г. Москва |
|
23 октября 2019 г. |
Дело N А41-47635/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей, Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.
при участии в заседании:
от истца по делу - Администрации городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области - Архипова Л.Е., по доверенности от 27.07.2018, Привезенцева О.В., по доверенности от 27.07.2018,
от ответчика по делу - ООО "Ядрово" - Гараев Т.В., по доверенности от 20.02.2019, Гараев В.С. по доверенности от 20.02.2019,
от третьего лица по делу - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области - не явился, извещен,
от третьего лица по делу - Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по центральному федеральному округу - не явился, извещен,
от третьего лица по делу - Министерство экологии и природопользования Московской области - Хохлов В.В. по доверенности от 24.12.2018,
от третьего лица по делу - ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" - не явился, извещен,
от третьего лица по делу - Администрация Волоколамского муниципального района Московской области - не явился, извещен;
рассмотрев 22 октября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области
на решение от 18 апреля 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Уваровым А.О.
на постановление от 17 июля 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Панкратьевой Н.А.,
по делу А41-47635/2018
по заявлению Администрации городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области
к ООО "Ядрово"
о запрете эксплуатации полигона,
третьи лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по центральному федеральному округу, Министерство экологии и природопользования Московской области, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области", Администрация Волоколамского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "Ядрово" (с учетом уточнений) в котором просит суд: Прекратить деятельность ООО "Ядрово" по сбору и транспортированию отходов II - IV классов опасности, обработке и размещению отходов IV класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов "Ядрово", расположенном по адресу: Московская область, Волоколамский район, городское поселение Волоколамск, 112 км автодороги Волоколамское шоссе (земельные участки с кадастровыми номерами 50:07:0040405:111, 50:07:0040405:112, 50:07:0040405:3); Обязать ООО "Ядрово" ликвидировать последствия причиненного вреда окружающей среде (почве, реке Городня, атмосферному воздуху) путем проведения комплекса необходимых мероприятий, направленных на восстановление первоначального состояния природных объектов, которые соответствуют требованиям законодательства РФ и гарантируют безопасность проведения восстановительных работ для окружающей среды и жителей Волоколамска, с привлечением организаций, имеющих соответствующую лицензию на осуществление работ на опасных объектах, действующую на территории РФ, также с привлечением ученых и независимых аккредитованных экспертных организаций для осуществления экологического контроля при проведении восстановительных работ; Обязать ООО "Ядрово": в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в силу провести лабораторные исследования свалочного газа и на основе результатов проведенных исследований разработать проектную документацию по установке на полигоне ТБО "Ядрово" систем дегазации с установкой фильтров и другого необходимого оборудования, а также направить проектную документации для прохождения государственной экологической экспертизы, провести дегазацию на территории полигона твердых бытовых отходов "Ядрово", в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в силу разработать проектную документацию по рекультивации полигона твердых бытовых отходов "Ядрово" и направить ее для прохождения государственной экологической экспертизы, провести рекультивацию территории полигона твердых бытовых отходов "Ядрово".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по центральному федеральному округу, Министерство экологии и природопользования Московской области, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области", Администрация Волоколамского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого апелляционного суда от 17 июля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить по причине неправильного применения норм права.
В обоснование своей кассационной жалобы Администрация ссылается на неправильное применение судами норм материального права.
До начала судебного разбирательства от ООО "Ядрово" поступил отзыв на кассационную жалобу. Отзыв приобщается к материалам дела, поскольку представлен в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 279 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства в суде кассационной инстанции представитель Администрации поддержал доводы своей кассационной жалобы. Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по центральному федеральному округу, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области", Администрация Волоколамского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что ООО "Ядрово" было создано 23.05.2008 года при участии администрации Волоколамского муниципального района Московской области с целью организации высокотехнологичной компании, работающей в сфере оборота отходов производства и потребления полного цикла: сбор, транспортировка, захоронение ТКО.
