г. Москва |
|
02 сентября 2019 г. |
Дело N А41-35162/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,
судей Юдиной Н.С., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Наджафовым О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления муниципальным имуществом Раменского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 24.06.19, принятое судьей Бондаревым М.Ю. по делу N А41-35162/19 по иску Заместителя прокурора Московской области к Управлению муниципальным имуществом Раменского муниципального района, АО "Раменская теплосеть" о признании сделки недействительной, третье лицо - Администрация Раменского муниципального района Московской области,
при участии в заседании:
от истца - Крапивина Ю.П. на основании удостоверения N 277278 от 01.07.2019;
от ответчиков - не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица - не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Управлению муниципальным имуществом Раменского муниципального района, АО "Раменская теплосеть" о признании недействительным договора безвозмездного пользования N 193 от 08.06.2018, заключенного между Управлением муниципального имущества Раменского муниципального района и АО "Раменская теплосеть", применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно: обязании АО "Раменская теплосеть" передать Управлению муниципального имущества Раменского муниципального района имущество, определенное сторонами в договоре безвозмездного пользования от 08.06.2018 N 193, а именно: гараж-котельную с оборудованием котельной, общей площадью 415,5 кв.м, с входящими в ее состав объектами - низковольтной сетью и внешними сетями теплофикации, расположенными по адресу: Раменский район, с.п. Никоновское, д. Агашкино.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2019 года исковые требования удовлетворены.
Законность и обоснованность указанного судебного акта проверяются по апелляционной жалобе Управления муниципальным имуществом Раменского муниципального района, в которой заявитель просит судебный акт суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с нормами статей 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на сайте "Электронное правосудие" www.kad.arbitr.ru.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Раменской городской прокуратурой Московской области проведена проверка исполнения законодательства при отчуждении государственного и муниципального имущества жилищно-коммунального комплекса на территории Раменского муниципального района Московской области.
В ходе проверки установлено, что 08.06.2018 между Управлением муниципального имущества Раменского муниципального района (ссудодатель) и АО "Раменская теплосеть" (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования N 193.
Согласно пункту 1.1 договора ссудополучателю предоставлены в безвозмездное пользование гараж-котельная с оборудованием котельной, общей площадью 415,5 кв.м, с входящими в его состав объектами - низковольтные сети и внешние сети теплофикации, расположенные по адресу: Раменский район, сельское поселение Никоновское, д. Агашкино, с кадастровым номером 50:23:0000000:35782.
В соответствии с пунктом 1.2 договора имущество передается в безвозмездное пользование для подготовки и проведения отопительного сезона, обеспечения коммунальными услугами подачи тепла в жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Никоновское, д. Агашкино, д. 137А.
В соответствии с пунктом 2.1 договора имущество передается в безвозмездное пользование с 10.06.2018 до момента оформления необходимой документации.
Согласно приложению N 2 к договору, акту приема-передачи от 08.06.2018 ссудодатель передает а ссудополучатель принимает в безвозмездное пользование гараж-котельную с оборудованием котельной, общей площадью 415,5 кв.м, с входящими в его состав объектами - низковольтной сети и внешние сети теплофикации, расположенные по адресу: Раменский район, сельское поселение Никоновское, д. Агашкино.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости указанное имущество принадлежит Администрации Раменского муниципального района Московской области на праве собственности (свидетельство о регистрации права собственности от 09.02.2015 N 50-АК N 182286).
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В соответствии с частью 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
Аналогичные нормы содержатся в главе 7.1. Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Частями 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением обстоятельств, предусмотренных частью 1 названной статьи.
Частью 5 названной статьи Закона о защите конкуренции определено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляется путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 N 67 утверждены правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества (далее-Правила), а также Перечень видов имущества, в отношении которого заключение подобных договоров, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса (далее - Перечень).
