г. Москва |
|
05 ноября 2019 г. |
Дело N А41-13597/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Каменской О.В.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Государственного унитарного предприятия Производственно-энергетического объединения "Байконурэнерго" города Байконур - Счастливая Л.В., по доверенности от 14.05.2019,
от административного органа по делу - ИФНС России по городу и космодрому Байконуру - Павелкина Р.В., по доверенности от 26.12.2018, Вильчик С.П., по доверенности от 16.05.2019,
рассмотрев 31 октября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу и космодрому Байконуру
на решение 07 июня 2019 года
Арбитражного суда Московской области
Принятое судьей Криворучко Е.С.
на постановление от 12 августа 2019 года,
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Иевлевым П.А., Диаковской Н.В., Марченковой Н.В..,
по делу N А41-13597/2019,
по заявлению Государственного унитарного предприятия Производственно-энергетического объединения "Байконурэнерго" города Байконур
к ИФНС России по городу и космодрому Байконуру
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Производственно-энергетического объединения "Байконурэнерго" города Байконур (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу и космодрому Байконур (далее - административный орган, инспекция) об отмене постановления от 17.01.2019 N 9 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Инспекция обратилась в Арбитражный суд Московского округа с настоящей кассационной жалобой в которой просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам.
Представитель Инспекции доводы своей кассационной жалобы поддержал.
Представитель общества против удовлетворения кассационной жалобы возражал. Письменный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.02.2016 между резидентом ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур - энергоснабжающая организация, и нерезидентом Государственное учреждение "Кармакшинский районный отдел образования", Республики Казахстан, - абонент, заключен договор теплоснабжения от 15.02.2016 N 25/3-16 (далее по тексту - Договор).
Согласно п. 9.2 Договор заключен по 31 декабря 2016 года.
Согласно установленным правилам по данному договору ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур оформило паспорт сделки (далее - ПС) от 01.03.2016 N 16030001/2989/0004/3/1 в уполномоченном банке Байконурский филиал АО "Фондсервисбанк". В разделе 3 ведомости банковского контроля по контракту по ПС от 01.03.2016 N 16030001/2989/0004/3/1 сумма контракта 33 405 172,41 рублей, дата завершения исполнения обязательств по контракту 31.12.2016.
Заявлением ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур от 20.02.2017 о переоформлении паспорта сделки по Договору, в раздел 3 паспорта сделки внесены изменения, а именно изменена дата завершения исполнения обязательств с 31.12.2016 на 31.12.2017 и изменена сумма Договора с 33 405 172,41 рублей на 33 485 618,86 рублей, на основании дополнительного соглашения N 3 от 09.01.2017 к Договору.
Согласно разделу 5 "Итоговые данные расчетов по контракту" ведомости банковского контроля по указанному ПС сумма по подтверждающим документам, увеличивающим обязательства нерезидента, составляет 33 485 618,86 рублей, сумма платежей по контракту составляет 34 605 802,44 рублей, всего списано 1 120 183,58 рублей, сальдо расчетов составило - 0 рублей.
Паспорт сделки по Договору закрыт 03.03.2017 на основании заявления Г'УП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур от 03.03.2017 о закрытии по причине исполнения сторонами всех обязательств по контракту.
В соответствии с пп. б п. 4.13 Договора оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца (на основании выставленного счета, счета-фактуры и акта выполненных работ), следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии за истекший месяц меньше договорного объема, определенного Договором, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц. Обязанность по получению платежных документов (счета, счета-фактуры и акта выполненных работ) возлагается на абонента. Оплата осуществляется в российских рублях и (или) в казахстанских тенге по курсу Центрального банка Российской Федерации на день оплаты.
В рамках Договора ГУП ПЭО "Байконурэнерго" выполнило работ нерезиденту на сумму 33 485 61 8,86 рублей.
Согласно п. 4.13 Договора оплата осуществляется в российских рублях и (или) в казахстанских тенге по курсу Центрального банка Российской Федерации на день оплаты. Оплата производилась нерезидентом в валюте Республики Казахстан - в тенге.
