г. Москва |
|
3 декабря 2019 г. |
Дело N А40-202042/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Ананьиной Е.А., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Шелл Нефть" - Терешкина Л.А., представитель по доверенности от 24 апреля 2019 года;
от заинтересованного лица: Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - Кузнецова А.В., представитель по доверенности от 3 октября 2019 года;
рассмотрев в судебном заседании 26 ноября 2019 года кассационную жалобу Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
на решение от 06 ноября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Блинниковой И.А.,
на постановление от 22 августа 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Чеботаревой И.А., Захаровым С.Л.,
по делу N А40-202042/18,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шелл Нефть"
к Центральному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Территориальному отделу (инспекции) по Рязанской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
о признании незаконными и отмене постановления и решения,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2019 года удовлетворены требования общества с ограниченной ответственностью "Шелл Нефть" (далее - заявитель, общество) о признании незаконным постановления Территориального отдела (инспекции) по Рязанской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ТО ЦМТУ Росстандарта по Рязанской области) от 29 мая 2018 года N "А/211ЮЛ - ч. 2 ст. 14.43.1 - 09.04.2018" в части размера назначенного административного штрафа и признании незаконным решения Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ЦМТУ Росстандарта) от 02 августа 2018 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Размер административного штрафа снижен до 500 000 рублей.
Не согласившись с выводами судов, ЦМТУ Росстандарта обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель ЦМТУ Росстандарта поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав представителей ЦМТУ Росстандарта и общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами, постановлением ТО ЦМТУ Росстандарта по Рязанской области от 29 мая 2018 года N "А/211ЮЛ - ч. 2 ст. 14.43.1 - 09.04.2018", оставленным без изменения решением ЦМТУ Росстандарта от 02 августа 2018 года, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 988 942 руб. за нарушение требований ТР ТС 013/2011 в части несоответствия этим требованиям характеристик дизельного топлива (дизельное ЕВРО, сорт Е, межсезонное, экологического класса К5 (ДТ-Е-К5)), что могло создать угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни, здоровью животных и растений.
Не согласившись с размером назначенного административного штрафа, заявитель обратился в суд.
Суды, рассмотрев заявление, пришли к выводу о том, что сумма штрафа административным органом рассчитана неверно, без учета требований пункта 3 примечания к статье 14.43.1 КоАП РФ, сумма штрафа подлежит расчету исходя из выручки правонарушителя, полученной от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза на конкретном объекте, в связи с чем размер штрафа снижен до 500 000 рублей.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объектом правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования, то есть правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании)).
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение требований ТР ТС 013/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 826. Объектами ТР ТС 013/2011 являются, в том числе, автомобильный бензин, дизельное и судовое топливо. В силу пункта 4.4 статьи 4 ТР ТС 013/2011 дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к ТР ТС 013/2011.
Отношения, связанные с применением и исполнением обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации регулируются Законом о техническом регулировании.
Пунктом 1 статьи 36 Закона о техническом регулировании установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что факт нарушения Обществом требований ТР ТС 013/2011 подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе Актом проверки от 09 апреля 2018 года N 306/211, протоколом об административном правонарушении от 09 апреля 2018 года N 30/306/1-2, предписанием от 09 апреля 2018 года N 13/306/1, экспертным заключением ФБУ "Тульский ЦСМ" от 29 марта 2018 года N 48, протоколами испытаний ФБУ "Тульский ЦСМ" от 23 марта 2018 года N 432/9-5нп и N 476/9-5нп, экспертным заключением ФБУ "ЦСМ Московской области" от 11 мая 2018 года, протоколом испытаний Коломенского филиала ФБУ "ЦСМ Московской области" от 10 мая 2018 года N 397 и Обществом не опровергнут.
На основании изложенного суды пришли к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
В части размера назначенного административного штрафа, судами указано следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкцией части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, совершение юридическим лицом действий, изложенных в диспозиции данной нормы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно пункту 3 примечания к указанной статье, для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 или 3 настоящей статьи, используется сумма выручки правонарушителя, полученная от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", на конкретном объекте, на котором установлен факт административного правонарушения.
Судами установлено, что для целей расчета административного штрафа ТО ЦМТУ Росстандарта по Рязанской области исходил из суммы выручки от реализации моторного топлива на АЗС за 2017 год, которая составила 98 894 285,08 руб.
В то же время, суды пришли к выводу, что такой расчет противоречит указанным положениям пункта 3 примечания к статье 14.43.1 КоАП РФ, поскольку размер штрафа должен рассчитываться исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза.
Положения пункта 3 примечания к статье 14.43.1 КоАП РФ не содержат указания, что используется сумма выручки от реализации всех видов топлива, реализуемых на конкретном объекте. Из буквального текста означенной нормы следует, что используется сумма выручки правонарушителя, полученная от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", на конкретном объекте. Согласно определениям, содержащимся в пункте 2.1 ТР ТС 013/2011 и автомобильный бензин, и дизельное топливо являются отдельными наименованиями топлива. В соответствии с пунктом 3.2 статьи 3 "Требования к обращению топлива на рынке" ТР ТС 013/2011 при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о наименовании и марке топлива.
Таким образом, суды пришли к выводу, что поскольку административным органом были выявлены нарушения при реализации именно дизельного топлива, следовательно, сумма штрафа должна рассчитываться исходя из суммы выручки от реализации именно дизельного топлива, в то время как несоответствие требований ТР ТС 013/2011 в части бензинового топлива ответчиком выявлено не было.
Руководствуясь изложенным и учитывая, что сумма выручки от реализации дизельного топлива за 2017 год на АЗС без учета НДС составила 19 009 727,07 руб., судами, соответственно, рассчитано, что 1% от суммы выручки дизельного топлива за 2017 год без учета НДС составил 190 097 руб.
В связи с тем, что санкцией части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ размер административного штрафа должен быть не менее пятисот тысяч рублей, а оснований для снижения размера штрафа меньше меньшего предела, судами не установлено, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного обществу наказания, и снижении размера штрафа до 500 000 руб.
Доводы ЦМТУ Росстандарта, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 ноября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2019 года по делу N А40-202042/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.