В силу пункта 8 Перечня исключительно путем проведения торгов в форме конкурса по решению собственника или уполномоченного собственником обладателя имущественного права возможно заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества; в отношении системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
Пунктом 3.1 Правил определено, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса, с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, в соответствии с которым предусмотрена передача прав владения и пользования объектами, находящимися в муниципальной собственности на основании договора аренды или концессионных соглашений.
Таким образом, передача прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности возможна только в форме аренды или концессионного соглашения при соблюдении предусмотренных законом о защите конкуренции публичных процедур. В настоящем случае заключенный между Управлением муниципального имущества Раменского муниципального района и АО "Раменская теплосеть" договор направлен на передачу спорного имущества на безвозмездной основе на неопределенный срок, что противоречит положениям статьи 28.1 Федерального закона о теплоснабжении и свидетельствует о его недействительности в силу ничтожности (статья 168 ГК РФ), как нарушающий публичные интересы.
Согласно статье 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду.
В ходе проверки установлено, что оценка передаваемого в безвозмездное пользование имущества, не проводилась, а равно не проводился конкурс на право заключения договора безвозмездного пользования имуществом.
Таким образом, муниципальное имущество, передаваемое во владение и пользование иным субъектам гражданских прав, подлежит обязательной оценке с последующим проведением конкурсов или аукционов на право заключения договоров.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 N 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение не может повлиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.
В соответствии с актом осмотра от 20.03.2019, составленным комиссией совместно с представителями Администрации Раменского муниципального района и АО "Раменская теплосеть", гараж-котельная с оборудованием котельной, общей площадью 415,5 кв.м, с входящими в ее состав объектами - низковольтные сети и внешние сети теплофикации, расположенные по адресу: Раменский район, с.п. Никоновское, д. Агашкино, не являются технологически связанными с частями инженерных сетей, состоящих на балансе АО "Раменская теплосеть", не имеют взаимных точек присоединения и не участвуют в единой технологической системе теплоснабжения, функционирование сетей АО "Раменская теплосеть" может осуществляться самостоятельно.
При проведении конкурса на право заключения договора безвозмездного пользования указанным имуществом возможна замена на иную организацию. При смене обслуживающей организации права жителей многоквартирного жилого дома N 137А д. Агашкино не будут нарушены.
Основанием для обращения заместителя прокурора Московской области в суд с исковым заявлением является нарушение прав муниципального образования "Администрация Раменского муниципального района", выразившееся в заключении сделки, влекущей незаконное отчуждение недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, а также нарушение прав неопределенного круга лиц - населения Раменского муниципального района на реализацию прав и интересов на бесперебойное получение коммунальных услуг.
Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеуказанные права.
Передача соответствующих прав на конкурентной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.
В силу пункта 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами местного самоуправления; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами местного самоуправления.
Согласно статье 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Поскольку рассматриваемые исковые требования направлены на оспаривание договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом, находящимся в муниципальной собственности, Заместитель Прокурора Московской области является надлежащим истцом по настоящему спору, обратившимся в защиту публичных интересов.
Рассматриваемый договор заключен без проведения торгов. Доказательств обратного не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о признании недействительным договора безвозмездного пользования N 193 от 08.06.2018.
На основании части 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученные по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (часть 2 статьи 167 ГК РФ).
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно: обязании АО "Раменская теплосеть" передать Управлению муниципального имущества Раменского муниципального района имущество, определенное сторонами в договоре безвозмездного пользования от 08.06.2018 N 193, а именно: гараж-котельную с оборудованием котельной, общей площадью 415,5 кв.м, с входящими в ее состав объектами - низковольтные сети и внешние сети теплофикации, расположенные по адресу: Раменский район, с.п. Никоновское, д. Агашкино.
Повторно оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции, полно исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, верно оценил в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применил нормы материального, процессуального права и сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2019 года по делу N А41-35162/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Л.Н. Иванова |
Судьи |
Н.С. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-35162/2019
Истец: ПРОКУРАТУРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "РАМЕНСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ", УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