город Москва |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А40-53655/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Юрьева М.А., доверенность от 21.10.2019;
от заинтересованного лица: Савастлеев А.А., доверенность от 13.12.2018;
от АО "ОЭК": Зубков Д.В., доверенность от 07.08.2019;
рассмотрев 05 декабря 2019 года в судебном заседании кассационные жалобы
заявителя - Службы капитального строительства Республики Крым и АО "ОЭК", поданную в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
на решение от 07 июня 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 27 августа 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-53655/19
по заявлению Службы капитального строительства Республики Крым
об оспаривании предписания
к Федеральному казначейству,
УСТАНОВИЛ:
Служба капитального строительства Республики Крым (далее - Служба, Служба капстроительства) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным предписания Федерального казначейства от 20.11.2018 N 23-00-04/24874 в части пунктов 1 - 3, 4, 7, 10 - 11, 13 - 16.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Служба капитального строительства Республики Крым и АО "ОЭК", в порядке статьи 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратились с кассационными жалобами, в которых просят решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявители жалоб считают судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права, в том числе, как принятые о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя и АО "ОЭК" поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов, а производство по кассационной жалобе АО "ОЭК" считает подлежащим прекращению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, заинтересованное лицо в соответствии с приказом Федерального казначейства от 25.07.2018 N 249п "О назначении плановой выездной проверки в Службе капитального строительства Республики Крым", от 17.09.2018 "О продлении срока проведения плановой выездной проверки в Службе капитального строительства Республики Крым" в период с 30.07.2018 по 26.09.2018 в отношении Службы капитального строительства Республики Крым проведена плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета, в рамках федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 790 "Об утверждении федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года" (далее - Программа N 790).
Обстоятельства проведения проверки нашли отражение в акте плановой выездной проверки в Службе капитального строительства Республики Крым от 26.09.2018.
Судами установлено, что в ходе проверки были выявлены в том числе следующие нарушения.
Службой капстроительства в декабре 2017 года допущено неправомерное использование средств субсидии на оплату стоимости выполненных строительных работ по строительству на территории Республики Крым 21 модульного фельдшерско-акушерского пункта и 19 модульных врачебных амбулаторий, подлежащей зачету в счет ранее оплаченного аванса, что привело к переплате средств субсидии и увеличению дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018 на сумму 38.301,14 тыс. руб.
Службой в декабре 2017 года допущено неправомерное использование средств субсидии на оплату стоимости выполненных строительных работ по объекту "Строительство дошкольной образовательной организации на 260 мест в микрорайоне Фонтаны г. Симферополь", подлежащей зачету в счет ранее оплаченного аванса, что привело к переплате средств субсидии и увеличению дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018 на сумму 10.091,15 тыс. руб.
Службой капстроительства в декабре 2017 года допущено неправомерное использование средств субсидии на оплату стоимости выполненных строительных работ по объекту "Строительство дошкольной образовательной организации на 260 мест в микрорайоне Луговое г. Симферополь", подлежащей зачету в счет ранее оплаченного аванса, что привело к переплате средств субсидии и увеличению дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018 на сумму 3.978,29 тыс. руб.
Службой по государственному контракту от 21.12.2016 N 077/238/15 принята и оплачена стоимость работ, материалов, оборудования, объем и количество которых не соответствует фактически выполненным на объекте "Строительство дошкольной образовательной организации на 350 мест пос. Новофедоровка Сакского района". В денежном выражении указанное нарушение составило 6.085,46 тыс. руб.
Службой капстроительства по государственному контракту от 21.12.2016 N 077/238/15 принята и оплачена стоимость оборудования и материалов, не соответствующих фактически примененным на объекте: "Строительство дошкольной образовательной организации на 350 мест пос. Новофедоровка Сакского района". В денежном выражении указанное нарушение составило 7.917,43 тыс. руб.
Службой по государственному контракту от 21.12.2016 N 077/238/15 подрядчику ООО "Альтстрой Юг" оплачены работы на объекте "Строительство дошкольной образовательной организации на 350 мест пос. Новофедоровка Сакского района" по расценкам для более дорогих видов работ в связи с отступлениями от предусмотренных проектной документацией видов работ (например: вместо устройства стальной трубы, выполнен монтаж гофротрубы; вместо теплоизоляции плоских поверхностей выполнены работы по теплоизоляции криволинейных поверхностей; вместо прокладки труб повышенной плотности выполнены работы по прокладке обычных труб и др.) на общую сумму 5.000,06 тыс. руб.
