г. Москва |
|
04 сентября 2019 г. |
Дело N А40-41192/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой
судей: |
В.А.Свиридова, И.А.Чеботаревой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.М.Пахомовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.05.2019 по делу N А40-41192/19 (92-369), принятое судьей И.Н. Уточкиным
по заявлению ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть"
к Управлению Росреестра по Москве
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: от ответчика: |
Баранов Д.С. по дов. от 20.12.2017; не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управления Росреестра по г.Москве о признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве в отказе от продления сроков исполнения предписания определением от 18.10.2018 б/н по делу N 538/06/2015.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2019 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель считает, что решение суда принято при неправильном применении норм права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Представитель ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" считает решение суда законным и обоснованным, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Управление Росреестра по Москве явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о рассмотрении апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в отсутствие представителя Управления Росреестра по г.Москве в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из обстоятельств дела, на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора в г. Москве по использованию и охране земель от 19.08.2016 N 716/ГЗН-П проведена проверка соблюдения федеральным государственным унитарным предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - РТРС) земельного законодательства в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78, площадью 138373 кв. м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Краснолиманская, вл. 19А.
По итогам проверки государственным инспектором г. Москвы по использованию и охране земель Зафировым С.Г. РТРС выдано предписание от 07.06.2016 N 740 об устранении нарушений земельного законодательства в отношении земельного участка, а именно: оформить земельно-правовые отношения на используемую часть земельного участка, либо устранить допущенное нарушение любым другим законным способом в срок до 27.02.2017.
Определением о продлении срока исполнения предписания Управления Росреестра по Москве по делу N 538/06/2015 срок исполнения предписания продлен до 29.10.2018.
РТРС заблаговременно до истечения указанного срока обратилось в Управление Росреестра по Москве письмом от 18.10.2018 N ЛН-17/25823 с просьбой о продлении срока исполнения предписания.
Рассмотрев обращение РТРС от 18.10.2018 N ЛН-17/25823 Управление Росреестра по Москве определением от 18.10.2018 б/н по делу N 538/06/2015 в просьбе РТРС о продлении срока исполнения предписания было отказано, о чем заинтересованное лицо проинформировало заявителя письмом от 09.11.2018 N 16- 4882/2018.
Свое решение Управление Росреестра по Москве мотивировало тем, что изложенные в ходатайстве сведения требуют уточнения в рамках проверки в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486.
Посчитав оспариваемое решение необоснованным и нарушающим права и законные интересы ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", заявитель обратился в арбитражный суд.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Признавая незаконным решение Управления государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Согласно статье 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Как установлено судом первой инстанции и подтвержэдается материалми дела, в соответствии с протоколом совещания от 31.08.2015 N ИБ-317/08, состоявшегося у заместителя руководителя Росимущества И.Ю. Бабушкина, РТРС была подготовлена и направлена (письмо от 06.06.2016 N 06-АПС/619) в адрес Территориального управления Росимущества в городе Москве схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем раздела земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78.
Письмами от 19.07.2016 N И22-08/11236 и от 02.08.2016 N ПП-10/32026 Территориальное управление и Росимущество соответственно проинформировали РТРС о заключении Территориальным управлением государственного контракта от 28.06.2016 N 1-ОЗО/2016 на оказание услуг по межеванию земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78.
Однако во исполнение поручения Росимущества от 13.10.2016 ПП-10/42706 Государственный контракт был расторгнут и Территориальное управление направило запрос в адрес Росимущества относительно дальнейшего порядка оформления земельно-правовых отношений на земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012000:78, о чем проинформировало РТРС письмом от 20.06.2017 N И22- 08/11558.
В соответствии с поручением Росимущества от 30.09.2016 N АП-08/41020 АО "ДОМ.РФ" (ранее - АО "АИЖК") в рамках реализации положений Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" проводит работу по перераспределению объектов недвижимого имущества (в том числе расположенных на земельном участке с кадастровым номером 77:06:0012000:78), находящихся в ведении РТРС и не используемых в производственной деятельности.
