город Москва |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А40-41192/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Баранов Д.С., доверенность от 20.12.2017;
от заинтересованного лица: Власов Д.Е., доверенность от 26.12.2018;
рассмотрев 28 ноября 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - Управления Росреестра по Москве
на решение от 24 мая 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 04 сентября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-41192/19
по заявления РТРС
об оспаривании решения
к Управлению Росреестра по Москве,
УСТАНОВИЛ:
РТРС обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве о признании незаконным решения об отказе от продления сроков исполнения предписания определением от 18.10.2018 по делу N 538/06/2015.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24 мая 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Москве обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора в г. Москве по использованию и охране земель от 19.08.2016 N 716/ГЗН-П проведена проверка соблюдения РТРС земельного законодательства в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78, площадью 138.373 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснолиманская, вл. 19А.
По итогам проверки государственным инспектором г. Москвы по использованию и охране земель Зафировым С.Г. РТРС выдано предписание от 07.06.2016 N 740 об устранении нарушений земельного законодательства в отношении земельного участка, а именно: оформить земельно-правовые отношения на используемую часть земельного участка, либо устранить допущенное нарушение любым другим законным способом в срок до 27.02.2017.
Определением о продлении срока исполнения предписания Управления Росреестра по Москве по делу N 538/06/2015 срок исполнения предписания продлен до 29.10.2018.
РТРС заблаговременно до истечения указанного срока обратилось в Управление Росреестра по Москве письмом от 18.10.2018 N ЛН-17/25823 с просьбой о продлении срока исполнения предписания.
Рассмотрев обращение РТРС от 18.10.2018 N ЛН-17/25823, Управление Росреестра по Москве определением от 18.10.2018 по делу N 538/06/2015 в просьбе РТРС о продлении срока исполнения предписания отказало, о чем заявитель проинформирован письмом от 09.11.2018 N 16-4882/2018.
Свое решение Управление Росреестра по Москве мотивировало тем, что изложенные в ходатайстве сведения требуют уточнения в рамках проверки в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486 (далее - Административный регламент).
Посчитав оспариваемое решение необоснованным и нарушающим права и законные интересы РТРС, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре);
в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о кадастре;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в соответствии с протоколом совещания от 31.08.2015 N ИБ-317/08, состоявшегося у заместителя руководителя Росимущества Бабушкина И.Ю., РТРС подготовлена и направлена (письмо от 06.06.2016 N 06-АПС/619) в адрес ТУ Росимущества в городе Москве схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78.
Письмами от 19.07.2016 N И22-08/11236 и от 02.08.2016 N ПП-10/32026 Территориальное управление и Росимущество соответственно проинформировали РТРС о заключении Территориальным управлением государственного контракта от 28.06.2016 N 1-ОЗО/2016 на оказание услуг по межеванию земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78.
Однако во исполнение поручения Росимущества от 13.10.2016 ПП-10/42706 государственный контракт расторгнут, и Территориальное управление направило запрос в адрес Росимущества относительно дальнейшего порядка оформления земельно-правовых отношений на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012000:78, о чем проинформировало РТРС письмом от 20.06.2017 N И22-08/11558.
В соответствии с поручением Росимущества от 30.09.2016 N АП-08/41020 АО "ДОМ.РФ" (ранее - АО "АИЖК") в рамках реализации положений Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" проводит работу по перераспределению объектов недвижимого имущества (в том числе расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:06:0012000:78), находящихся в ведении РТРС и не используемых в производственной деятельности.
Письмом от 04.07.2017 N 8826-АА АО "ДОМ.РФ" представило для согласования в РТРС проект схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78 (далее - схема).
Проект схемы согласован РТРС, вопрос раздела земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78 вынесен АО "ДОМ.РФ" на рассмотрение правительственной комиссии по развитию жилищного законодательства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Согласно протоколу заочного голосования Комиссии от 26.12.2017 N 16 Росимуществом в установленном порядке согласована схема раздела земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78. Часть земельного участка, на которой расположены объекты недвижимого имущества РТРС, будет предоставлена РТРС в аренду.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 77:06:0012014:7987, 77:06:0012014:7988, 77:06:0012014:7989, 77:06:0012013:5326, 77:06:0012013:5328, 77:06:0012013:5325, 77:06:0012013:5324, 77:06:0012013:5327, 77:06:0000000:5168. При этом земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012000:78 сохранен в измененных границах.
Распоряжениями Росимущества от 11.07.2018 N 513-р и от 30.08.2018 N 599-р земельные участки с кадастровыми номерами 77:06:0012014:7987, 77:06:0012014:7988, 77:06:0012014:7989, 77:06:0012013:5326, 77:06:0012013:5328, 77:06:0012013:5325, 77:06:0012013:5324, 77:06:0012013:5327 переданы АО "ДОМ.РФ" для осуществления юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации.
Указанные земельные участки сформированы под объектами недвижимого имущества, изъятыми у РТРС и переданными АО "ДОМ.РФ".
На земельном участке с кадастровым номером 77:06:0000000:5168 расположены 11 объектов недвижимого имущества, принадлежащих РТРС на праве хозяйственного ведения.
РТРС обратилось в Территориальное управление с заявлением от 26.06.2018 N 04-ЗУ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0000000:5168 без проведения торгов.
Территориальное управление письмом от 02.08.2018 N И22-08/17823 сообщило о проведении мероприятий по внесению сведений о земельном участке с кадастровым номером 77:06:0000000:5168 в реестр федерального имущества, а также о направлении запроса в АО "ДОМ.РФ" о предоставлении информации в отношении данного земельного участка.
Судами установлено, что на сохраненном в измененных границах земельном участке с кадастровым номером 77:06:0012000:78 объекты, находящиеся в хозяйственном ведении РТРС, отсутствуют.
Росимуществом земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012000:78, сохраненный в измененных границах, РТРС не предоставлялся.
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что суды пришли к правомерному выводу о том, что РТРС исполнило все необходимые действия и представило в уполномоченный орган все необходимые документы, предусмотренные земельным законодательством, для заключения договора аренды в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Дальнейшее исполнение предписания зависит от действий третьих лиц, которые являются условиями исполнения предписания со стороны РТРС. Суды обоснованно отметили, что РТРС объективно не может оформить право аренды на земельный участок в установленные в предписании сроки, поскольку исполнение предписания РТРС находится в прямой зависимости от действий третьих лиц.
Довод Управления Росреестра по Москве о том, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы заявителя поскольку никаких правовых последствий не несет, обоснованно отклонен судами.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Невыполнение предписания в установленный срок образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, отказ Управления Росреестра по Москве в продлении срока исполнения предписания правомерно признан судами незаконным и нарушающим права заявителя.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 мая 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2019 года по делу N А40-41192/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.