город Москва |
|
30 октября 2019 г. |
Дело N А41-106044/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Каменской О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Центр Диализа": Берестовой М.В. (дов. от 14.01.2019 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ТФОМС МО: Карлина А.А. (дов. N 1580/9 от 12.02.2018 г.);
рассмотрев 24 октября 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Центр Диализа"
на решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2019 г.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2019 г.,
по делу N А41-106044/18
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Диализа"
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Московской области
о признании недействительными требований,
и по встречному заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Центр Диализа"
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Центр Диализа" (далее - ООО "Центр Диализа", общество, заявитель) является медицинской организацией, оказывающей медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) Московской области.
В период с 01 августа 2018 г. по 14 августа 2018 г. на основании приказа Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области (далее - ТФОМС МО, Фонд) "О проведении плановой комплексной проверки ООО "Центр Диализа" от 27 июля 2018 г. N 299 и в соответствии с утвержденным Планом проведения проверок использования средств обязательного медицинского страхования (далее - средства ОМС) медицинскими организациями в 2018 году, должностными лицами (комиссией) Фонда была проведена проверка использования ООО "Центр Диализа" средств обязательного медицинского страхования за период с 01 апреля 2016 г. по 31 марта 2018 г.
В ходе проведения проверки был выявлен факт нецелевого использования обществом средств ОМС в проверяемый период, а также в период с 01 января 2016 г. по 31 марта 2016 г., что отражено в акте проверки от 14 августа 2018 г.
Так, выявлено нецелевое использование ООО "Центр Диализа" средств ОМС в виде: 14 318 787 руб. - расходов на оплату услуг по организации питания при оказании медицинской помощи взрослому населению Московской области методом гемодиализа в дневном стационаре; 144 948 руб. - расходов на приобретение телевизоров (6 штук); 75 980 руб. - расходов на приобретение стиральной машины.
Выявлены также нарушения организационного характера, выразившиеся в установлении приказами главных врачей филиалов общества в дневных стационарах круглосуточный режим работы.
На основании указанного акта фондом выставлено требование от 31 августа 2018 г. N 08-02-12/8505 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки с 01 августа 2018 г. по 14 августа 2018 г. в ООО "Центр Диализа", в соответствии с которым обществу предложено:
восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению в общей сумме 14 539 715 руб. путем возврата в бюджет ТФОМС МО (пункт 1);
перечислить в бюджет ТФОМС МО штраф в размере 1 453 971,50 руб. (10 % от суммы нецелевого использования средств) за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (пункт 2);
привести режим работы дневных стационаров в соответствие с требованиями пункта 3 части 3 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 6).
Поскольку ООО "Центр Диализа" требование от 31 августа 2018 г. N 08-02-12/8505 исполнено не было, ТФОМС МО 11 декабря 2018 г. в адрес ООО "Центр Диализа" направлено требование (претензия) N 11915-исх о восстановлении в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, уплате штрафа и пени.
Считая указанное требование и требование (претензию) незаконными, ООО "Центр Диализа" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ТФОМС МО об их отмене (с учетом уточнения требований).
ТФОМС МО обратился в Арбитражный суд Московской области с встречным исковым заявлением к ООО "Центр Диализа" о взыскании 14 539 715 руб., использованных не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования, 1 453 971,50 руб. штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по назначению, 407 233,18 руб. пеней за просрочку восстановления средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению за период с 28 сентября 2018 г. по 16 января 2019 г., пеней начисленных на 14 539 715 руб. за период с 17 января 2019 г. по день фактического возврата (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2019 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2019 г., признано недействительным требование ТФОМС МО от 31 августа 2018 г. N 08-02-12/8505 в части требования восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению в сумме 1 239 984 руб. (пункт 1), привести режим работы дневных стационаров в соответствие с требованиями пункта 3 части 3 статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (пункт 6), требование ТФОМС МО от 11 декабря 2018 г. N 11915-исх в части требований восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в сумме 1 239 984 руб. В удовлетворении остальной части заявленных ООО "Центр Диализа" требований отказано. Встречные исковые требования удовлетворены частично. С ООО "Центр Диализа" в пользу ТФОМС МС взысканы 13 299 731 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 1 329 973 руб. 10 коп. штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, пени за просрочку восстановления средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, начисленные на сумму 13 299 731 руб. за период с 28 сентября 2018 г. по день фактической уплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки. С ООО "Центр Диализа" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 96 149 руб.