Учредителями Общества являются: Администрация Волоколамского муниципального района Московской области (25% доли в уставном капитале) и ООО "ЦМПТ" (75% доли в уставном капитале). Основным видом деятельности Общества является сбор отходов.
ООО "Ядрово" предоставлена лицензия N 077838 от 14.09.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, выданная Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.
Виды работ: сбор отходов II класса опасности; транспортирование отходов II класса опасности; сбор отходов III класса опасности; транспортирование отходов III класса опасности; сбор отходов IV класса опасности; транспортирование отходов IV класса опасности; обработка отходов IV класса опасности; размещение отходов IV класса опасности.
Полигон ТКО "Ядрово" существует с 1970 года, расположен по адресу: Московская область, Волоколамский район, городское поселение Волоколамск, 112 км автодороги Волоколамское шоссе на земельных участках с кадастровыми номерами 50:07:0040405:112, 50:07:0040405:111, предоставленных ответчику на праве аренды на основании договора N 08 от 20.04.2016, заключенного с ООО "ЦМПТ".
ООО "Ядрово" также используются земельные участки: кадастровый номер 50:07:0040405:110 площадью 5094 м2 (соглашение N 3 об установлении сервитута земельного участка от 10.07.2017 г.), кадастровый номер 50:07:0040405:218 площадью 20893 м2 (соглашение N 2 об установлении сервитута земельного участка от 28.06.2017 г.), кадастровый номер 50:07:0040405:262 площадью 2575 м2 (договор аренды земельного участка N 229/2017 от 08.11.2017 г.).
Проект расширения и рекультивации полигона захоронения ТБО "Ядрово" Волоколамского района Московской области выполнен ЗАО "Спецгеоэкология" в 2011 году.
Проектная документация разработана для двух участков захоронения: северный участок расширения полигона площадью 10,0496 га, южный участок, в том числе действующий полигон площадью 3,008 га и участок расширения 10,6973 га.
Санитарно-защитная зона полигона 500 метров (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов").
На участке захоронения ТБО предусмотрено формирование грунтовой дамбы по периметру (высотой 2,0 м) котлован глубиной от 3-х метров до 11 метров с гидроизоляцией днища, бортов и внутреннего откоса дамбы, при эксплуатации формируется насыпной холм с заложением откосов.
Проектный ежегодный объем захоронения отходов - 200 000 тонн в год (или 1000000 кубических метров в год (при плотности 0,2 т/куб. м).
Промежуточная изоляция уплотненных ТБО осуществляется грунтом, мощность слоя промежуточной изоляции 0,15 метров.
В ходе эксплуатации на теле полигона ТКО "Ядрово" предусмотрено размещение (захоронение) отходов производства и потребления IV - V классов опасности в соответствии с перечнем, установленном в лицензии N 077838 от 14.09.2016 на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, отходов I - IV классов.
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу Московской области ООО "Ядрово" выдано разрешение N 54/289 от 10.04.2014 года на выброс вредных /загрязняющих/ веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов "Ядрово.
Как установлено судами, в настоящее время на земельных участках с кадастровыми номерами 50:07:0040405:3, 50:07:0040405:112 размещено старое тело полигона, завоз отходов на отработанную карту прекращен в апреле 2018 года. Под загрузку отходами используется новая карта полигона, расположенная на земельном участке площадью 100 496 м2 с кадастровым номером 50:07:0040405:111.
Суды указывают, что Приказом департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО от 06.02.2013 г. N 64-Э утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы на "Проект расширения и рекультивации полигона ТБО "Ядрово" в Волоколамском районе Московской области" сроком на 5 лет, т.е. до 06.02.2018 года. По истечении срока действия указанного положительного заключения, ООО "Ядрово" осуществляло деятельность по эксплуатации полигона ТБО "Ядрово" в отсутствие положительного заключения, его продления.
