г. Москва |
|
2 октября 2019 г. |
Дело N А40-199612/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания" - Миронова О.Н., представитель по доверенности от 8 ноября 2018 года, Казимирова М.С., представитель по доверенности от 26 февраля 2018 года;
от заинтересованного лица: Федеральной антимонопольной службы - Савостина Е.В., представитель по доверенности от 10 января 2019 года, Старостина А.А. представитель по доверенности от 23 января 2019 года;
от третьих лиц:
от Департамента экономической политики и развития города Москвы - извещено, представитель не явился;
от частной компании с ограниченной ответственностью "С&Т Инвестментс Лимитед" - извещено, представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве - извещено, представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании 26 сентября 2019 года кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы
на решение от 05 марта 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кузиным М.М.,
на постановление от 13 июня 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., Суминой О.С.,
по делу N А40-199612/17,
по заявлению публичного акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания"
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: Департамент экономической политики и развития города Москвы, частная компания с ограниченной ответственностью "С&Т Инвестментс Лимитед", Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве
о признании недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ПАО "МОЭК", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным предписания от 19 октября 2017 года N ЦА/72019/17.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 03 октября 2018 года решение Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2018 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При повторном рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судов, ФАС России обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представители ФАС России поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители ПАО "МОЭК" возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежаще.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ПАО "МОЭК" и ФАС России, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что частная компания с ограниченной ответственностью "С&Т Инвестментс Лимитед" (далее - ЧКОО "С&Т Инвестментс Лимитед", Застройщик) обратилось к ПАО " МОЭК" с заявкой на подключение Жилого комплекса по адресу: г. Москва, ул. Минская, корпус 1 - 26 ("Снегири Эко") к общегородским сетям теплоснабжения.
В ответ на указанную заявку ПАО " МОЭК" направило подписанный со своей стороны договор о подключении к системам теплоснабжения N 10-11/17-638 (далее - Договор). Тариф за подключение жилого комплекса был рассчитан обществом исходя из необходимости прокладки тепловых сетей внутри границ участка непосредственно до объекта подключения (многоквартирных домов).
Застройщик направил в адрес ПАО " МОЭК" протокол разногласий к Договору, который был отклонен заявителем по причине несоответствия положений данного протокола действующему законодательству. Застройщик настаивал на исключении из условий договора обязательств заявителя по созданию тепловых сетей внутри границ участка непосредственно до объекта подключения.
Разногласия, возникшие между обществом и застройщиком стали основанием для обращения последнего в ФАС России.
Антимонопольным органом по результатам рассмотрения в досудебном порядке спора, возникшего между обществом и Застройщиком, установлено, что точка подключения объекта капитального строительства "Многофункциональный жилой комплекс "Снегири Эко" определена для многоквартирных жилых домов - граница с инженерно-техническими сетями объекта капитального строительства, что является нарушением пункта 27 Правил подключения. Антимонопольный орган, определив иную точку подключения, а именно установив, что точка подключения объекта капитального строительства и тепловая сеть, принадлежащая ПАО "МОЭК" к которой предполагается осуществить подключение, находятся в границах земельного участка ЧКОО "С&Т Инвестментс Лимитед", пришел к выводу об отсутствии оснований для включения в плату за подключение расходов на создание объектов тепловых сетей, соответствующие ставкам платы, установленным пунктами 2.1.1.1 и 2.1.2.1 приказа Департамента экономической политики и развития города Москвы от 19 декабря 2016 года N 459-ТР что и послужило основанием для выдачи ПАО " МОЭК" предписания от 19 октября 2017 года N ЦА/72019/17, которым ПАО "МОЭК" предписано:
Устранить выявленные нарушения положения пункта 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", подпункта е пункта 26, пункта 27, пункта 28 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 307, при определении платы за подключение, установленной в представленном со стороны ПАО "МОЭК" оферте на заключение договора о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения б/д N 10-11/17-638;
Произвести перерасчет платы за подключение объекта капитального строительства "Многофункциональный жилой комплекс "Снегири Эко" в соответствии с действующим законодательством в сфере теплоснабжения:
- исключить из расчета платы за подключение экономически необоснованные расходы по созданию (реконструкции) тепловых сетей в пределах границ земельного участка ЧКОО "С&Т Инвестментс Лимитед";
- рассчитать плату за подключение с учетом исключительно расходов ка проведение мероприятий по подключению объектов заявителей по ставке 151 655,97 руб./Гкал/ч в соответствии с приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 19 декабря 2016 года N 459-ТР.
Пересмотреть в срок до 01 ноября 2017 года с учетом пункта 2 настоящего предписания размер платы за подключение объекта капитального строительства ЧКОО "С&Т Инвестментс Лимитед", установленного в оферте на заключение договора о подключении объекта капитального строительства к системам теплоснабжения б/д N 10-11/17-638.