Сумма поступивших от нерезедента денежных средств в счет оплаты по Договору (без учета возврата денежных средств по заявлению на перевод от 21.02.2017 N 8) составила 34 605 802,44 рублей, что подтверждается платежными документами: банковский ордер от 11.03.2016 N 5122 на сумму 33 882 973,57 тенге, в том числе (согласно справки о валютных операциях от 21.03.2016) в сумме 13.329 412,97 тенге - оплата но другому контракту (ПС N 15100001/2989/0004/3/1), а по договору теплоснабжения от 15.02.2016 N 25/3-16 (ПС N 16030001/2989/0004/3/1 от 01.03.2016) в сумме 20 553 560,60 тенге, что по курсу ЦБ РФ на дату оплаты 11.03.2016 - 20,6677 составляет 4247948,24 рублей, банковский ордер от 10.04.2016 N 590 на сумму 38 305 473,05 тенге, что по курсу ЦБ РФ на дату оплаты 18.04.2016 - 19,7651 составляет 7 571 115,05 рублей; банковский ордер от 20.05.2016 N 3248 на сумму 31 971 020,28 тенге, что по курсу ЦБ РФ на дату оплаты 20.05.2016 - 19,7745 составляет 6 322 109,41 рублей; банковский ордер от 24.05.2016 N 8123 на сумму 3 465 780,80 тенге, что по курсу ЦБ РФ на дату оплаты 24.05.2016 - 19,9185 составляет 690 331,55 рублей; банковский ордер от 14.06.2016 N 328 на сумму 422 882,87 тенге, что по курсу ЦБ РФ на дату оплаты 14.06.2016 - 19.3227 составляет 81 712,39 рублей; банковский ордер от 05.08.2016 N 5230 на сумму 107 125,57 тенге, что по курсу ЦБ РФ на дату оплаты 05.08.2016 - 18.8606 составляет 20 204,53 рублей; банковский ордер от 20.09.2016 N 976 на сумму 10 050,02 тенге, что по курсу ЦБ РФ на дату оплаты 20.09.2016 - 19.1243 составляет 1 922 рублей; банковский ордер от 21.09.2016 N 922 на сумму 60 826,80 тенге, что по курсу ЦБ РФ на дату оплаты 21.09.2016 - 19.0689 составляет 11 599 рублей; банковский ордер от 26.10.2016 N 390 на сумму 215 444,67 тенге, что по курсу ЦБ РФ на дату оплаты 26.10.2016 - 18.7933 составляет 40 489,16 рублей; банковский ордер от 18.11.2016 N 5321 на сумму 19 496 120,33 тенге, что по курсу 1 ЦБ РФ на дату оплаты 18.11.2016 - 18.9917 составляет 3 702 644,68 рублей; банковский ордер от 13.12.2016 N 6844 на сумму 27 062 302,04 тенге, что по курсу ЦБ РФ на дату оплаты 13.12.2016 - 18,6390 составляет 5 044 142,48 рублей; банковский ордер от 31.01.2017 N 582 на сумму 32 470 000 тенге, что по курсу ЦБ РФ на дату оплаты 31.01.2017 - 18.4150 составляет 5 979 350,50 рублей.
Заявлением на перевод от 21.02.2017 N 8 ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур осуществил возврат излишне перечисленных средств по Договору в сумме 6 082 596,86 тенге, что по курсу ЦБ РФ на дату осуществления перевода 21.02.2017 - 18.1964 составляет 1 106 813,66 рублей.
После осуществления ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур нерезиденту Государственному учреждению "Кармакшинский районный отдел образования", Республики Казахстан, возврата денежных средств по заявлению на перевод от 21.02.2017 N 8) общая сумма полученных денежных, средств в рамках Договора составила 32 606 755,33 рублей.
Приведенные обстоятельства расценены налоговым органом как не получение ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за переданные нерезиденту товары, выполненные для нерезидента работы, оказанные нерезиденту услуги либо за переданные нерезиденту информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, в размере 878 863,53 рубля (33 485 618,86 - 32 606 755,33).
10.01.2019 по факту установления в действиях Предприятия достаточных признаков административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом налогового органа в отношении предприятия составлен протокол об административном правонарушении N 990120190110000901, предусмотренном частью 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
17.01.2019 по результатам рассмотрения административного материала Инспекцией в отношении Предприятия вынесено постановление о назначении административного наказания N 9, предусмотренного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 659 147,65 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя требования, суды, пришли к выводу о несоответствии оспариваемого решения закону.
Однако судами не учтено следующее.
По мнению судов, самостоятельный возврат Предприятием нерезеденту денежных средств (излишне уплаченных) полученных в счет оплаты по Договору, в связи с ошибкой допущенных в расчётах (оплата произведена в тенге по курсу национального банка Казахстана на день оплаты, а не по курсу Центрального банка на день оплаты), не может свидетельствовать о нарушении заявителем п.1 ч.1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, выражающемся в бездействии при наличии задолженности.
Судами не учтено, что согласно п.4.13 Договора оплата осуществляется в российских рублях и (или) казахстанских тенге по курсу Центрального банка Российской Федерации на день оплаты.
Следовательно, тот факт, что оплата произведена в тенге по курсу национального банка Казахстана на день оплаты, а не по курсу Центрального банка на день оплаты не может являться ошибкой, допущенной в расчетах.
Между тем, как установлено судами и подтверждается материалами дела, в рамках указанного Договора ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур выполнило работы для нерезидента на сумму 33 485 61 8,86 рублей.
Заявлением на перевод от 21.02.2017 N 8 ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" г.Байконур осуществил возврат излишне перечисленных средств по Договору в сумме 6 082 596,86 тенге, что по курсу ЦБ РФ на дату осуществления перевода 21.02.2017 -18.1964 составляет 1106813,66 рублей. После осуществления ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур нерезиденту Государственному учреждению "Кармакшинский районный отдел образования", Республики Казахстан, возврата денежных средств по заявлению на перевод от 21.02.2017 N 8 общая сумма полученных денежных, средств в рамках Договора составила 32 606 755,33 рублей.