Также судами установлено, что вступившим в законную силу решением Волоколамского городского суда Московской области от 21.06.2018 г. по делу N 2-919/18 суд обязал ООО "Ядрово": в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта разработать проектную документацию по эксплуатации полигона ТКО "Ядрово" с обязательным требованием о наличии на полигоне ТКО установки системы по сбору и очистке фильтрационных стоков (фильтрата), системы дегазации и направить ее для прохождения государственной экологической экспертизы; в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного акта разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны для полигона ТКО "Ядрово" с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта; направить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалы, предусмотренные п. 4.2 СанПин 2.21/2.1.1.1200-03 "санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", для установления окончательного размера санитарно-защитной зоны полигона ТКО "Ядрово".
Определением суда от 26.03.2019 года ответчику предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком на шесть месяцев.
Как установлено судами и согласно представленным в материалы дела судебным актам по делам N А41-92804/18, А41-44622/18, А41-44621/2018, в связи с выявлением в действиях ООО "Ядрово" правонарушений, выразившихся в нарушении требований ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. ч. 1, 4, 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации, уполномоченным должностным лицом Минэкологии МО были составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Как установлено судами и следует из представленного истцом санитарно-эпидемиологического заключения от 22.09.2017 г. N 50.04.04.00О.М.ОО0162.09.17 здания, строения, сооружения, оборудование и иное имущество, используемое для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов ТБО на полигоне ТБО "Ядрово" не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, поскольку ООО "Ядрово" осуществляет деятельность с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства и с нарушением выданного ранее санитарно-эпидемиологического заключения в части размещения отходов.
Суды установили, что в заключении указано, что не установлен окончательный размер санитарно-защитной зоны для этого объекта, а также система сбора фильтрата на полигоне работает неэффективно.
Постановлением главы Волоколамского муниципального района от 06.03.2018 г. N 562 "О введении режима чрезвычайной ситуации и проведении дополнительных мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с нарушением требований природоохранного законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов "Ядрово", расположенного на территории Волоколамского района" был введен режим чрезвычайной ситуации.
Суды указывают, что 07 марта 2018 г. по поручению Истринского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза атмосферного воздуха, пробы которого были взяты в период с 23.02.2018 г. по 27.02.2018 г. на границе санитарно-защитной зоны (д. Ядрово) и в трех километрах западнее от СЗЗ (ул. Возмище, ул. Озерная и ул. Пролетарская г. Волоколамска. Согласно заключению этой экспертизы N 1249, анализ результатов химических исследований проб атмосферного воздуха показал, что концентрации атмосферного воздуха Дигидросульфида превышают предельно допустимую концентрацию для данного вещества. Качество атмосферного воздуха не соответствует требованиям нормативной документации ГН 2.1.6.3492-17 и СанПиН 2.1.6.1032-01.
Вступившим в законную силу решением Волоколамского городского суда Московской области от 03 мая 2018 года по делу N 2-571/18 отказано в удовлетворении исковых требований группы граждан к ООО "Ядрово" о прекращении деятельности по сбору, транспортированию отходов 2 - 4 классов опасности, обработке и размещению отходов 4 класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов "Ядрово" путем закрытия полигона, обязании провести рекультивацию территории полигона твердых бытовых отходов "Ядрово".
Вступившим в законную силу решением Волоколамского городского суда Московской области от 19 июня 2018 года по делу N 2-592/18 отказано в удовлетворении исковых требований группы граждан к ООО "Ядрово" о прекращении деятельности по сбору и транспортированию отходов 2 - 4 классов опасности, обработке и размещению отходов 4 класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов "Ядрово, расположенном на земельных участках с кадастровыми номерами 50:07:0040405:111, 50:07:0040405:112, 50:07:0040405:3" путем закрытия полигона, обязании провести рекультивацию территории полигона твердых бытовых отходов "Ядрово".
