город Москва |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А40-159176/2018-2-1293 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Департамента образования города Москвы: Мотасова С.И. (дов. N 38-1758 от 01.08.2017 г.), Ильина И.А. (дов. N 38-18-89 от 27.06.2018 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) АНО ДОО "Детский сад "Вега": Милованова И.В. - директора (протокол N 8 от 01.02.2018 г.), Василенко Ю.М. (дов. от 21.06.2019 г.);
рассмотрев 19 ноября 2019 г. в судебном заседании кассационную жалобу Департамента образования города Москвы
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2019 г.
по делу N А40-159176/2018-2-1293
по иску Департамента образования города Москвы
к Автономной некоммерческой организации дошкольной образовательной организации "Детский сад "Вега"
об аннулировании лицензии,
УСТАНОВИЛ: автономная некоммерческая организация дошкольная образовательная организация "Детский сад "Вега" (далее - АНО ДОО "Детский сад "Вега", ответчик) имеет лицензию от 20 марта 2018 г., регистрационный номер 039220, серия 77Л01 N 0010082, на осуществление образовательной деятельности (образовательные программы общего образования - дошкольное образование; дополнительное образование детей и взрослых), выданной Департаментом образования города Москвы (далее - Департамент, заявитель), срок действия лицензии: бессрочно.
В период с 17 июля 2017 г. по 24 июля 2017 г. Департаментом на основании распоряжения от 05 июля 2017 г. N 1171РП в отношении АНО ДОО "Детский сад "Вега" была проведена плановая выездная проверка с целью федерального государственного надзора в сфере образования в соответствии с планом проведения плановых поверок на 2017 год, в результате которой были выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности и законодательства Российской Федерации в сфере образования, о чем составлен акт проверки от 24 июля 2017 г. N 2017-368/ПВ-Нэ.
В связи с выявленными нарушениями ДОО "Детский сад "Вега" было выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства об образования от 24 июля 2017 г. N 2017-368/ПВ-Н в срок до 20 января 2018 г.
В срок, установленный предписанием, ДОО "Детский сад "Вега" представлен отчет о его исполнении.
25 января 2018 г. Департаментом образования города Москвы издано распоряжение "О проведении внеплановой документарной проверки ДОО "Детский сад "Вега" N 94РНК о проведении проверки в отношении ДОО "Детский сад "Вега" в период с 29 января 2018 г. по 07 февраля 2018 г. с целью контроля исполнения ранее выданного предписания от 24 июля 2017 г. N 2017-368/ПВ-Н, срок исполнения которого истек.
В результате проведенной проверки выявлен факт неисполнения ДОО "Детский сад "Вега" в полном объеме ранее выданного предписания, что отражено в акте проверки от 07 февраля 2018 г. N 2018-36/ВД-Н-ИП.
В связи с неисполнением требований ранее выданного предписания Департаментом в отношении ДОО "Детский сад "Вега" составлен протокол об административном правонарушении от 07 января 2018 г. N 2018-1/ВД-Н-ИП, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений (далее - КоАП РФ), и выдано повторное предписание от 07 февраля 2018 г. N 2018-36/ВД-Н-ИП об устранении нарушений в срок до 30 апреля 2018 г.
Таким образом, результаты проверки выявили неустранение ДОО "Детский сад "Вега" нарушений, указанных в повторном предписании Департамента и зафиксированных в акте по результатам проверки документов и сведений юридического лица от 07 февраля 2018 г. N 2018-36/ВД-Н-ИП.
Приказом Департамента образования города Москвы от 07 февраля 2018 г. N 06УГНК запрещен прием обучающихся в ДОО "Детский сад "Вега".
06 марта 2018 г. мировым судьей судебного участка N 302 района Измайлово г. Москвы в отношении ДОО "Детский сад "Вега" вынесено постановление по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
В последующем Департаментом на основании распоряжения от 26 апреля 2018 г. N 685РНК была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ДОО "Детский сад "Вега" с целью контроля исполнения повторного предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства об образовании от 07 февраля 2018 г. N 2018-36/ВД-Н-ИП, по результатам которой выявлен факт неисполнения указанного предписания в полном объеме (акт проверки от 18 мая 2018 г. N 2018-204/ВД-Н-ИП).
