г. Москва |
|
5 декабря 2019 г. |
Дело N А41-92755/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 05.12.2019.
Арбитражный суд Московского округа
в составе: председательствующего-судьи Дунаевой Н.Ю.,
судей Аталиковой З.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от администрации Одинцовского муниципального района Московской области - не явился, извещен
от ООО "ИНТЕЛЛЕКТ" - не явился, извещен
от АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ" - Дружинин А.В. - доверен. от 10.01.2019 N 91/19
от Администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области - не явился, извещен
от ООО "Московская областная теплогенерирующая компания" - Тюльканов С.Л. - доверен. от 02.03.2018
от Управления Росреестра по Московской области - не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
на решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2019 года по делу N А41-92755/18
по иску администрации Одинцовского муниципального района Московской области
к ООО "ИНТЕЛЛЕКТ", АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ"
третьи лица: Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, ООО "Московская областная теплогенерирующая компания", Управление Росреестра по Московской области
об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ИНТЕЛЛЕКТ" и к акционерному обществу "Одинцовская теплосеть" об обязании ООО "ИНТЕЛЛЕКТ" выполнить обязательства по инвестиционному контракту рег. N 613-1/10 от 20.08.2010, а именно: передать истцу спорное имущество - магистральные тепловые сети от ТК-2 до ТК-5 котельной N 4, расположенной по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Говорова, дом 22; обязании ответчика - ООО "ИНТЕЛЛЕКТ" подписать акт о результатах частичной реализации инвестиционного контракта от 20.08.2010 о реализации инвестиционного проекта строительства жилого комплекса с нежилыми помещениями, автостоянкой и школой на земельных участках по адресу: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, 122 (согласно предложенному истцом проекту); истребовании из чужого незаконного владения АО "Одинцовская теплосеть" спорного имущества - магистральных тепловых сетей от ТК-2 до ТК-5.
Определением Арбитражного суда Московской области от 14.11.2018 по делу N А41-92755/18 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, ООО "Московская областная теплогенерирующая компания", Управление Росреестра по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10.06.2019 по делу N А41-92755/18 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 решение Арбитражного суда Московской области от 10.06.2019 по делу N А41-92755/18 оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, заявитель - АО "ОДИНЦОВСКАЯ ТЕПЛОСЕТЬ" обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Московского округа, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 10.06.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 по делу N А41-92755/18 и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
В качестве оснований обоснованности жалобы заявитель ссылается на нарушение и неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, суды сделали неверный вывод о том, что не нашел документального подтверждения довод истца, что во всех документах, упоминается один и тот же объект (часть объекта) недвижимости, суд пришел к неверному выводу о том, что договор N И1-Од/Т/1210, на основании которого ООО "ТЕКТА" получил результаты работ по устройству спорной теплосети, не является производным от инвестиционного контракта N 613-1/10 от 20.08.2010 и ООО "ТЕКТА" не имело обязательств по передаче результатов работ по нему в адрес истца, суды неверно указали, что реконструированные сети не существуют вследствие полной реконструкции и создания нового объекта с новыми инженерно-техническими свойствами, несмотря на сохранение его наименования, адреса и целевого назначения, что исключает возможность виндикации имущества, которое помимо всего прочего не индивидуализировано и не идентифицировано, а также, что ввод в эксплуатацию спорной теплосети осуществлен в рамках работ по реконструкции котельной N 4, а не в рамках строительства инвестиционного объекта по контракту N 613-1/10 от 20.08.2010, суд неверно применил ст.ст. 217, 218, 301, 305, 421 ГК РФ, п.34 Правил подключения к системам теплоснабжения (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307), Правила определени и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к инженерным сетям инженерно-технического обеспечения (утв. Постанволением правительства РФ от 13.02.2006 N 83), поэтому вышеуказанные судебные акты подлежат отмене.
В ходе судебного рассмотрения кассационной жалобы заявитель поддержал доводы жалобы, просил отменить решение Арбитражного суда Московской области от 10.06.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 по делу N А41-92755/18 и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
ООО "Московская областная теплогенерирующая компания" доводы кассационной жалобы отклонило.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и месте судебного разбирательства не явились. Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, явившихся в заседание, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что отсутствуют основания, предусмотренные статьей 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения оспариваемых судебных актов, а именно:
Как следует из материалов дела и установлено судами, администрация является единственным акционером АО "Одинцовская теплосеть".