Вступившим в законную силу решением Волоколамского городского суда Московской области от 25 июня 2018 года по делу N 2-653/18 отказано в удовлетворении исковых требований группы граждан к ООО "Ядрово" о прекращении деятельности по сбору и транспортированию отходов 2 - 4 классов опасности, обработке и размещению отходов 4 класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов "Ядрово, расположенном на земельных участках с кадастровыми номерами 50:07:0040405:111, 50:07:0040405:112, 50:07:0040405:3" путем закрытия полигона, обязании провести комплекс необходимых мероприятий, направленных на восстановление первоначального состояния природных объектов, которые соответствуют требованиям законодательства РФ и гарантирующих безопасность проведения восстановительных работ для окружающей среды и жителей Волоколамского района, обязании провести рекультивацию территории полигона твердых бытовых отходов "Ядрово".
Вступившим в законную силу решением Волоколамского городского суда Московской области от 12 июля 2018 года по делу N 2-1067/18 отказано в удовлетворении исковых требований группы граждан к ООО "Ядрово" о возложении обязанности осуществлять деятельность по сбору и транспортированию отходов 2 - 4 классов опасности, обработке и размещению отходов 4 класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов "Ядрово, расположенном на земельных участках с кадастровыми номерами 50:07:0040405:111, 50:07:0040405:112, 50:07:0040405:3, в соответствии с проектом планировки территории под полигон захоронения ТБО "Ядрово", обязании принимать отходы в объеме 547, 9 тонн в сутки или 200 000 тонн в год.
Отказывая в удовлетворении иска, суды правомерно признали его необоснованным исходя из следующего.
Согласно статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005) "Об отходах производства и потребления" объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" содержится запрет на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов на почву, недра.
В силу пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Полигон ТБО "Ядрово" зарегистрирован в приложении к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 30.04.2015 N 377, как объект размещения отходов, включенный в государственный реестр объектов размещения отходов, в соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона N 89.
Пунктом 9 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ, предусмотрено, что организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (абзац 2 статьи 3 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.12.2017) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В силу пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится решение вопросов, связанных с организацией мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (пункт 1).
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 года N 1011-О, от 27 июня 2017 года N 1288-О, пункт 1 статьи 1065 ГК Российской Федерации направлен на защиту жизни и здоровья граждан, предотвращение причинения вреда имуществу физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49, судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (пункт 1 статьи 1065 ГК РФ).
Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимость запрещения соответствующей деятельности (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов).
Доводы заявителя рассмотрены судами и отклонены в связи со следующим.
Пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" установлено право суда прекратить деятельность, осуществляемую с нарушением природоохранных требований, в случае, если допущенные нарушения законодательства в области охраны окружающей среды носят неустранимый характер.
Суды установили, что из заключения судебной экспертизы усматривается, что нарушения, выявляемые в процессе эксплуатации полигона, являются устранимыми.
Пунктом 28 указанного Постановления установлено, что судам следует иметь в виду, что опасность причинения вреда окружающей среде в будущем, в том числе в связи с эксплуатацией предприятия, сооружения или иной деятельностью, может являться основанием для запрещения деятельности, создающей такую опасность (п. 1 ст. 1065 ГК РФ). Истец должен доказать реальность наступления такой опасности в результате осуществления ответчиком деятельности как нарушающей установленные требования в области охраны окружающей среды, так и соответствующей им на момент предъявления требования, и необходимостью запрещения соответствующей деятельности.
Суды верно указали, что истцом не представлено доказательств реальности наступления опасности причинения вреда окружающей среде в будущем.
Так, судами верно отмечено, что выводы проведенной судебной экспертизы в этой части вероятные, они не подтверждают доводы истца.
Судами установлено, что Администрацией Волоколамского городского поселения предъявлен иск с целью устранения риска загрязнения окружающей среды. По результатам экологического контроля, проведенной Министерством экологии и природопользования Московской области превышений предельно допустимых загрязняющих веществ в воздухе, в почве и в воде не обнаружено.