Письмом от 04.07.2017 N 8826-АА АО "ДОМ.РФ" (ранее - АО "АИЖК") представило для согласования в РТРС проект схемы раздела земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78 (далее - Схема).
Проект Схемы согласован РТРС, вопрос раздела земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78 вынесен АО "ДОМ.РФ" на рассмотрение Правительственной комиссии по развитию жилищного законодательства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.
Согласно Протоколу заочного голосования Комиссии от 26.12.2017 N 16 Росимуществом в установленном порядке согласована схема раздела земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78. Часть земельного участка, на которой расположены объекты недвижимого имущества РТРС, будет предоставлена РТРС в аренду.
В результате раздела земельного участка с кадастровым номером 77:06:0012000:78 образованы земельные участки с кадастровыми номерами 77:06:0012014:7987, 77:06:0012014:7988, 77:06:0012014:7989, 77:06:0012013:5326, 77:06:0012013:5328, 77:06:0012013:5325, 77:06:0012013:5324, 77:06:0012013:5327, 77:06:0000000:5168. При этом земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012000:78 сохранен в измененных границах.
Распоряжениями Росимущества от 11.07.2018 N 513-р и от 30.08.2018 N 599-р земельные участки с кадастровыми номерами 77:06:0012014:7987, 77:06:0012014:7988, 77:06:0012014:7989, 77:06:0012013:5326, 77:06:0012013:5328, 77:06:0012013:5325, 77:06:0012013:5324, 77:06:0012013:5327 были переданы АО "ДОМ.РФ" для осуществления юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации.
Указанные земельные участки сформированы под объектами недвижимого имущества, изъятыми у РТРС и переданными АО "ДОМ.РФ".
На земельном участке с кадастровым номером 77:06:0000000:5168 расположены 11 объектов недвижимого имущества, принадлежащих РТРС на праве хозяйственного ведения.
РТРС обратилось в Территориальное управление с заявлением от 26.06.2018 N 04-ЗУ о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 77:06:0000000:5168 без проведения торгов.
Территориальное управление письмом от 02.08.2018 N И22-08/17823 сообщило о проведении мероприятий по внесению сведений о земельном участке с кадастровым номером 77:06:0000000:5168 в реестр федерального имущества, а также о направлении запроса в АО "ДОМ.РФ" о предоставлении информации в отношении данного земельного участка.
На сохраненном в измененных границах земельном участке с кадастровым номером 77:06:0012000:78 объекты, находящиеся в хозяйственном ведении РТРС, отсутствуют.
Росимуществом земельный участок с кадастровым номером 77:06:0012000:78, сохраненный в измененных границах, РТРС не предоставлялся.
При таких обстоятельствах арбитражный суд г.Москвы пришел к выводу, что РТРС исполнило все необходимые действия и представило в уполномоченный орган все необходимые документы, предусмотренные земельным законодательством, для заключения договора арены в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ. Дальнейшее исполнение предписания зависит от действий третьих лиц, которые являются условиями исполнения предписания со стороны РТРС. Суд указал, что РТРС объективно не может оформить право аренды на земельный участок в установленные в предписании сроки, поскольку исполнение предписания РТРС находится в прямой зависимости от действий третьих лиц.
Апелляционная коллегия, повторно исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся в деле доказательства, соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Доводы Управления Росреестра о том, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы заявителя поскольку никаких правовых последствий не несет, апелляционной коллегией отклоняются.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.
Невыполнение предписания в установленный срок образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, отказ Управления Росреестра в продлении срока исполнения предписания правомерно признан незаконным и нарушающим права заявителя.
С учетом изложенного, апелляционная коллегия считает, что судебный акт принят при правильном применении норм права, с учетом конкретных обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 24.05.2019 по делу N А40-41192/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-41192/2019
Истец: ФГУП "РОССИЙСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ СЕТЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20738/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20738/19
04.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-43196/19
24.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-41192/19