город Москва |
|
13 ноября 2019 г. |
Дело N А41-35162/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2019.
Полный текст постановления изготовлен 13.11.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ядренцевой М.Д.,
судей Беловой А.Р., Кольцовой Н.Н.,
при участии в заседании:
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев 07.11.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальным имуществом Раменского муниципального района Московской области
на решение от 24.06.2019 Арбитражного суда Московской области, принятое судьей Бондаревым М.Ю., постановление от 02.09.2019 Десятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Ивановой Л.Н., Юдиной Н.С., Игнахиной М.В., по иску Заместителя прокурора Московской области к Управлению муниципальным имуществом Раменского муниципального района Московской области, акционерному обществу "Раменская теплосеть" о признании сделки недействительной, третье лицо - Администрация Раменского муниципального района Московской области
УСТАНОВИЛ: заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению муниципальным имуществом Раменского муниципального района, акционерному обществу (АО) "Раменская теплосеть" о:
- признании недействительным договора безвозмездного пользования от 08.06.2018 N 193, заключенного между Управлением муниципального имущества Раменского муниципального района и АО "Раменская теплосеть",
- применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние: обязании АО "Раменская теплосеть" передать Управлению муниципального имущества Раменского муниципального района имущество, определенное сторонами в договоре безвозмездного пользования от 08.06.2018 N 193 - гараж-котельную с оборудованием котельной, общей площадью 415,5 кв. м., с входящими в ее состав объектами (низковольтной сетью и внешними сетями теплофикации), расположенными по адресу: Раменский район, с.п. Никоновское, д. Агашкино.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Раменского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.06.2019, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление муниципальным имуществом Раменского муниципального района Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 24.06.2019 и постановление от 02.09.2019 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Жалоба мотивирована тем, что при принятии судебных актов суд первой и апелляционной инстанций неправильно применил нормы материального права, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении и постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
До судебного заседания от Управления муниципальным имуществом Раменского муниципального района Московской области поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и и проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и суд установил, что Раменской городской прокуратурой Московской области проведена проверка исполнения законодательства при отчуждении государственного и муниципального имущества жилищно-коммунального комплекса на территории Раменского муниципального района Московской области.
В ходе проверки было установлено, что 08.06.2018 между Управлением муниципального имущества Раменского муниципального района (ссудодатель) и АО "Раменская теплосеть" (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования N 193, согласно которому ссудополучателю предоставлены в безвозмездное пользование гараж-котельная с оборудованием котельной, общей площадью 415,5 кв. м., с входящими в его состав объектами - низковольтные сети и внешние сети теплофикации, расположенные по адресу: Раменский район, сельское поселение Никоновское, д. Агашкино, с кадастровым номером 50:23:0000000:35782.
В соответствии с пунктом 1.2 договора имущество передается в безвозмездное пользование для подготовки и проведения отопительного сезона, обеспечения коммунальными услугами подачи тепла в жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское, д. Агашкино, д. 137А.
Имущество передается в безвозмездное пользование с 10.06.2018 до момента оформления необходимой документации (пункт 2.1 договора).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости спорное имущество принадлежит администрации Раменского муниципального района Московской области на праве собственности (свидетельство о регистрации права собственности от 09.02.2015 N 50-АК N 182286).
Исковые требования мотивированы нарушением прав муниципального образования администрация Раменского муниципального района, поскольку оспариваемая сделка влечет незаконное отчуждение недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также нарушение прав неопределенного круга лиц - населения Раменского муниципального района на реализацию прав и интересов на бесперебойное получение коммунальных услуг. Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении спорного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права. Передача соответствующих прав на конкурентной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно пункту 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных названным Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
Аналогичные нормы содержатся в главе 7.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением обстоятельств, предусмотренных частью 1 названной статьи.
Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в пунктах 1 и 3 названной статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом (пункт 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утверждены правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила), а также Перечень видов имущества, в отношении которого заключение подобных договоров, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Перечень).
В силу пункта 8 Перечня исключительно путем проведения торгов в форме конкурса по решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права возможно заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества; в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
Пунктом 3.1 Правил определено, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса, с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, в соответствии с которым предусмотрена передача прав владения и пользования объектами, находящимися в муниципальной собственности на основании договора аренды или концессионных соглашений.
Установив, что передача прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности возможна только в форме аренды или концессионного соглашения при соблюдении предусмотренных законом о защите конкуренции публичных процедур, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый договор противоречит положениям статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", и в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации) принял правильное решение об удовлетворении исковых требований.
Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда относительно обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, а потому не могут быть положены в основу отмены обжалуемых судебных актов, так как заявлены без учета норм части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исключивших из полномочий суда кассационной инстанции установление обстоятельств, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешение вопросов достоверности или недостоверности доказательств, преимущества одних доказательств перед другими, а также переоценку доказательств, которым уже была дана оценка судом первой или апелляционной инстанции.
Неправильное применение норм материального права и нарушения норм процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не указаны и судом кассационной инстанции не установлены, а потому кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2019 по делу N А41-35162/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления муниципальным имуществом Раменского муниципального района Московской области - удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Д. Ядренцева |
Судьи |
А.Р. Белова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.