Суды указывают, что ООО "Ядрово" представлена в материалы дела Инвестиционная программа общества с ограниченной ответственностью "Ядрово" по развитию технологии обращения с отходами на полигоне ТКО "Ядрово" Волоколамского муниципального муниципального района Московской области на 2019 - 2020 годы. Третье лицо, Министерство экологии и природопользования, приобщило к материалам арбитражного дела копию Инвестиционной программы с приложениями (актами выполненных работ). Согласно представленным документам мероприятия, необходимые для устранения последствий, указанных в экспертном заключении уже выполнены, либо реально выполняются.
Так судами установлено, что проект для ООО "Ядрово" разработан на основании ГОСТ 17.2.3.02-2014 "Межгосударственный стандарт. Правила установления допустимых выбросов загрязняющих веществ промышленными предприятиями" (введен в действие Приказом Госстандарта от 20.03.2014 N 208-ст". Согласно п. 6.3 контроль выбросов должен проводиться инструментальными и расчетными методами. Контроль за выбросами вредных (загрязняющих) веществ и соблюдением ПДВ (ВСВ) на источниках выбросов следует проводить по методике, используемой при проведении инвентаризации. При инвентаризации для расчета выброса загрязняющих веществ от тела полигона в рамках разработки проекта нормативов ПДВ для данного предприятия была применена "Методика расчета количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от полигонов твердых бытовых и промышленных отходов", М., 2004. Инструментальные измерения концентрации загрязняющих веществ в соответствии с вышеуказанной методикой, выполненные аккредитованной лабораторией, приведены в проекте нормативов ПДВ ООО "Ядрово".
Кроме того, судами установлено, что по результатам экологического контроля проведенной по поручению Министерства экологии и природопользования Московской области превышении предельно допустимых загрязняющих веществ в воздухе, в почве и в воде не обнаружено. Согласно Протокола лабораторных исследований воды 042 N 5679 от 10 декабря 2018 года произведенной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" Филиал федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" в Волоколамском, Истринском, Лотошинском, Шаховском районах Аккредитованного испытательного лабораторного центра на месте отбора образца около д. Ядрово, реке Городня выше размещения полигона ТБО по всем 26 показателям Величина допустимого уровня соответствует норме. Результаты бактериологических исследований, также соответствуют нормативным требованиям. Из Протокола лабораторных исследований воды 042 N 5680 от 10 декабря 2018 года на месте отбора образца около д. Ядрово, реке Городня ниже размещения полигона ТБО по всем 26 показателям Величина допустимого уровня соответствует норме. Результаты бактериологических исследований также соответствуют нормативным требованиям (т. 8 л.д. 32 - 42).
Также судами установлено, что на основании Государственного контракта N 1944-РБ от 01.06.2018 года (Экологические исследования) по заявке Министерства экологии и природопользования Московской области от 10.09.2018 года N 24-3-179 04.10.2018 года были проведены лабораторные исследования на земельном участке по адресатному ориентиру: Московская область, Волоколамский район, г. Волоколамск, 112 км автодороги Волоколамское шоссе, полигон ТКО "Ядрово". Объекты экспертизы, представленные экспертам для исследования: пробы почвы, отобранные на территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:07:0040405:111, 50:07:0040405:112, 50:0040405:3 вблизи полигона ТКО "Ядрово" по адресатному ориентиру: Московская область, Волоколамский район, г. Волоколамск, 112 км автодороги Волоколамское шоссе. Согласно Заключению экспертов по результатам лабораторных измерений и исследований N 151 от 04.10.2018 года, результаты токсикологического анализа отобранных проб почвы (грунта), проведенные Аналитической лабораторией ООО "Экоцентр" пробы N ЭПГ/259 - ЭПГ/270, является суглинистой почвой с содержанием органического вещества 3,8 - 4,5%; по результатам биотестирования соответствуют пятому классу опасности для окружающей среды. По результатам проведенных лабораторных исследований в указанных пробах превышение установленных ПДК и ОДК загрязняющих веществ не выявлено, но обнаружено повышенное, по сравнению с фоном, содержание фторидов и нитратов (для которых не превышены ПДК), а также хлоридов (для которых нормативы содержания в почве не установлены).