Об исполнении настоящего предписания ПАО "МОЭК" до 10 ноября 2017 года письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.
Полагая, что предписание незаконно и выдано без достаточных на то оснований ПАО "МОЭК" обратилось с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя требования заявителя, суды пришли к выводу, что антимонопольным органом незаконно рассмотрены вопросы между сторонами об объеме мероприятий по возведению тепловых сетей под видом спора о применении тарифов.
Пунктом 3 положения о Комиссиях Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), а также иных вопросов о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 16 ноября 2015 года N 1091/15, установлен исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих рассмотрению Комиссией, в котором отсутствуют полномочия по рассмотрению в досудебном порядке споров о выполнении технических мероприятий по договору о подключении, в связи с чем суды пришли к выводу, что Комиссия неправомочна рассматривать спор между ПАО "МОЭК" и ЧКОО "С&Т Инвестментс Лимитед", который касался определения точки подключения объекта, а также вопроса о распределении объема мероприятий по возведению тепловых сетей.
Кроме того, процедура рассмотрения досудебного спора о правильности установления (применения) тарифов предусмотрена правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2007 года N 669 и действующих в момент возникновения спорных правоотношений.
Пункт 13 Правил N 669 обязывает антимонопольный орган вынести решение по результатам рассмотрения досудебного спора.
Судами в данной части установлено, что Комиссией антимонопольного органа до вынесения оспариваемого предписания не принималось решений в порядке Правил N 669.
В части доводов антимонопольного органа относительно определения точки подключения судами указано следующее.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о теплоснабжении потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 данного Закона.
Частью 1 статьи 14 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных данным Законом и Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил N 307 подключение к системам теплоснабжения осуществляется на основании договора о подключении к системам теплоснабжения. По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение, а заявитель выполнить действия по подготовке объекта к подключению и оплатить услуги по подключению.
Договор о подключении должен содержать, в том числе, следующие существенные условия: перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта к системе теплоснабжения и обязательства сторон по их выполнению; срок подключения; размер платы за подключение; условия и порядок подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к системе теплоснабжения и т.д. (пункт 26 Правил N 307).
Согласно пункту 27 Правил N 307 мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые заявителем в пределах границ земельного участка заявителя, а в случае подключения многоквартирного дома - в пределах инженерно-технических сетей дома, содержат разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным условиями на подключение, а также выполнение условий подключения.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 307 мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к системе теплоснабжения, выполняемые исполнителем до границы земельного участка заявителя, на котором располагается подключаемый объект, а в случае подключения многоквартирного дома - до границы с инженерно-техническими сетями дома, мероприятия по увеличению пропускной способности (увеличению мощности) соответствующих тепловых сетей или источников тепловой энергии, а также мероприятия по фактическому подключению содержат, в том числе, подготовку и выдачу исполнителем условий подключения; разработку исполнителем проектной документации в соответствии с условиями подключения; осуществление исполнителем фактического подключения объекта к системе теплоснабжения.
Многофункциональный жилой комплекс "Снегири ЭКО" - это объект комплексной застройки земельного участка, состоящий из нескольких зданий с помещениями различного назначения (детское образовательное учреждение, пост охраны), расположенных на отдельных фундаментах, что подтверждается заключением негосударственной экспертизы комплекса, разрешениями на строительство.
В состав подключаемого по договору N 10-11/17-638 объекта входит 15 многоквартирных жилых домов.
Согласно пункту 2 раздела 7 Технического задания на проектирование центрального теплового пункта для "Многофункционального жилого комплекса "Снегири Эко", центральный тепловой пункт (ЦТП) расположен в многоквартирном жилом корпусе N 9 на - 2 этаже на отметке - 5,60 метра и при этом является основной (первоначальной) точкой подключения, необходимой с технологической точки зрения для обеспечения нужд жилого комплекса в целом.
Указанные доказательства позволили судам сделать обоснованный вывод о том, что объектами подключения по договору N 10-11/17-638 выступают именно многоквартирные жилые дома, вследствие чего действия по возведению тепловой сети распределяются по правилам подключения многоквартирных домов и правомерно отнесены в договоре к мероприятиям ПАО "МОЭК" в соответствии с пунктами 27, 28 Правил N 307.
Таким образом, суды, признавая оспариваемое предписание незаконным, исходили из отсутствия у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение соответствующего спора в досудебном порядке и из отсутствия в действиях ПАО "МОЭК" и Застройщика нарушений Правил N 307.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Изложенные в кассационной жалобе доводы антимонопольного органа о неверном определении точки подключения и недопустимости возведения теплоснабжающей организацией тепловых сетей только до одного из жилых корпусов в составе подключаемого объекта являются несостоятельными, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2019 года по делу N А40-199612/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.