В кассационной жалобе ООО "Центр Диализа" просит об отмене принятых по делу судебных актов в части отказа обществу в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными требований ТФОМС МО от 31 августа 2018 г. N 08-02-12/8505 и от 11 декабря 2018 г. N 11915-исх в части требования восстановить средства ОМС, использованные не по целевому назначению, в сумме: 4 207 024 руб. на оплату услуг по организации питания в дневном стационаре за период с 01 апреля 2016 г. по 31 декабря 2016 г.; 7 714 812 руб. на оплату услуг по организации питания в 2017 г.; взыскания с ООО "Центр Диализа" в пользу ТФОМС МО средства ОМС, использованные не по целевому назначению в сумме 4 207 024 руб. на оплату услуг по организации питания в дневном стационаре за период с 01 апреля 2016 г. по 31 декабря 2016 г.; 7 714 812 руб. на оплату услуг по организации питания в 2017 г.; взыскания с ООО "Центр Диализа" в пользу ТФОМС МО штрафа за использование средств ОМС не по целевому назначению, пени за просрочку восстановления средств ОМС использованных не по целевому назначению, начисленные на сумму 11 921 836 руб.; взыскания с ООО "Центр Диализа" в доход федерального бюджета государственной пошлины соразмерно обжалуемым требованиям, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу ТФОМС МО просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судами норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Центр Диализа" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ТФОМС МО против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
В силу части 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Частью 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Согласно части 3 статьи 30 указанного закона тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Законом, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Из части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ следует, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи транспортных услуг связи, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством РФ, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу.
В соответствии с частью 4 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает в себя, в том числе, усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания.
В настоящее время стандарт об организации оказания специализированной нефрологической медицинской помощи взрослому населению методом гемодиализа не утвержден.
Приказом Министерства здравоохранения Московской области от 24 апреля 2014 г. N 492 "Об организации оказания специализированной нефрологической медицинской помощи взрослому населению методом гемодиализа" утверждено Положение об организации оказания медицинской помощи взрослому населению Московской области по профилю "нефрология" методом гемодиализа и региональная схема ведения пациента при оказании медицинской помощи по профилю "нефрология" методом гемодиализа, в соответствии с которыми застрахованным лицам оказывается медицинская помощь на территории Московской области.
Приказ от 24 апреля 2014 г. N 492 предусматривает средние сроки лечения - 3 раза в неделю по 4 часа, и не предусматривает обеспечение пациентов лечебным питанием при оказании им услуг гемодиализа в условиях дневного стационара.
В отличие от дневного стационара, пациенты, которым медицинская помощь по профилю "нефрология" методом гемодиализа оказывается при их лечении в стационарных условиях, обеспечиваются лечебным питанием на основании пункта 6 части 5 статьи 19 Закона N 323-ФЗ.
В силу пункта 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2011 г. N 158н, в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).
Медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (пункт 4 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).
Схемой ведения пациента при оказании медицинской помощи по профилю "нефрология", утвержденной Приказом от 24 апреля 2014 г. N 492, определен перечень медицинских услуг, оказываемых больным с хронической почечной недостаточностью, которые не предусматривают обеспечение пациентов лечебным питанием.
В 2016 году на территории Московской области действовало Тарифное соглашение по реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования от 31 декабря 2015 г.
Абзац 4 пункта 5.7 Приложения N 15 Тарифного соглашения на 2016 год предусматривал расходы медицинских организаций на приобретение продуктов питания для пациентов при лечении в дневных стационарах, организованных при стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских организациях в соответствии со стандартами медицинской помощи и схемами ведения пациентов.
В 2017 году на территории Московской области действовало Тарифное соглашение по реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования на 2017 год от 27 декабря 2016 г.
Приложением N 18 к Тарифному соглашению на 2017 год определен перечень расходов, входящих в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Московской областной программе обязательного медицинского страхования, которым предусмотрены, кроме прочего, расходы медицинской организации на приобретение продуктов питания для пациентов при лечение в дневных стационарах, организованных при стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских организациях, при нахождении пациента более 6 часов.
