город Москва |
|
30 октября 2019 г. |
Дело N А41-17560/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "Ёлочка": Белова П.И. (дов. от 22.02.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ЦУ Ростехнадзора: не явились, извещены;
рассмотрев 24 октября 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Ёлочка"
на решение Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2019 г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2019 г.,
по делу N А41-17560/19
по заявлению открытого акционерного общества "Ёлочка"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 5.1-Пс/0054-0245вн-2019 от 13 февраля 2019 г.,
УСТАНОВИЛ: 11 февраля 2019 г. на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки N 245-пр должностными лицами Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - ЦУ Ростехнадзора, административный орган) проведена проверка открытого акционерного общества "Ёлочка" (далее - ОАО "Ёлочка", заявитель, общество) с целью контроля исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 29 октября 2018 г. N 5.1-2992пл-П/0294-2018 (далее - предписание), срок выполнения которых истек.
В ходе проведения проверки был выявлен факт неисполнения пунктов 1, 2, и 3 предписания, что является нарушением требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ); пунктов 4, 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 г. N 542; пунктов 71, 72, 73 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 г. N 870; пунктов 4, 10 (а), 12 Положения о порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическом, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37.
По результатам проверки составлен акт проверки от 11 февраля 2019 г. N 5.1-0245вн-А/0074-2019.
На основании полученных данных 11 февраля 2019 г. ЦУ Ростехнадзора составлен протокол по делу об административном правонарушении N 5.1-0245вн-Пр/0054-2019.
13 февраля 2019 г. ЦУ Ростехнадзора вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 5.1-Пс/0054-0245вн-2019, которым ОАО "Ёлочка" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ОАО "Ёлочка" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ЦУ Ростехнадзора о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 июня 2019 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2019 г., постановление ЦУ Ростехнадзора от 13 февраля 2019 г. N 5.1-0245вн-Пр/0054-2019 о привлечении ОАО "Ёлочка" к административной ответственности по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ изменено в части назначенного административного наказания в виде штрафа в размере 400 000 руб., изменив его на административный штраф в размере 200 000 руб.
В кассационной жалобе ОАО "Ёлочка" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ. Также указано на нарушения порядка проведения проверки, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), выразившееся в проведении внеплановой документарной проверки без распоряжения или приказа руководителя органа государственного контроля на ее проведение.
В отзыве на кассационную жалобу ЦУ Ростехнадзора просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Ёлочка" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ЦУ Ростехнадзора в заседание суда кассационной инстанции не явился.
От ЦУ Ростехнадзора поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Федеральный закон N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Закона N 116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта приведены в статье 9 вышеназванного Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) установлено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.
Действия, связанные с невыполнением в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришли к выводу о наличии в действиях ОАО "Ёлочка" вменяемого ему административного правонарушения и соблюдении административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
При этом суд пришел к выводу о возможности изменения постановления административного органа в части размера административного штрафа, снизив его до 200 000 руб.
Порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюден.
Вина общества в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе заявитель указывает на нарушения порядка проведения проверки, установленные Законом N 294-ФЗ, выразившиеся в выдаче обществу предписания от 29 октября 2018 г. N 5.1-2992пл-П/0294-2018, вынесенное по результатам внеплановой документарной проверки, которая, по его мнению, проведена без распоряжения или приказа руководителя ЦУ Ростехнадзора.
Указанный довод был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Отклоняя приведенный довод, суд указал на то, что указание в предписании от 29 октября 2018 г. N 5.1-2992пл-П/0294-2018 - "внеплановая" документарная проверка является опиской, не влияющей на содержание предписания. При этом факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден представленными в материалы дела документами.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку указывают на несогласие с выводами судов, сделанных на основании оценки представленных в материалы дела доказательств.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
При таком положении обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2019 г. по делу N А41-17560/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Ёлочка" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.