На основании государственного контракта N 2024-ЛАБ от 13.08.2018 года по заявке Министерства экологии и природопользования Московской области N 24-3-184 от 20.09.2018 года были проведены лабораторные измерения и исследования N 160 от 23.10.2018 года пробы атмосферного воздуха, отобранные 21.09.2018 года в приземном слое атмосферного воздуха в контрольных точках, расположенных на теле полигона ТКО "Ядрово" в Волоколамском районе Московской области. Из заключения экспертов N 160 следует следующий вывод: результаты проведенного исследования подтверждают факт наличия выбросов диоксида азота, изопрена, сероводорода от неорганизованного источника выбросов "тело полигона ТКО "Ядрово" 21.09.2018 года в концентрациях не превышающих ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Кассационная коллегия соглашается с выводами судов о том, что данные лабораторные исследования и заключения экспертиз подтверждают то обстоятельство, что деятельность ООО "Ядрово" соответствует требованиям Федеральных законов и подзаконных актов в области охраны окружающей природной среды.
В соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется согласно предоставленной им компетенции, уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора и согласно их компетенции.
Органом осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 года N 370", является Росприроднадзор.
Также судами установлено, что в соответствии с бессрочной лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1 - 4 классов опасности N 077838 от 14.09.2016 года ООО "Ядрово" вправе осуществлять лицензируемые виды деятельности по адресу: Московская обл. Волоколамский район, городское поселение Волоколамск, 112 км автодороги Волоколамское шоссе (земельные участки с кадастровыми номерами 50:07:0040405:111, 50:07:0040405:112, 50:07:0040405:3). Программой (планом) лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля в ООО "Ядрово" предусмотрен ежеквартальный лабораторный контроль за состоянием поверхностных и грунтовых вод, почвы, атмосферного воздуха (3 пробы, по показателям: азота диоксид, аммиак, сера диоксид, сероводород, углерод оксид, метан, димитилбензол, метилбензол, этилбензол, формальдегид).
Утверждена Программа мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (утв. генеральным директором ООО "Ядрово", согласована с Минэкологии Московской области 08.02.2016 г.), ведется журнал регистрации информации о неблагоприятных метеорологических условиях полигона ТБО "Ядрово".
Как установлено судами, в соответствии с договорами N 80Д-041/2018, N 81Д-041/2018 от 12.02.2018 года между ООО "Ядрово" (заказчик) и филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в МО" (исполнитель), исполнитель в 1 квартале 2018 года выполняет лабораторные исследования атмосферного воздуха в соответствии с СанПиН 2.1.7.1038-01, Проектом нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу (метан, оксид углерода, азота диоксид, сероводород, аммиак, толуол, ксилол, этилбензол, формальдегид, ангидрид сернистый), а также поверхностных и грунтовых вод. Согласно Протоколам лабораторных испытаний атмосферного воздуха, выполненных филиалом ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в МО", за 2016 года, а также протоколами от 21.03.2017 года, от 14.06.2017 года, от 02.08.2017 года на границе с зоной жилой застройки, по направлению ветра от полигона (д. Ядрово у дома N 6) - превышений величины допустимого уровня, в том числе по сероводороду - не имеется. Протоколом от 14.12.2017 года ТБО "Ядрово" зафиксировано превышение величины допустимого уровня дигидросульфида: при величине допустимого уровня не более 0,008 мг/куб. м установлено - 0,017 +/- 0,004 мг/куб. м, 0,015 +/- 0,003 мг/куб. м, 0,015 +/- 0,003 мг/куб. м Превышений по остальным показателям не выявлено.