28.07.2014 между АО "Одинцовская теплосеть" и ООО "МоТГК" был заключен инвестиционный договор N 28-07/2014-ИД, направленный на создание новых источников тепловой энергии и реконструкцию существующих объектов теплоснабжения.
По условиям вышеуказанного договора стороны договорились о совместной реализации инвестиционного проекта. Под инвестиционным проектом понимается комплекс организационно-технических мероприятий по созданию (строительству, реконструкции) инвестиционных объектов с использованием вложений собственных и/или привлеченных средств и имущества.
При этом, под инвестиционным объектом понимаются источники тепловой энергии мощностью до 300 МВт (районные тепловые станции - РТС), административно-бытовые комплексы (АБК), центральные тепловые пункты (ЦТП) и связанные с ними инженерные сети и сооружения с учетом вывода из эксплуатации котельных N 1, N 1а, N 2, N 3 и N 7.
Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что инвестиционным взносом АО "Одинцовская теплосеть" являлись затраты на разработку схемы теплоснабжения, разработку проектов ликвидации котельных, как опасных производственных объектов, для последующего вывода их из эксплуатации, затраты, связанные с получением технических условий на подключение к инженерным сетям, затраты на проектирование, строительство/реконструкцию тепловых сетей, ЦТП и связанных с ними инженерных сетей и сооружений, расходы по оплате аренды земельных участков на период строительства/реконструкции объектов.
Согласно пункту 3.2 договора инвестиционным взносом ООО "МОТГК" являлось финансирование в любой форме разрешенной на территории Российской Федерации капитальных вложений и затрат на проектирование, строительство/реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов (РТС, АБК, включая вспомогательные помещения и инфраструктуру), а также расходы, связанные с ликвидацией котельных.
При этом, инвестор осуществляет финансирование получения необходимых разрешений/согласований, выполнения предпроектных, проектно-изыскательских, строительно-монтажных, пуско-наладочных и прочих работ и услуг по вводу указанных объектов в эксплуатацию.
По условиям п. 4.2.6 договора ООО "МОТГК" имеет право привлекать соинвесторов для создания источников тепловой энергии и передавать соинвесторам право на подключение к тепловым мощностям - права на тепловую мощность.
По условиям договора стороны распределяют между собой результаты инвестиционной деятельности.
На основании договора соинвестирования от 15.12.2014 ООО "ТЕКТА" (в настоящее время - ООО "ИНТЕЛЛЕКТ") передало ООО "МоТГК" принадлежащие ООО "ТЕКТА" права на результат работ по сооружению участка тепловой сети от ТК-2 до ТК-5 котельной N 4, расположенной по адресу: Московская область, г. Одинцово, ул. Говорова, дом 22 в качестве инвестиционного взноса в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.
15.12.2014 между ООО "МоТГК" и ООО "ТЕКТА" заключен договор соинвестирования, по условиям которого ООО "ТЕКТА" обязалось передавать инвестиционные взносы в адрес ООО "МОТГК", а взамен ООО "ТЕКТА" должно было получить право на подключение к тепловым мощностям своего строительного объекта.
На основании п. 3.1.1 договора соинвестирования от 15.12.2014 ООО "ТЕКТА" обязалось передать ООО "МОТГК" результаты работ по реконструкции котельной N 4 г. Одинцово, а также результаты работ по созданию отрезка тепловой сети от ТК-2 до ТК-5.
Судами установлено и следует из актов КС-2, КС-3 и актов о частичной реализации инвестиционного договора от 28.07.2014 N 28-07/2014-ИД, что финансирование строительства участка тепловой сети от ТК-2 до ТК-5 обеспечено ООО "ТЕКТА" - соинвестором ООО "МоТГК" в соответствии с п. 5.1.1 инвестиционного договора от 28.07.2014 N 28-07/2014-ИД.
При этом, на основании акта от 16.12.2014 приема-передачи инвестиционного взноса по договору соинвестирования от 15.12.2014 ООО "ТЕКТА" передало ООО "МОТГК" права на результат работ по сооружению участка тепловой сети от ТК-2 до ТК-5, а ООО "МОТГК" передало права на результат работ по сооружению участка тепловой сети от ТК-2 до ТК-5 в адрес ответчика АО "Одинцовская теплосеть" на основании акта от 30.12.2014 о частичной реализации инвестиционного договора N 28-07/2014-ИД от 28.07.2014 в качестве инвестиционного взноса в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.