В связи с привлечением ДОО "Детский сад "Вега" к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и неисполнением требований повторного предписания, в соответствии с частью 8 статьи 93 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) приказом Департамента образования города Москвы от 18 мая 2018 г. N 442Л действие лицензии ДОО "Детский сад "Вега" было приостановлено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Департамент образования города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ДОО "Детский сад "Вега" об аннулировании бессрочной лицензии на осуществление образовательной деятельности (образовательные программы общего образования - дошкольное образование; дополнительное образование детей и взрослых) автономной некоммерческой организацией дошкольной образовательной организации "Детский сад "Вега" от 20 марта 2018 г. регистрационный номер 039220, серия 77Л01 N 0010082, выданной Департаментом образования города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2019 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2019 г. решение Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2019 г. отменено. В удовлетворении требований заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Департамент просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, ссылаясь на то, что необходимые условия для аннулирования лицензии установлены.
В отзыве на кассационную жалобу ДОО "Детский сад "Вега" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта.
В заседании кассационной инстанции представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель ДОО "Детский сад "Вега" возражал против ее удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Частью 6 статьи 93 Закона об образовании предусмотрено, что в случае выявления нарушения требований законодательства об образовании соответствующий орган по контролю и надзору в сфере образования выдает органу или организации, допустившим такое нарушение, предписание об устранении выявленного нарушения. Указанный в предписании срок его исполнения не может превышать шесть месяцев.
Из части 7 статьи 93 Закона об образовании следует, что в случае неисполнения указанного в части 6 настоящей статьи предписания (в том числе, если отчет, представленный органом или организацией, допустившими такое нарушение, не подтверждает исполнение предписания в установленный им срок или этот отчет до истечения срока исполнения предписания не представлен) орган по контролю и надзору в сфере образования возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, выдает повторно предписание об устранении ранее не устраненного нарушения и запрещает прием в данную организацию полностью или частично. Срок исполнения выданного повторно предписания не может превышать три месяца.
Согласно части 8 статьи 93 Закона об образовании до истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания.
В течение тридцати дней после получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации.
В случае вынесения судом решения о привлечении организации, осуществляющей образовательную деятельность и (или) должностных лиц этой организации к административной ответственности за неисполнение в установленный срок указанного в части 6 настоящей статьи предписания и в случае неустранения нарушений требований законодательства об образовании в установленный органом по контролю и надзору в сфере образования срок исполнения выданного повторно предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично и обращается в суд с заявлением об аннулировании такой лицензии.
Действие лицензии на осуществление образовательной деятельности приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности, поскольку вменяемые ответчику лицензирующим органом нарушения в виде указанных в предписании нарушений носит устранимый характер, а аннулирование лицензии является крайней мерой ответственности, применение которой к нарушителю без определения его вины невозможно.
Доказательств негативных последствий, в том числе возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью воспитанникам и сотрудникам детского сада заявителем не представлено.
Наличие формальных признаков нарушения не может служить достаточным основанием для принятия судом решения об аннулировании лицензии, а применение меры государственного принуждения в виде аннулирования лицензии на образовательную деятельность, не будет отвечать требованиям справедливости, приведет к нарушению прав граждан.
Судом также принято во внимание, что в ходе проверки организацией приняты соответствующие меры к исполнению лицензирующим органом предписаний, при этом выявленные Департаментом нарушения не являются существенными, не нанесли ущерба публичным интересам и не привели к иным последствия негативного характера, в связи с чем изложенные в предписании нарушения Закона в рассматриваемом случае не являются соразмерными такому виду государственного принуждения, как аннулирование лицензии, влекущему за собой существенное ограничение или прекращение хозяйственной деятельности организации.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Оснований для иной оценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции полагает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем подлежат отклонению. Суд кассационной инстанции также отмечает, что ни Законом о лицензировании, ни Законом об образовании не предусмотрена безусловная обязанность аннулировать лицензию при наличии соответствующего заявления лицензирующего органа,
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2019 г. по делу N А40-159176/2018-2-1293 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента образования города Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.