Контроль за нарушениями требований в области обращения с отходами осуществляют Министерство экологии и природопользования Московской области и Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области. Эксперты данных контрольно-надзорных органов в качестве специалистов были привлечены при рассмотрении административного дела N 5-69/18.
Суды отметили, что по результатам производственного экологического контроля осенью 2018 года превышение предельно допустимых загрязняющих веществ в воздухе, в почве и в воде не обнаружено. Согласно Протокола лабораторных исследований воды 042 N 5679 от 10 декабря 2018 года произведенной Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" Филиал федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области" в Волоколамском, Истринском, Лотошинском, Шаховском районах Аккредитованного испытательного лабораторного центра на месте отбора образца около д. Ядрово, реке Городня выше размещения полигона ТБО по всем 26 показателям Величина допустимого уровня соответствует норме. Результаты бактериологических исследований, также соответствуют нормативным требованиям.
Суды установили, что из Протокола лабораторных исследований воды 042 N 5680 от 10 декабря 2018 года на месте отбора образца около д. Ядрово, реке Городня ниже размещения полигона ТБО по всем 26 показателям Величина допустимого уровня соответствует норме. Результаты бактериологических исследований также соответствуют нормативным требованиям.
Также судами установлено, что согласно Заключению экспертов по результатам лабораторных измерений и исследований N 151 от 04.10.2018 года, результаты токсикологического анализа отобранных проб почвы (грунта), проведенные Аналитической лабораторией ООО "Экоцентр" пробы N ЭПГ/259 - ЭПГ/270, является суглинистой почвой с содержанием органического вещества 3,8 - 4,5%; по результатам биотестирования соответствуют пятому классу опасности для окружающей среды. По результатам проведенных лабораторных исследований в указанных пробах превышение установленных ПДК и ОДК загрязняющих веществ не выявлено, но обнаружено повышенное, по сравнению с фоном, содержание фторидов и нитратов (для которых не превышены ПДК), а также хлоридов (для которых нормативы содержания в почте не установлены).
Как указывают суды, из заключения экспертов N 160 следует следующий вывод: результаты проведенного исследования подтверждают факт наличия выбросов диоксида азота, изопрена, сероводорода от неорганизованного источника выбросов "тело полигона ТКО "Ядрово" 21.09.2018 года в концентрациях не превышающих ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны.
Судами сделан правильный вывод о том, что указанные результаты исследования объектов окружающей среды свидетельствуют об отсутствии опасности причинения вреда в будущем, что в свою очередь подтверждает отсутствие оснований к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Также судами верно отмечено, что истцом не представлено доказательств того, что в результате эксплуатацией полигона причинен вред населению. В деле также отсутствуют доказательства об осуществлении хозяйственной деятельности ответчика по эксплуатации полигона, с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом.
Так судами сделан правильный вывод о том, что Администрация Волоколамского городского поселения Московской области не наделена правом и полномочиями, на подачу иска такой категории, то есть является ненадлежащим истцом.
Судами установлено, что в обоснование исковых требований к ООО "Ядрово" о закрытии полигона ТБО, истец сослался на ст. 53 АПК РФ и изложил выдержки положений ст. 25 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", следующего содержания: "...Согласно статье 53 АПК РФ в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением в защиту публичных интересов. Федеральный закон, наделяя органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации полномочием на обращение в суд по конкретным категориям дел с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, исходит из компетенции этих субъектов, направленный на защиту прав граждан в данной области общественных отношений. От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (п. 1 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")". Со ссылкой изложенные положения Федеральных законов истец считает о наличии у него субъективных прав на подачу иска такой категории.