Таким образом, судами подтверждено, что ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур выполнило работы нерезиденту на сумму 33 485 61 8,86 рублей, а общая сумма полученных денежных средств в рамках Договора составила 32 606 755,33 рублей, то есть работы выполнены на сумму большую, чем получено денежных средств.
При этом, в доводах в судебном заседании заявитель пояснил, что по настоящее время действий по получению образовавшейся задолженности за выполненные работы не производила.
Пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона N 173-ФЗ от 10.12.200 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ), предусмотрено, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
Учитывая вышеизложенное, ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г Байконур не исполнены требования статьи 19 Закона N 173-ФЗ по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, в случае если в результате всех осуществлённых платежей (расчетов) по договору (получения на свой счёт в уполномоченном банке денежных средств и в дальнейшем частичный возврат этих денежных средств нерезиденту) образовалась неоплаченная задолженность за выполненные работы.
В нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур не обеспечило получение от нерезидента Государственного учреждения "Кармакшинский районный отдел образования", Республики Казахстан, на свой банковский счет в уполномоченном банке иностранной валюты или валюты РФ, в сроки, предусмотренные условием Договора (контракта) за теплоснабжение (до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата) (пп.б п.4.13 Договора) части суммы в рамках Договора в размере 878 863,53 руб.
С учётом положений п. 9.2 Договора "В части расчетов Договор действует до момента исполнения всех обязательств" до настоящего времени данная сумма не поступила на счет предприятия.
Таким образом, предприятием допущено нарушение требований п.1 ч.1 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ, что образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.
В силу части 4 статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, включая случаи, когда резидент не обеспечил получение причитающихся по внешнеторговому договору (контракту) иностранной валюты или валюты Российской Федерации в сроки, предусмотренные соответствующим внешнеторговым договором (контрактом), заключенным междурезидентом и нерезидентом, на банковский счет финансового агента (фактора) - резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) - резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) - резидент является уполномоченным банком, в случае, если такому финансовому агенту (фактору) -резиденту было уступлено денежное требование иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторгового договора(контракта) за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги либо за переданные ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.
Выводы судов о том, что возврат резидентом части полученной валютной в счёт оплаты по контракту выручки в следствии ошибок, допущенных при расчётах, при отсутствии признаков противоправного поведения резидента, препятствующего получению валютной выручки на свои банковские счета в уполномоченных банках, не образует объективной стороны состава правонарушения, установленного частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ" (абзац 5 страница 7 Решения Арбитражного суда Московской области от 07.06.2019), в отношении рассматриваемого дела является неверным по следующим основаниям.
Согласно преамбуле, целью принятия Закона N 173-ФЗ является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Пунктом 63 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 N 537, пунктами 55, 58, 59, 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, установлено, что валютная политика является частью мер национальной безопасности, направленных на обеспечение экономической безопасности государства и граждан, одним из направлений которой является преодоление оттока капитала.
В данном случае, понятие "получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за выполненные для нерезидентов работы" в контексте статьи 19 Закона N 173-ФЗ следует рассматривать не как получение денежных средств по отдельному платежу, а как получение валютной выручки в целом по договору за выполненные работы для нерезидента.
Следовательно, нельзя считать исполненным требования статьи 19 Закона N 173-ФЗ по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности факт того, что резидент, получив валютную выручку и осуществив частичный её возврат, в результате чего образовалась неоплаченная задолженность за выполненные работы.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 02.04.2009 N 486-0-0, Определении от 19.05.2009 N 572-0-0 по делам о проверке конституционности п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона N 173-ФЗ и ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, законодатель, отнеся нарушение правил валютного регулирования к противоправным деяниям, а именно, к административным правонарушениям и, предусматривая необходимость применения соответствующих мер государственного принуждения в виде административной ответственности, указал, что при исполнении субъектом валютных правоотношений своих публично-правовых обязанностей на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении последним принятых обязательств любыми законными способами: при этом, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных в том числе с действием (бездействием) контрагентов, что не исключает в дальнейшем возможность восстановления и существенных прав привлеченного к ответственности субъекта валютных отношений путем предъявления иска к контрагенту, действия (бездействия) которого повлекли наложение взыскания.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Осуществляя внешнеторговую деятельность, ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур обязано было знать и соблюдать нормы валютного законодательства, предвидеть вредные последствия своего бездействия, а также обеспечить выполнение всех зависящих от него мер по предотвращению правонарушения.
Согласно ст.25 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты, нарушившие положения валютного законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает правомерным привлечение ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г.Байконур к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.15.25 КоАПРФ.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов на основании части 1 статьи 288 АПК РФ ввиду неправильного применения судами норм права без направления дела на новое рассмотрение, поскольку судами установлены фактические обстоятельства дела, позволяющие разрешить спор по существу и принять в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ судебный акт об отказе в удовлетворении заявления управления о привлечении общества к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 июня 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2019 года по делу N А41-13597/2019 отменить.
В удовлетворении заявленного требования - отказать.
Председательствующий судья |
О.В. Каменская |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.