город Москва |
|
19 сентября 2019 г. |
Дело N А40-315483/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Костенко О., доверенность от 19.12.2018; Улыбина Т.В., доверенность от 19.12.2018;
от заинтересованных лиц: от Департамента экономической политики и развития города Москвы: Снегирева А.И., доверенность от 29.12.2018; от Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве в лице Правительства Москвы: Снегирева А.И., доверенность от 07.06.2019;
от третьего лица: Гочава Г.О., доверенность от 07.03.2019;
рассмотрев 12 сентября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ИП Левшина К.В.
на решение от 20 марта 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Нагорной А.Н.,
на постановление от 25 июня 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Суминой О.С.,
по делу N А40-315483/18
по заявлению ИП Левшина К.В.
об оспаривании акта и решения
к Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве в лице Правительства Москвы,
третье лицо: ИФНС России N 24 по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
ИП Левшин К.В. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (далее - Департамент) о признании недействительными акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором от 03.12.2018 N 24097 и решения Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве (далее - Комиссия) от 20.11.2018 об отказе в исключении объекта из списков объектов торговли и обязании исключить данный объект по адресу: г. Москва, район Нагатино-Садовники, шоссе Каширское, д. 19, корп. 1, ком. 3-В70, из списка объектов торговли.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИФНС России N 24 по г. Москве.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 марта 2019 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ИП Левшин К.В. обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованных лиц и третьего лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 03.12.2018 Департаментом по результатам проведенного обследования помещения составлен акт и направлен в налоговый орган. На основании акта о выявлении нового объекта обложения торговым сбором, предприниматель поставлен на учет как плательщик торгового сбора.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовались следующим.
Согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации, торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории г. Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории г. Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 412 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
В соответствии с пунктом 1 статьи 416 Налогового кодекса Российской Федерации, постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в пункте 2 статьи 418 настоящего Кодекса уполномоченным органом в налоговый орган.
В силу пункта 1 статьи 418 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления (органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) осуществляют полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее - Закон о торговом сборе), в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории г. Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 418 Налогового кодекса Российской Федерации, орган государственной власти города федерального значения г. Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 418 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе, полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти г. Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, определено, что Департамент осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и г. Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее - Порядок N 401-ПП).
Пунктом 1.2 Порядка N 401-ПП определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент.
В целях сбора уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли, в том числе, Государственное бюджетное учреждение г. Москвы "Центр налоговых доходов" осуществляет межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории г. Москвы, в уполномоченный орган в соответствии с Регламентом (пункт 2.1.1 Порядка N 401-ПП); получение сведений об объектах осуществления торговли у собственников и иных правообладателей объектов осуществления торговли (в том числе зданий, строений, сооружений и их частей, включая такие объекты, расположенные в жилых домах) (пункт 2.1.2 Порядка N 401-ПП); получение сведений в результате использования информации, размещенной физическими и юридическими лицами в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в средствах массовой информации (пункт 2.1.3 Порядка N 401-ПП).
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором (далее - Порядок N 138-ПР).
Пунктом 2.1.6 Порядка N 138-ПР установлено, что при сборе сведений об объектах обложения сбором может использоваться информация от Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Центр налоговых доходов".
Согласно пункту 3.1 Порядка N 138-ПР, Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения.
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в установленном порядке.
Пунктом 3.4 Порядка N 138-ПР установлено, что список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее 3-х рабочих дней с момента его утверждения.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка N 138-ПР, юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в список объектов, опубликованный на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", подать в уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из списка объектов.
Судами установлено, что предпринимателем не исполнена обязанность по предоставлению в налоговый орган уведомления о постановке на учет в качестве плательщика сбора по объекту на момент включения в список объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор.
При таких обстоятельствах, выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, Департаментом правомерно включен объект в список объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор.
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, используются следующие понятия: объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор; торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
Согласно пункту 1 статьи 416 Налогового кодекса Российской Федерации, постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляется на основании уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган.
В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 416 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в срок не позднее 5 дней с даты возникновения объекта обложения сбором.
Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Доводы предпринимателя о том, что объект не является торговым, поскольку не оснащен специальным оборудованием, предназначенным и используемым для проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, в нем осуществляется лишь выставка ассортимента товара, реализуемого последним в соседнем объекте, в котором установлена контрольно-кассовая техника для проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, правомерно отклонены судами, поскольку в ходе проведения сбора сведений об объекте контрольным органом установлено, что заявитель осуществлял торговую деятельность на площадях торгового комплекса "Каширский двор" по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, д. 19, корп. 1, павильон 3-В70.
Согласно фотоматериалам, являющимся неотъемлемым приложением к информационной карте, заявителем на момент осуществления сбора информации на объекте предлагались к реализации различные товары, а именно: теплые полы, фильтры для воды, экраны для радиаторов и иная продукция.
Согласно абзацу 182 ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения, утвержденному приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, ценник: бумажный или иной визуальный носитель информации, доступный для покупателей, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло. Ценник сопровождает образцы товаров, выставляемых на прилавках, витринах и т.п., и должен содержать информацию о наименовании товара, сорте (при наличии), цене за массу или единицу (штуку, метр и т.д.) товара.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что довод предпринимателя, что он не осуществляет торговлю, а лишь выставляет образцы продукции, реализуемые через соседний павильон 3С-96, противоречат представленному в материалы дела фотоотчету.
Вместе с тем, суды обоснованно отметили, что спорный объект не может в силу в силу ГОСТ 32608-2014. Межгосударственный стандарт. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения, введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 550-ст, признаваться выставкой, поскольку не соответствует установленным указанным ГОСТ критериям выставки, учитывая размещение в помещении не экспонатов, а образцов для продажи, что подтверждается представленными Департаментом фотографиями, сделанными при обследовании.
Тот факт, что павильоны 3-В70 и 3-С96, используемые предпринимателем для осуществления торговой деятельности расположены в различных частях торгового центра с целью большего привлечения покупателей и увеличения оборотов торговой деятельности, в них отдельно размещены различные специализированные товары (теплые полы, фильтры для воды, экраны для радиаторов в павильоне 3-В70 и вентиляции, люки под плитку, полотенцесушители, водонагреватели в павильоне 3-С96) подтверждает вывод Департамента о том, что оба они являются самостоятельными объектами торговой деятельности.
Относительно требования о признании недействительным решения Комиссии от 20.11.2018 об отказе в исключении объекта из списков объектов торговли суды обоснованно исходили из того, что решение Комиссии непосредственно не затрагивает прав и обязанностей заявителя.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что при таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 марта 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2019 года по делу N А40-315483/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ИП Левшина К.В. - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.