Судами верно указано, что из толкования нормы статьи 53 АПК РФ следует, что с такими требованиями органы местного самоуправления вправе обратиться лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом и только в рамках компетенции этих субъектов. Истец не наделен субъективными правами, то есть гарантируемыми и обеспеченными правом мера возможного (дозволенного) поведения участника правоотношения для удовлетворения своих законных интересов, при реализации вопросов, исключенных из компетенции органов местного самоуправления Волоколамского городского поселения.
Так судами сделан правильный вывод о том, что Администрация городского поселения Волоколамск Московской области в соответствии со ст. 53 АПК РФ не вправе обращаться с иском в защиту публичных интересов, прав и законных интересов других лиц, в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 53 АПК РФ, в случаях предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
К числу субъектов, правомочных обратиться в арбитражный суд по указанным основаниям, отнесены: государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, которые вправе обратиться в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Под иными органами понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации.
В соответствии со ст. 53 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Орган, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
Судами установлено, что в материалах дела отсутствуют сведения, о наличии специального поручения органа местного самоуправления (Волоколамского муниципального района, Регионального правительства) подведомственному Волоколамскому городскому поселению Волоколамского муниципального района обратиться в арбитражный суд с иском, в защиту публичных интересов.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Организация такой деятельности на территории Волоколамского муниципального района, в том числе в границах городского поселения Волоколамска, в силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Суды указывают, что ООО "Ядрово" эксплуатирует полигон ТКО "Ядрово", осуществляя деятельность по сбору, утилизации, размещению и обезвреживанию отходов, то есть деятельность по обращению с отходами.
Согласно части 3 статьи 2 Закона Московской области "О перераспределении полномочии между органами местного самоуправления Муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", в редакции Законов Московской области от 30.12.2014 N 211/2014-ОЗ, от 29.11.2016 N 143/2016-ОЗ, от 28.12.2016 N 191/2016-ОЗ, от 25.12.2017 N 237/2017-ОЗ), принят Постановлением Московской областной Думы от 10 июля 2014 года N 33/96-П, в введении Московской области находятся вопросы: организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 22); утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов (п. 23).
Под юрисдикцией Московской области находятся также вопросы по принятию решения об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установления соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков (п. 9 в ред. Закона Московской области от 29.11.2016 N 143/2016-ОЗ).
Этими положениями Закона вопросы организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, непосредственно отнесены компетенции Московской области, не находятся в введении Волоколамского городского поселения. Истец не представил в Арбитражный суд доказательства, о наличии специального поручения Московской области Волоколамскому городскому поселению Волоколамского муниципального района с правом обратиться в арбитражный суд с иском, в защиту публичных интересов.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 1).
Из указанных положений Федеральных законов следует, что Волоколамское городское поселение Федеральными законами не относится к числу субъектов, правомочных обращаться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Волоколамское городское поселение Волоколамского муниципального района Московской области не наделено правом, на подачу иска такой категории, поскольку организация и осуществление деятельности по сбору, утилизации, размещению и обезвреживанию отходов, то есть деятельность по обращению с отходами на территории Волоколамского муниципального района, в том числе в границах городского поселения Волоколамска, в силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесена к вопросам регионального правительства (Московской области).
На основании изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Иные доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения, постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 274, 284, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 18 апреля 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2019 года по делу N А41-47635/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об отходах производства и потребления" (в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 1).
Из указанных положений Федеральных законов следует, что Волоколамское городское поселение Федеральными законами не относится к числу субъектов, правомочных обращаться в арбитражный суд в защиту публичных интересов.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что Волоколамское городское поселение Волоколамского муниципального района Московской области не наделено правом, на подачу иска такой категории, поскольку организация и осуществление деятельности по сбору, утилизации, размещению и обезвреживанию отходов, то есть деятельность по обращению с отходами на территории Волоколамского муниципального района, в том числе в границах городского поселения Волоколамска, в силу п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесена к вопросам регионального правительства (Московской области)."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 октября 2019 г. N Ф05-17591/19 по делу N А41-47635/2018