г. Москва |
|
31 октября 2019 г. |
Дело N А40-21695/19 |
Судья Каменская О.В.,
рассмотрев в соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон кассационную жалобу ГУП "Московский метрополитен"
на решение от 19 апреля 2019
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Блинниковой И.А.
в порядке упрощенного производства по делу N А40-21695/2019
на постановление от 05 августа 2019
Девятого Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Мухиным С.М.,
по заявлению ГУП "Московский метрополитен"
к Мосгосстройнадзору
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Московский метрополитен" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным постановления Мосгосстройнадзора (далее - ответчик, административный орган, Комитет) от 17.01.2019 N 8Ф-Ю о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Определением от 31 января 2019 года заявление принято к производству суда для рассмотрения в порядке упрощенного производства, по правилам главы 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 апреля 2019 года, рассмотренным в порядке упрощенного производства путем вынесения резолютивной части, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2019 года решение арбитражного суда города Москвы от 19 апреля 2019 года оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, мотивируя тем, что судами были допущены существенные нарушения норм материально права.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, оспариваемым по настоящему делу постановлением Заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 100 тыс. руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Судами установлено, что на основании распоряжения о проведении проверки от 07.11.2018 N РП-10158/18 в период с 15 по 26 ноября 2018 г. главным специалистом УКНОМ Мосгосстройнадзора Москвиным Д.В. проведена проверка объекта капитального строительства - "западный участок третьего пересадочного контура, станция метро "Калининская-Солнцевская линия метрополитена от станции метро "Раменки" до станции метро "Расказовка" 5.1 этап: Участок от ст. "Озерная площадь" до ст. метро "Рассказовка", расположенного по адресу: дер. Рассказовка, вл. 13/2 (НАО, Внуковское), ул. Можайский вал. д. 9.
Уведомление о проведении проверки направлено на официальный адрес электронной почты, предоставленной унитарным предприятием в учетной карточке предприятия: info@mosmetro.ru, oip@mosmetro.ru.
Также суды указывают, что в ходе проверки, проведенной в присутствии представителя унитарного предприятия административным органом, Комитетом было установлено, что Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина" (ГУП "Московский метрополитен") ненадлежаще осуществляет строительный контроль.
В нарушение обязательных требований ч. 7 ст. 39 Федерального Закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ч. 1 и ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации; п. п. а, в, е п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", что подтверждается отсутствием записей в общем журнале работ о ряде выявленных нарушений.
Суды установили, что по результатам проведенной проверки были составлены акт проверки объекта капитального строительства от 26 ноября 2018 г. Протокол был составлен в присутствии представителя привлекаемого лица Захидова СВ., действующего на основании специальной доверенности от 15.10.2018 N НЮ-09/663 ГУП Московский метрополитен.
С учетом положений ч. 1 ст. 28.3, ст. 23.56 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
Также суды указали, что 17.01.2019 года заместителем председателя Мосгосстройнадзора вынесено постановление N 8Ф-Ю о привлечении ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Частью 1 ст. 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Судами верно установлено, что в действиях общества содержится состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее строительство, реконструкцию, объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации.
Судами установлено, что согласно Контракту N 9555-м от 27.09.2013 и дополнительному соглашению N 15 от 04.06.2018 Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина" (ГУП "Московский метрополитен") является инвестором-застройщиком, что заявителем не оспаривается.
Согласно части 4 статьи 53 Градостроительного кодекса РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
Довод заявителя о том, что ГУП "Московский метрополитен" не является субъектом ответственности по вменяемому нарушению ввиду наличия заключенного между ГУП "Московский метрополитен" и АО "Мосинжпроект" контракта, согласно которому функции заказчика возложены на АО "Мосинжпроект" как на заказчика-генподрядчика рассмотрен судами и правомерно отклонен ввиду того, что ст. 53 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" на застройщика возложены обязанности по ведению строительного контроля.
Порядок проведения и строительного контроля регламентирован Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468, который также конкретизирует лиц, уполномоченных на осуществление строительного контроля. Так пункт 3 указанного Положения определяет, что строительный контроль проводиться лицом, осуществляющим строительство; застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Так, суд кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что ГУП "Московский метрополитен" обязан осуществлять строительный контроль на объекте, следовательно, является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Судами верно указано, что факт осуществления ГУП "Московский метрополитен" ненадлежащего строительного контроля при строительстве объекта капитального строительства подтвержден материалами административного дела, а именно: актом проверки от 29.10.2018 N 8634/18, фотоматериалами, копиями журнала общих работ, а также копиями листов проектной документации.
Также суды верно отметили, что в материалах дела не имеется доказательств, подтверждающих, что ГУП "Московский метрополитен" предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или иными законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Так, суды пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку ГУП "Московский метрополитен" имело возможность воздержаться от осуществления ненадлежащего ведения строительного контроля при строительстве объекта капитального строительства, следовательно, Общество является лицом виновным в совершении правонарушения по статье 9.4 часть 1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено по правилам ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Исходя из вышесказанного, выводы судов о законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, являются правомерными.
Иная оценка заявителем кассационной жалобы установленных судами фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
По существу доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судами, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, установленных статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они не могут быть положены в основание отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Кассационный суд признает, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не было допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого постановления по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19 апреля 2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2019 по делу N А40-21695/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Судья
О.В. Каменская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.