На основании разрешения на строительство RU50511105-020 от 31.03.2011 участок тепловой сети протяженностью 810 м был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера 50:20:0000000:297655.
На основании акта о частичной реализации инвестиционного договора от 28.07.2014 N 28-07/2014-ИД, форм КС-2 КС-3, на бухгалтерский учет АО "Одинцовская теплосеть" поставлен участок тепловой сети от ТК-2 до ТК-5, полученный по акту о частичной реализации договора от 28.07.2014 N 28-07/2014-ИД.
При этом, в бухгалтерском учете АО "Одинцовская теплосеть" имущество, переданное по акту о частичной реализации инвестиционного договора от 28.07.2014 N 28-07/2014-ИД, отражено как основное средство, введенное в эксплуатацию 30.12.2014, и участвует в производственном процессе.
Таким образом, теплосеть от ТК-2 до ТК-5 находится во владении АО "Одинцовская теплосеть".
20.08.2010 между администрацией Одинцовского района Московской области, ООО "ТЕКТА" и администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области был заключен инвестиционный контракт рег. N 613-1/10 о реализации инвестиционного проекта строительства жилого комплекса с нежилыми помещениями, автостоянкой и школой на земельных участках по адресу: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, 122.
Предметом вышеуказанного контракта является реализация инвестиционного проекта по строительству жилого комплекса с нежилыми помещениями, автостоянкой, инженерными сетями и коммуникациями по строительному адресу: Московская область, г. Одинцово, Можайское шоссе, 122.
По условиям контракта ООО "ТЕКТА" обязалось в рамках инвестиционного проекта за счет собственных и/или привлеченных средств произвести строительство объекта, в том числе инженерных и дорожных сетей и учреждений.
Пунктом 2.4.1 инвестиционного контракта предусмотрено, что инвестиционным вкладом истца администрации Одинцовского района Московской области являлось предоставление истцом земельного участка для строительства школы на 1100 учащихся на территории мкр. 6 г. Одинцово, а также содействие в получении технических условий на подключение объекта к инженерным коммуникациям и сетям.
По условиям п. 3.1 инвестиционного контракта стороны договорились о следующем распределении недвижимого имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта: истец администрация Одинцовского района Московской области должен получить школу на 1100 учащихся с детским дошкольным учреждением неполного дня, а также создаваемые в процессе инвестирования и строительства объекта внешние инженерные коммуникации теплоснабжения, водоснабжения и канализации; администрация г.п. Одинцово - создаваемые в процессе инвестирования и строительства объекта сети ливневой канализации, дорог и объектов благоустройства, входящих в соответствии с действующими нормативными актами в ведение администрации г.п. Одинцово, а ООО "ТЕКТА" должно получить 100% общей площади квартир, 100% общей нежилой площади встроенно-пристроенных помещений, 100% площади подземных помещений, а также 100% гаражей и автостоянок.
При этом, п. 3.2 инвестиционного контракта предусмотрено, что конкретное имущество, подлежащее распределению между сторонами по итогам реализации контракта определяется на основании акта о результатах реализации инвестиционного контракта. При завершении строительства объекта раздел недвижимого имущества уточняется по экспликациям и кадастровым паспортам ГУП МО "МОБТИ", которые должны изготавливаться за счет ООО "ТЕКТА" (п. 3.4 договора).
Кроме того, согласно п. 3.5 инвестиционного контракта стороны договорились, что оформление имущественных прав сторон должно осуществляться по результатам реализации инвестиционного проекта в установленном законом порядке после сдачи объекта в эксплуатацию и на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта.
Пунктом 5.3.15 инвестиционного контракта предусмотрено, что по окончании строительства объекта и ввода его в эксплуатацию ООО "ТЕКТА" должно представить необходимый пакет документов для регистрации имущественных прав администрации Одинцовского района Московской области и администрации г.п. Одинцово.
Пунктом 9.3 инвестиционного контракта предусмотрено, существенным нарушением обязательств со стороны ООО "ТЕКТА" является невыполнение ООО "ТЕКТА" обязательств по реализации технических условий и строительству объектов инженерной инфраструктуры в соответствии с проектной и планировочной документацией.
