4,6 м, глубиной 2,7 м, площадью 12,42 кв. м, выполненный из металлической конструкции бежевого цвета), расположенный по адресу: Московская область, г.п. Щелково, возле железнодорожной платформы "Чкаловская", примыкающий к остановочному модулю с левой стороны, предоставлении администрации права в случае неисполнения настоящего судебного акта демонтировать нестационарный торговый объект с отнесением расходов на счет ответчика.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.02.2019, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Ост-Маркет" обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просило вышеуказанные судебные акты отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, указывает, что спорный НТО включен в схему размещения НТО. Отмечает наличие разногласий по поводу подписания договора на право размещения НТО между Администрацией и обществом.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) информация о времени и месте судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы опубликована на общедоступном сайте http://kad.arbitr.ru в сети "Интернет".
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ООО "Ост-Маркет" поддержал доводы жалобы, представитель Администрации возражал против удовлетворения жалобы, также заявил ходатайство об изменении наименования истца в порядке статьи 124 АПК РФ с Администрации Щелковского муниципального района Московской области на Администрацию городского округа Щелково Московской области.
В соответствии с частью 1 статьи 124 АПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего наименования. При отсутствии такого сообщения лицо, участвующее в деле, именуется в судебном акте исходя из последнего известного арбитражному суду наименования этого лица.
Согласно части 4 статьи 124 АПК РФ арбитражный суд указывает в определении или протоколе судебного заседания изменение наименования лица, участвующего в деле, его адреса, номеров телефонов и факсов, адреса электронной почты или аналогичной информации.
Как следует из представленных истцом документов, решением Совета Депутатов Щелковского муниципального района Московской области от 19.03.2019 N 919/85 Администрация Щелковского муниципального района Московской области переименована в Администрацию городского округа Щелково Московской области, соответствующие изменения внесены в ЕГРЮЛ, в связи с чем ходатайство о смене наименования подлежит удовлетворению.
Изучив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, проверив в порядке статей 284, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения межведомственной комиссии по градостроительному регулированию и земельным отношениям при Администрации Щелковского района от 17.09.2003 ООО "Ост-Маркет" разрешено размещение нестационарного торгового объекта - павильон (шириной 4,6 м, глубиной 2,7 м, площадью 12,42 кв. м, выполненный из металлической конструкции бежевого цвета), расположенный по адресу: Московская область, г.п. Щелково, возле железнодорожной платформы "Чкаловская", примыкающий к остановочному модулю с левой стороны.
Постановлением Администрации городского поселения Щелково N 1193-ап от 13.12.2013 утверждена Схема, в которую вышеуказанный торговый павильон не включен.
Общество 12.08.2014 обратилось в администрацию городского поселения Щелково с заявлением о включении в Схему торговых павильонов.
Письмом от 05.09.2014 (исх. N 2208/1.1.-26) администрация отказала обществу во включении в Схему торговых павильонов со ссылкой на то, что действующая Схема утверждена постановлением от 13.12.2013 N 1193-ап "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково" и размещение нестационарных торговых объектов в местах, не включенных в Схему, не допускается.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 15.05.2015 по делу N А41-73526/14 суд обязал администрацию включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково нестационарные торговые объекты - павильоны, принадлежащие ООО "Ост-Маркет", в том числе и спорный торговый павильон по адресу: Московская область, г. Щелково-3, ж/д платформа "Чкаловская".
На основании данного решения суда администрацией в схему размещения нестационарных торговых объектов включен в том числе и спорный павильон.
Согласно акту обследования от 21.08.2018 N 16/2918 на земельном участке по адресу: Московская область, г.п. Щелково, возле железнодорожной платформы "Чкаловская", размещен нестационарный торговый объект, примыкающий к остановочному модулю с левой стороны.
При этом, администрация указала, что с обществом каких-либо договоров на право размещения данного объекта администрацией не заключалось, земельный участок под объектом ответчику не предоставлялся, не сформирован и на кадастровый учет не поставлен, а также плата за пользование земельным участком, размещение нестационарного торгового объекта обществом не производится.
