Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 августа 2019 г. N Ф05-13407/19 настоящее постановление изменено
г. Москва |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А41-104414/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Бархатова В.Ю., Коновалова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от истца Администрации городского округа Щелково - Митрофанова Н.А. представитель по доверенности от 28 марта 2019 года,
от ответчика Общества с ограниченной ответственностью "Ост-Маркет" - Козлова С.А. представитель по доверенности от 07 апреля 2017 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Ост-Маркет" на решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2019 года по делу N А41-104414/18, принятое судьей Уваровым А.О., по иску Администрации Щелковского муниципального района Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Ост-Маркет" об обязании демонтировать нестационарный объект,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Щелковского муниципального района Московской области (в настоящее время Администрация городского округа Щелково) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Ост-Маркет" (далее - ответчик) об обязании демонтировать нестационарный торговый объект - павильон (шириной 4,6 м, глубиной 2,7 м, площадью 12,42 кв. м, выполненный из металлической конструкции бежевого цвета), расположенный по адресу: Московская область, г.п. Щелково, возле железнодорожной платформы "Чкаловская", примыкающий к остановочному модулю с левой стороны, предоставлении администрации права в случае неисполнения настоящего судебного акта демонтировать нестационарный торговый объект с отнесением расходов на счет ответчика.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме (л.д. 170-172 т. 1).
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель администрации возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, на основании решения межведомственной комиссии по градостроительному регулированию и земельным отношениям при Администрации Щелковского района от 17 сентября 2003 года ООО "Ост-Маркет" разрешено размещение нестационарного торгового объекта - павильон (шириной 4,6 м, глубиной 2,7 м, площадью 12,42 кв. м, выполненный из металлической конструкции бежевого цвета), расположенный по адресу: Московская область, г.п. Щелково, возле железнодорожной платформы "Чкаловская", примыкающий к остановочному модулю с левой стороны.
Постановлением Администрации городского поселения Щелково N 1193-ап от 13 декабря 2013 года утверждена Схема, в которую вышеуказанный торговый павильон не включен.
Общество 12 августа 2014 года обратилось в администрацию городского поселения Щелково с заявлением о включении в Схему торговых павильонов.
Письмом от 05 сентября 2014 года (исх. N 2208/1.1.-26) администрация отказала обществу во включении в Схему торговых павильонов со ссылкой на то, что действующая Схема утверждена постановлением от 13 декабря 2013 года N 1193-ап "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково" и размещение нестационарных торговых объектов в местах, не включённых в Схему, не допускается.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 15 мая 2015 года по делу N А41-73526/14 суд обязал администрацию включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щёлково нестационарные торговые объекты - павильоны, принадлежащих ООО "Ост-Маркет", в том числе и спорный торговый павильон по адресу: Московская область, г.Щёлково-3, ж/д платформа "Чкаловская".
На основании данного решения суда администрацией в схему размещения нестационарных торговых объектов включен в том числе и спорный павильон.
Согласно акту обследования от 21 августа 2018 года N 16/2918 на земельном участке по адресу: Московская область, г.п. Щелково, возле железнодорожной платформы "Чкаловская", размещен нестационарный торговый объект, примыкающий к остановочному модулю с левой стороны.
При этом, администрация указала, что с обществом каких-либо договоров на право размещения данного объекта администрацией не заключалось, земельный участок под объектом ответчику не предоставлялся, не сформирован и на кадастровый учет не поставлен, а также плата за пользование земельным участком, размещение нестационарного торгового объекта обществом не производится.
Администрацией выдано предписание о добровольном демонтаже торгового объекта и освобождении земельного участка от 28 сентября 2018 года N 16.1-18/236, в соответствии с которым обществу было предложено представить истцу правоустанавливающие документы в отношении данного объекта, а в случае отсутствия таковых, самостоятельно произвести демонтаж в срок до 22 октября 2018 года.
Ответчик каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок и (или) НТО в администрацию не представил.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения администрации в арбитражный суд с упомянутым иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" установлено, что нестационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 данного Закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2.7 распоряжения Министерства потребительского рынка и услуг Московской области от 27 декабря 2012 года N 32-Р "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области схем размещения нестационарных торговых объектов" не допускается размещение нестационарных торговых объектов в местах, не включенных в Схему.
Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Федерального закона N 381-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 381-ФЗ одной из целью настоящего Закона является обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи, баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
В силу части 4 статьи 19 Федерального закона N 381-ФЗ утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
В соответствии с пунктом 2 указанных Правил, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Правилами предусмотрен порядок обращения органа местного самоуправления в соответствующий орган государственной власти с заявлением о включении объектов в схему размещения, порядок рассмотрения данного обращения и принятия решения о согласовании вопроса о размещении нестационарного торгового объекта.
Как следует из материалов дела, согласие на размещение нестационарного торгового объекта, принадлежащего ответчику, на земельном участке по адресу: Московская область, г.Щёлково-3, ж/д платформа "Чкаловская" обществом не получено.
Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 11 декабря 2015 года N 3623 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково.
Согласно пункту 2.1 части 2 указанного Порядка, основанием для размещения НТО на территории городского поселения Щелково является Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского поселения Щелково и договор на право размещения НТО, заключенный между Администрацией Щелковского муниципального района и хозяйствующим субъектом, предметом которого является предоставление места для размещения НТО в соответствии со схемой размещения НТО.
В соответствии с пунктом 3.1 части 3 Порядка, договор на право размещения НТО заключается сроком на 5 (пять) лет.
После заключения договора хозяйствующему субъекту выдается паспорт НТО, оформленный Администрацией Щелковского муниципального района, по форме, утверждаемой Администрацией Щелковского муниципального района.
Между тем, договор на право размещения НТО с обществом не заключался.
Таким образом, поскольку между обществом с администрацией не заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: Московская область, г.п. Щелково, возле железнодорожной платформы "Чкаловская", суд первой инстанции приходит к выводу о том, что у ответчика отсутствуют основания для размещения по указанному адресу нестационарных торговых объектов, в связи с чем самовольно занимает земельный участок под размещенным на нем НТО.
Ссылка ответчика на судебные акты по делу N А41-73526/14, согласно которым в схему размещения НТО включен, в том числе и спорный объект, не принимается апелляционным судом, поскольку каких- либо договоров на право размещения данного объекта не заключалось, земельный участок под объектом ответчику не предоставлялся, не сформирован и на кадастровый учет не поставлен, что подтверждается перечнем земельных участков, предоставленных хозяйствующим субъектам под размещение торговых объектов.
Более того, ответчиком доказательств отсутствия возможности заключить с администрацией договор в установленном порядке не представлено.
Согласно нормам статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Из статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подпунктом 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года "131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из статей 60 и 76 ЗК РФ следует, что освобождение земельного участка от расположенных на нем объектов, при самовольном занятии земельного участка и возврат земельного участка осуществляется виновными в таких правонарушениях лицами.
Учитывая, что ответчик каких-либо правоустанавливающих документов на земельный участок и (или) НТО не представил; земельный участок, на котором расположен спорный НТО, не сформирован, на кадастровый учет не поставлен, исковые требования администрации подлежат удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27 июня 2018 года по делу N А41-39617/2017.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2019 года по делу N А41-104414/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.