Согласно пункту 1.4 дополнительного соглашения N 2, подпункт 3.1.1 инвестиционного контракта был изменен, предусматривал передачу истцу имущества, а именно: - дошкольного образовательного учреждения с бассейном, включая внутриквартальный проезд на территорию ЗАО "Баковский завод", в соответствии с проектом планировки мкр. 6 - 6А; - создаваемых в процессе инвестирования и строительства Объекта и финансирования строительства дошкольного образовательного учреждения с бассейном внешних инженерных коммуникаций теплоснабжения, водоснабжения, канализации, энергоснабжения.
Полный перечень и точное описание объектов благоустройства и инженерных сетей согласно абзацу 4 подпункта 3.1.1 инвестиционного контракта в редакции дополнительного соглашения N 2 будут определены проектом застройки и дополнительным соглашением сторон об уточнении предмета контракта.
Судами установлено, что Администрацией Одинцовского района Московской области утверждены и предоставлены в адрес ООО "ТЕКТА" технические условия N 370 от 09.09.2010 на присоединение к сетям.
Пунктом 2 технических условий установлена точка присоединения - магистральные тепловые сети от котельной N 4 в районе ж.д. 116-118 по ул. Можайское шоссе.
На основании пункта 9 технических условий ООО "ТЕКТА" обязано произвести прокладку участка магистральных тепловых сетей от точки присоединения к проектируемому жилому комплексу.
По условиям пункта 15.3 технических условий оборудование котельной и тепловые сети должны быть переданы в муниципальную собственность в установленном порядке. Однако, порядок передачи техническими условиями не определен.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО "ТЕКТА" выполнило технические условия N 370 от 09.09.2010 и построило наружную тепловую сеть протяженностью 10 м в рамках N 613-1/10 от 20.08.2010 от точки подключения п. 2 до объекта с адресным ориентиром: Московская обл., г. Одинцово, Можайское шоссе, вл. 122. Тепловая сеть поставлена на кадастровый учет 17.03.2016 (кадастровый номер 50:20:0030106:3610).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 23.12.2005 субъект права - Муниципальное образование "Одинцовский район Московской области РФ" владеет на праве собственности объектом недвижимости "Сооружение: тепловые сети от котельной N 4 общей протяженностью 21 788 м в 2-х трубном исчислении в наземном и подземном исполнении, включающие в себя тепловые сети по микрорайону N 4; тепловые сети по микрорайону N 5, инв. N 9780, лит. III", адрес объекта: Московская область, г. Одинцово, условный номер объекта: 50-50-20/113/2005-426.
В техническом паспорте на тепловые сети от котельной N 4, составленном 25.10.2005, имеется опись инженерной инфраструктуры - тепловые сети.
Пункт 17, подпункт 17.1 и подпункт 17.2 технических условий N 370 от 09.09.2010 содержат предложение ООО "ТЕКТА" принять долевое участие в реконструкции котельной N 4 и произвести перекладку участка магистральных тепловых сетей от ТК-2 до ТК-5 в мкр. 5 г. Одинцово с увеличением диаметров трубопроводов с Ду = 500 мм на Ду = 600 мм.
Судами установлено и следует из пункта 1.2 договора N И1-Од/Т/1210, он заключен на основании п. 3.1 договора N 55-05/10 от 24.05.2010, заключенного между ЗАО СФ "УПГС Трансинжстрой", ЗАО "Стройком-Ф" и "Теплоснабжающей организацией" - АО "Одинцовская теплосеть", предусматривающего увеличение мощности котельной N 4 на 60 МВт.
17.12.2010 между ООО "ТЕКТА", ООО "Мособлтеплоэнергосервис", ответчиком АО "Одинцовская теплосеть" и ЗАО "Стройком-Ф" был заключен договор N И1-Од/Т/2010 инвестирования в реконструкцию объекта теплоснабжения.
Предметом вышеуказанного договора является инвестирование ООО "ТЕКТА" устройства отрезка магистральной тепловой сети согласно техническим условиям на присоединение к тепловым сетям с адресным ориентиром: Московская обл., г. Одинцово, Можайское шоссе, вл. 122.
При этом, согласно вышеуказанному договору ООО "Мособлтеплоэнергосервис" выполняло функции технического заказчика, ООО "Стройком-Ф" являлось генподрядчиком, а АО "Одинцовская теплосеть" должен был осуществлять надзор за работами со стороны теплоснабжающей организации.