Администрацией выдано предписание о добровольном демонтаже торгового объекта и освобождении земельного участка от 28.09.2018 N 16.1-18/236, в соответствии с которым обществу было предложено представить истцу правоустанавливающие документы в отношении данного объекта, а в случае отсутствия таковых, самостоятельно произвести демонтаж в срок до 22.10.2018.
Ответчик каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок и (или) НТО в администрацию не представил.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды нижестоящих инстанций исходили из следующего.
Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 11.12.2015 N 3623 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково.
Согласно пункту 2.1 части 2 указанного Порядка, основанием для размещения НТО на территории городского поселения Щелково является Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково и договор на право размещения НТО, заключенный между Администрацией Щелковского муниципального района и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения НТО в соответствии со схемой размещения НТО.
В соответствии с пунктом 3.1 части 3 Порядка, договор на право размещения НТО заключается сроком на 5 (пять) лет.
После заключения договора хозяйствующему субъекту выдается паспорт НТО, оформленный Администрацией Щелковского муниципального района, по форме, утверждаемой Администрацией Щелковского муниципального района.
Между тем, договор на право размещения НТО с обществом не заключался.
Таким образом, поскольку между обществом с администрацией не заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: Московская область, г.п. Щелково, возле железнодорожной платформы "Чкаловская", суды пришли к выводу о том, что у ответчика отсутствуют основания для размещения по указанному адресу нестационарных торговых объектов, в связи с чем, самовольно занимает земельный участок под размещенным на нем НТО.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу и соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
В силу частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Согласно части 3 указанной статьи схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.7 распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27.12.2012 N 32-Р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов" не допускается размещение нестационарных торговых объектов в местах, не включенных в схему.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 3 Закона N 381-ФЗ).
Во исполнение указанных норм закона, постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 11.12.2015 N 3623 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 части 2 Порядка, основанием для размещения НТО на территории городского поселения Щелково является Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково и договор на право размещения НТО, заключенный между Администрацией Щелковского муниципального района и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения НТО в соответствии со схемой размещения НТО.
Из буквального толкования приведенной нормы Порядка размещения следует, что помимо схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково основанием для размещения НТО также является и договор на право размещения НТО, заключенный между Администрацией Щелковского муниципального района и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения НТО в соответствии со схемой размещения НТО.
В соответствии с пунктом 3.1 части 3 Порядка, договор на право размещения НТО заключается между Администрацией Щелковского муниципального района и хозяйствующим субъектом сроком на пять лет. После заключения Договора хозяйствующему субъекту выдается паспорт НТО, оформленный Администрацией Щелковского муниципального района, по форме, утверждаемой Администрацией Щелковского муниципального района.
Как верно установлено судами, договор на право размещения данного объекта Администрацией Щелковского муниципального района не заключался.
Поскольку на момент выдачи предписания у ответчика отсутствовал надлежащим образом оформленный договор на право размещения нестационарного торгового объекта, то правовых оснований для размещения такого объекта у общества не имелось. Не представлены такие доказательства и при рассмотрении дела по существу, в связи с чем суды обоснованно удовлетворил исковые требования.
Доводы заявителя жалобы о включении спорного объекта в схему размещения НТО не опровергают вывода судов об отсутствии надлежаще оформленного договора на право его размещения.
Также не может быть принят во внимание довод о наличии разногласий по заключению договора, поскольку не указывает на отсутствие возможности его заключения в целях надлежащего оформления отношений.
Проанализировав в совокупности и взаимной связи представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы заявителей кассационной жалобы направлены на несогласие с выводами судов и связаны с переоценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Изменить наименование истца с Администрации Щелковского муниципального района Московской области на Администрацию городского округа Щелково.
Решение Арбитражного суда Московской области от 28.02.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2019 по делу N А41-104414/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.В. Федулова |
Судьи |
Н.Ю. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.