Дополнительным соглашением N 2 от 27 февраля 2017 г. к Тарифному соглашению на 2017 год в указанный Перечень были внесены изменения, согласно которым к расходам медицинских организаций относится приобретение продуктов питания для пациентов при круглосуточном пребывании в стационаре и для детей до 17 лет включительно и беременных женщин при лечении в дневных стационарах, организованных при стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских организациях.
В 2018 году на территории Московской области действовало Тарифное соглашение по реализации Московской областной программы ОМС от 25.12.2017.
Как следует из абзацев 9 - 11 пункта 13 приложения N 8 "Приложение 18 к Тарифному соглашению по реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования на 2018 год от 25 декабря 2017 г. "Перечень расходов, входящих в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Московской областной программе обязательного медицинского страхования" в расходы, в том числе, включаются расходы на приобретение продуктов питания для пациентов при круглосуточном пребывании в стационаре, для детей до 17 лет 11 месяцев 30 дней включительно и беременных женщин при лечении в дневных стационарах, организованных при стационарных и амбулаторно-поликлинических медицинских организациях.
Приказом Минздрава России от 09 декабря 1999 г. N 438 "Об организации деятельности дневных стационаров в лечебно-профилактических учреждениях" утверждено Положение об организации деятельности дневного стационара в лечебно-профилактических учреждениях, согласно которому вопросы по обеспечению питанием больных в дневном стационаре решаются органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации самостоятельно.
На основании указанного приказа Министерством здравоохранения Московской области принят приказ от 16 декабря 2008 г. N 787 "Об организации питания в дневных стационарных лечебно-профилактических учреждений Московской области", согласно которому при лечении в дневных стационарах обеспечиваются диетическим и лечебным питанием только дети до 17 лет включительно и беременные женщины. Указанные категории пациентов обеспечиваются лечебным питанием, при оказании медицинской помощи в дневных стационарах, независимо от назначения врача в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи.
Исследовав обстоятельства расходования денежных средств на оплату услуг по организации питания в период с 01 апреля 2016 г. по 31 марта 2018 г., суды признали, что спорные расходы не подлежат компенсации за счет средств обязательного медицинского страхования, поскольку лечебным питанием при оказании медицинской помощи в дневных стационарах, независимо от назначения врача в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи, на территории Московской области обеспечиваются только дети до 17 лет включительно и беременные женщины.
В части нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования в 2017 году на приобретение телевизоров (6 штук) на сумму 144 948 руб. судами указано на то, что данное имущество не входит в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, определенную пунктом 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, поскольку территориальные программы обязательного медицинского страхования Московской области на 2016 - 2018 годы и Тарифные соглашения на 2016 - 2018 годы не предусматривают оплату за счет средств ОМС услуг медицинского сервиса, в частности услуг по обеспечению комфортности пребывания пациента в медицинской организации.
Отклоняя доводы общества о том, что телевизоры были закуплены в целях исполнения Порядка оказания медицинской помощи по профилю "нефрология" и в целях исполнения договоров со страховыми медицинскими организациями, суды исходили из того, что законодательством не предусмотрена необходимость обеспечения общества видеоматериалом со стороны страховой медицинской организации.
Удовлетворяя встречные исковые требования ТФОМС МО о взыскании с ООО "Центр Диализа" средств обязательного медицинского страхования, использованных не по назначению, суды, руководствуясь статьей 19 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", частью 1 статьи 306.4, статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, с учетом изложенной выше позиции суда по первоначальному требованию, пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в части взыскания с ООО "Центр Диализа" в пользу ТФОМС МС 13 299 731 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 1 329 973 руб. 10 коп. штрафа за использование средств обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, пени за просрочку восстановления средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, начисленных на сумму 13 299 731 руб. за период с 28 сентября 2018 г. по день фактической уплаты в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в оспариваемой части.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В части удовлетворения первоначальных требований общества и в части отказа в удовлетворении встречного искового заявления Фонда кассационная жалоба не содержит каких либо доводов.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 марта 2019 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 июля 2019 г. по делу N А41-106044/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Центр Диализа" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Каменская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.