Во исполнение своих обязательств ООО "ТЕКТА" обеспечило финансирование работ по устройству отрезка магистральной тепловой сети от ТК-2 до ТК5. При этом, выполнение работ подтверждается представленными в материалы дела: справкой о стоимости выполненных работ и затрат N И1-Од/Т/2011-6 от 23.09.2011 на сумму 14 359 960 рублей 79 копеек, актом о приемке выполненных работ N И1-Од/Т/2011-6 от 23.09.2011 на сумму 14 359 960 рублей 79 копеек, справкой о стоимости выполненных работ и затрат N И1-Од/Т/2011-7 от 08.11.2011 на сумму 45 640 039 рублей 21 копеек, актом о приемке выполненных работ N И1-Од/Т/2011-7 от 08.11.2011 на сумму 45 640 039 рублей 21 копеек, подписанными техническим заказчиком ООО "Мособлтеплоэнергосервис", теплоснабжающей организацией ответчиком АО "Одинцовская теплосеть" и генподрядчиком ООО "Стройком-Ф".
Таким образом, общая стоимость отрезка магистральной тепловой сети от ТК-2 до ТК-5 составила 60 000 000 рублей.
Из содержания договора N И1-Од/Т/2011-7 от 08.11.2011 судами установлено, что АО "Одинцовская теплосеть" выполняла технический надзор за ходом строительства тепловых сетей и не получало какого-либо результата реализации данных договоров. За осуществление функций технического надзора АО "Одинцовская теплосеть" от заказчиков получило денежное вознаграждение.
Поскольку направленная истцом в адрес ответчика претензия с требованием подписать акт о результатах частичной реализации инвестиционного контракта от 20.08.2010, выполнить обязательства по инвестиционному контракту рег. N 613-1/10 от 20.08.2010, выполнить обязательства по инвестиционному контракту рег. N 613-1/10 от 20.08.2010, была оставлена последним без удовлетворения, администрация обратилась в суд с настоящим иском.
Судами установлено и следует из материалов дела, что реконструированные сети не существуют вследствие полной реконструкции и создания нового объекта с новыми инженерно-техническими свойствами, несмотря на сохранение его наименования, адреса и целевого назначения, что исключает возможность виндикации имущества, которое помимо всего прочего не индивидуализировано и не идентифицировано (постановление Президиума ВАС РФ от 30.09.2008 N 8356/08 по делу N А41-К1-10034/05). После реконструкции право собственности на указанный истцом участок тепловой сети не регистрировалось ни за каким-либо лицом.
На основании постановления администрации Одинцовского муниципального района Московской области N 3380 от 22.12.2008 о создании АО "Одинцовская теплосеть" путем преобразования МУЭП "Одинцовская теплосеть" с приложениями тепловые сети от котельной N 4 общей протяженностью 21 788 м были переданы в качестве активов в уставной капитал АО "Одинцовская теплосеть".
Отклоняя доводы администрации и АО "Одинцовская теплосеть" о том, что поскольку государственная регистрация перехода права собственности на спорную теплосеть, как и сеть от котельной N 4 общей протяженностью 21 788 м не была осуществлена, собственником сети является муниципальное образование Муниципального образования Одинцовского района Московской области, суды исходили из того, АО "Одинцовская теплосеть" создано в порядке приватизации государственного имущества в соответствии с Законом N 178-ФЗ, сеть от котельной N 4 общей протяженностью 21 788 м включена в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса и передана обществу по передаточному акту от 22.12.2008, АО "Одинцовская теплосеть" именно с даты его государственной регистрации в качестве юридического лица стал собственником теплосети, а не с даты государственной регистрации перехода права собственности на нее, в связи с чем с указанной даты администрация не обладает правом собственности на сеть от котельной N 4 общей протяженностью 21 788 м.
Исходя из буквального толкования пунктов 3.1.1, 3.2, 3.3, 3.5 Инвестиционного договора N 613-1/10 от 20.08.2010 в редакции дополнительного соглашения, суды пришли к выводу о том, что стороны согласовали закрытый перечень документов, в которых должен быть определен перечень создаваемого в рамках инвестиционного контракта N 613-1/10 от 20.08.2010 имущества, в том числе инженерные сети, а также распределение его между сторонами.
Доказательств, подтверждающих факт заключения дополнительного соглашения, акта о результатах реализации инвестиционного контракта и проекта распределения, выражающих согласие ответчика ООО "Интеллект" на создание в рамках инвестиционного контракта именно спорной теплосети и последующую передачу этой теплосети в собственность истца, последним суду не представлено.
