г. Москва |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А40-21695/20 |
Судья С.М. Мухин, рассмотрев апелляционную жалобу ГУП "Московский метрополитен", на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.04.2019 по делу N А40-21695/19 (120-161), принятое судьей И.А. Блинниковой в порядке упрощенного производства,
по заявлению ГУП "Московский метрополитен"
к Мосгосстройнадзору
о признании незаконным и отмене постановления,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ГУП "Московский метрополитен" (далее - заявитель, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным постановления Мосгосстройнадзора (далее - ответчик, административный орган, Комитет) от 17.01.2019 N 8Ф-Ю о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2019, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления ГУП "Московский метрополитен" отказано.
Не согласившись с принятым решением, Предприятие подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке упрощенного производства, с учетом требований ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из фактических обстоятельств дела, оспариваемым по настоящему делу постановлением Заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 100 тыс. руб.
Не согласившись с постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, считает обоснованными выводы суда первой инстанции о составлении протокола по делу об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления уполномоченными лицами (пп. "е" п. 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, и ст. 23.56 КоАП РФ), об отсутствии нарушений процедуры привлечения ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности, которые в соответствии с разъяснениями п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 могут являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, соблюдении срока давности привлечения к ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).
Из материалов административного дела следует, что на основании распоряжения о проведении проверки от 07.11.2018 N РП-10158/18 в период с 15 по 26 ноября 2018 г. главным специалистом УКНОМ Мосгосстройнадзора Москвиным Д.В. проведена проверка объекта капитального строительства - "западный участок третьего пересадочного контура, станция метро "Калининская-Солнцевская линия метрополитена от станции метро "Раменки" до станции метро "Расказовка" 5.1 этап: Участок от ст. "Озерная площадь" до ст. метро "Рассказовка", расположенного по адресу: дер. Рассказовка, вл. 13/2 (НАО, Внуковское), ул. Можайский вал. д. 9.
Уведомление о проведении проверки направлено на официальный адрес электронной почты, предоставленной унитарным предприятием в учетной карточке предприятия: info@mosmetro.ru, oip@mosmetro.ru.
Административным органом, в ходе проверки, проведенной в присутствии представителя унитарного предприятия, Комитетом было установлено, что Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина" (ГУП "Московский метрополитен") ненадлежаще осуществляет строительный контроль.
В нарушение обязательных требований ч. 7 ст. 39 Федерального Закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ч. 1 и ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации; п.п. а, в, е п. 6 постановления Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", что подтверждается отсутствием записей в общем журнале работ о ряде выявленных нарушений.
По результатам проведенной проверки были составлены акт проверки объекта капитального строительства от 26 ноября 2018 г.
Протокол был составлен в присутствии представителя привлекаемого лица Захидова СВ., действующего на основании специальной доверенности от 15.10.2018 N НЮ-09/663 ГУП Московский метрополитен.
С учетом положений ч.1 ст.28.3, ст.23.56 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.
17.01.2019 года заместителем председателя Мосгосстройнадзора вынесено постановление N 8Ф-Ю о привлечении ГУП "Московский метрополитен" к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Частью 1 ст. 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Судом установлено, что в действиях общества содержится состав и событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Согласно пункту 16 статьи 1 ГрК РФ застройщик -физическое или юридическое лицо, обеспечивающее строительство, реконструкцию, объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации.
Согласно Контракту N 9555-м от 27.09.2013 и дополнительному соглашению N 15 от 04.06.2018 Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен им. В.И. Ленина" (ГУП "Московский метрополитен") является инвестором-застройщиком, что заявителем не оспаривается.
В соответствии с п. 7.2.5 Контракта, в обязанности инвестором застройщиком входит осуществление строительного контроля, который включает проведение следующих контрольных мероприятий: проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения Заказчиком-генподрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов; проверка выполнения Заказчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов; проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения Заказчиком-генподрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов и достоверности документирования его результатов; совместно с Заказчиком-генподрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта, участков сетей инженерно-технического обеспечения; иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным Контрактам
В соответствии с ч. 4 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
Довод заявителя о том, что ГУП "Московский метрополитен" не является субъектом ответственности по вменяемому нарушению ввиду наличия заключенного между ГУП "Московский метрополитен" и АО "Мосинжпроект" контракта, согласно которому функции заказчика возложены на АО "Мосинжпроект" как на заказчика-генподрядчика обоснованно признан несостоятельным ввиду того, что ст.53 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" на застройщика возложены обязанности по ведению строительного контроля.
В соответствии с п. 3 "Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468, строительный контроль проводится застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что ГУП "Московский метрополитен" обязан осуществлять строительный контроль на объекте, следовательно, является субъектом вменяемого административного правонарушения.
Факт осуществления ГУП "Московский метрополитен" ненадлежащего строительного контроля при строительстве объекта капитального строительства подтвержден материалами административного дела, а именно: актом проверки от 29.10.2018 N 8634/18, фотоматериалами, копиями журнала общих работ, а так же копиями листов проектной документации.
Доказательств, подтверждающих, что ГУП "Московский метрополитен" предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или иными законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку ГУП "Московский метрополитен" имело возможность воздержаться от осуществления ненадлежащего ведения строительного контроля при строительстве объекта капитального строительства, следовательно, Общество является лицом виновным в совершении правонарушения по статье 9.4 часть 1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено по правилам ст. 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ.
Исходя из вышесказанного, вывод суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого постановления и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, не опровергают правильные выводы суда.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ч. 4 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 19.04.2019 по делу N А40-21695/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-21695/2019
Истец: ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ МЕТРОПОЛИТЕН ИМЕНИ В.И.ЛЕНИНА"
Ответчик: КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: АО "МОСИНЖПРОЕКТ"
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19260/19
10.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19260/19
05.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30227/19
19.04.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-21695/19