Отклоняя ссылку АО "Одинцовская теплосеть" на пункт 15.3 технических условий N 370 на присоединение к тепловым сетям, который является доказательством того, что сторонами в инвестиционном контракте N 613-1/10 от 20.08.2010 согласована передача спорной теплосети в собственность истца, суды указали, что технические условия не являются составной частью инвестиционного контракта, имеют иной субъектный состав (стороны инвестиционного контракта не совпадают со сторонами технических условий), связаны с правоотношениями между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (АО "Одинцовская теплосеть"), органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков (ООО "Интеллект"), в соответствии с градостроительным законодательствам выдавались с целью последующего заключения договора о подключении и в указанный временной период регулировались Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. постановлением правительства РФ от 13.02.2006 N 83), Правилами подключения к системам теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307) (далее - правила подключения к системам теплоснабжения).
Согласно пункту 34 Правил подключения к системам теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 307) исполнитель (АО "Одинцовская теплосеть") не вправе навязывать заявителю (ООО "Интеллект") условия договора о подключении, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также заключение договора при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован.
Из вышеуказанного суды пришли к верному выводу о том, что пункт 15.3 технических условий на момент завершения работ по устройству отрезка сети и выполнения технических условий являлся незаконным, поскольку законодательством императивно запрещалось обязывание заявителя передавать имущество в собственность истца.
Более того, суды верно указали, что технические условия по своей правовой природе не могут регулировать распределение имущественных прав сторон по инвестиционному контракту N 613-1/10 от 20.08.2010 и не могут заменить дополнительное соглашение к инвестиционному контракту N 613-1/10 от 20.08.2010.
Кроме того, суды установили, что ввод в эксплуатацию спорной теплосети осуществлен в рамках работ по реконструкции котельной N 4, а не в рамках строительства инвестиционного объекта по контракту N 613-1/10 от 20.08.2010, спорная теплосеть не была предметом инвестиционного контракта N 613-1/10 от 20.08.2010.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на момент рассмотрения дела между ответчиком ООО "ИНТЕЛЛЕКТ", администрацией, администрацией г.п. Одинцово Московской области были подписаны: акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 09.09.2016, по условиям которого администрации г.п. Московской области передаются сети ливневой канализации; акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта от 20.10.2016, по условиям которого администрации г.п. Московской области передаются внешние инженерные коммуникации водоснабжения; акт о полной реализации инвестиционного контракта N 613-1/10 от 20.08.2010.
Более того, из вышеуказанного акта следует, что все условия и обязательства сторон по инвестиционному контракту выполнены в полном объеме, стороны претензий друг к другу не имеют.
Таким образом, суды признали неправомерным требование истца об обязании подписать акт о частичной реализации инвестиционного контракта N 613-1/10 от 20.08.2010.
Суды также отметили, что на момент рассмотрения дела спорное имущество уже не находится во владении ООО "ИНТЕЛЛЕКТ".
Согласно информации из Единого государственного реестра недвижимости на кадастровый учет поставлена наружная тепловая сеть протяженностью 10 м (кадастровый номер 50:20:0030106:3610), которая примыкает к инвестиционному объекту ООО "ТЕКТА" и находится по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, Можайское шоссе, 122. Технические условия N 370 содержат информацию о точке присоединения объекта ООО "ТЕКТА" (п. 2).
Как следует из проектной документации, начало тепловой теплосети с кадастровым номером 50:20:0030106:3610, построенной и оформленной ООО "ТЕКТА", совпадает с точкой ("в районе ж.д. 116 - 118 по ул. Можайское шоссе"), указанной в п. 2 Технических условий N 370.
Суды пришли к выводу о том, что указанная тепловая сеть могла бы быть передана истцу по инвестиционному контракту N 613-1/10 от 20.08.2010, однако истец указанную теплосеть не истребует.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией и в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
При рассмотрении настоящей кассационной жалобы представитель сторон подтвердили, что спорный объект находится во владении АО "Одинцовская теплосеть", 100 % акций которой принадлежат истцу - администрации. Одинцовского района Московской области.
Суд кассационной инстанции обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, приведенной, в том числе, в Определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо. Соответствующая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570 по делу N А63-3604/2015.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах, суд кассационной инстанции не установил оснований для изменения или отмены решения арбитражного суда первой и постановления апелляционной инстанций, предусмотренных в ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2019 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 августа 2019 года по делу N А41-92755/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Дунаева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.