Службой по государственному контракту от 23.08.2016 N 077/170 приняты и оплачены подрядчику АО "ОЭК" фактически не выполненные работы. В денежном выражении указанное нарушение составило 470,37 тыс. руб.
Службой капстроительства по контракту от 23.08.2016 N 077/170 приняты и оплачены подрядчику АО "ОЭК" стоимость оборудования и материалов, не соответствующих фактически строительстве тракта водоподачи от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов с предусматриваемыми сбросами в Северо-Крымский канал (1-й этап). В денежном выражении указанное нарушение составило 769,29 тыс. руб.
Службой по государственному контракту от 23.08.2016 N 077/170 принята и оплачена стоимость работ, выполненных на объекте "Мероприятия по строительству системы водоподачи в восточной части Крымского полуострова в том числе: строительство тракта водоподачи от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов с предусматриваемыми сбросами в Северо-Крымский канал (1-й этап)" с отступлением от соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил. В денежном выражении указанное нарушение составило 5.883,90 тыс. руб.
По государственному контракту от 07.06.2017 N Ф.2017.196780 принята и оплачена стоимость работ, материалов, оборудования, объемы и количество которых не соответствуют фактически выполненным на объекте "Строительство дошкольного учреждения в мкр. "Загородный" в г. Симферополе". В денежном выражении указанное нарушение составило 5.879,95 тыс. руб.
Службой капстроительства по государственному контракту от 07.06.2017 N Ф.2017.196780 принята и оплачена стоимость оборудования и материалов, не соответствующих фактически примененным на объекте "Строительство дошкольного учреждения в мкр. "Загородный" в г. Симферополе". В денежном выражении указанное нарушение составило 18.116,56 тыс. руб.
Службой капстроительства по государственному контракту от 07.06.2017 N Ф.2017.196780 с завышением стоимости оплаченных подрядчику работ за счет задвоения затрат на работы и материалы в сметной документации при строительстве дошкольного учреждения в мкр. Загородный в г. Симферополе. В денежном выражении указанное нарушение составило 196,63 тыс. руб.
По государственному контракту от 23.08.2016 N 077/170 подрядчику АО "ОЭК" оплачены работы при строительстве тракта водоподачи от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов с предусматриваемыми сбросами в Северо-Крымский канал (1-й этап) с применением некорректного индекса пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен (вместо индекса пересчета для III квартала 2015 года (5,4), использован индекс для IV квартала 2017 года (6,05) при фактическом выполнении работ в III квартале 2015 года), что привело к необоснованной оплате на общую сумму 34.428,22 тыс. руб.
По государственному контракту от 23.08.2016 N 077/170 принята и оплачена завышенная стоимость работ по перевозке песка согласно данным проекта организации строительства, выполненных на объекте: "Мероприятия по строительству системы водоподачи в восточной части Крымского полуострова, в том числе: строительство тракта водоподачи от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов с предусматриваемыми сбросами в Северо-Крымский канал (1-й этап)", на сумму 546,60 тыс. руб.
Службой капстроительства по государственному контракту от 23.08.2016 N 077/170 принята и оплачена стоимость работ по устройству и последующему демонтажу щебеночного основания временной дороги на объекте "Мероприятия по строительству системы водоподачи в восточной части Крымского полуострова, в том числе: строительство тракта водоподачи от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов с предусматриваемыми сбросами в Северо-Крымский канал (1-й этап)" в сумме 4.038,35 тыс. руб. с НДС с неподтвержденными данными.
С целью устранения вышеуказанных выявленных нарушений заместителем руководителя Федерального казначейства Исаевым Э.А. составлено и выдано предписание от 20.11.2018 N 23-00-04/24874, в соответствии с которым на заявителя возложены следующие обязанности: принять до 01.08.2019 меры по возврату средств, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, неправомерно использованные при оплате работ (услуг, товаров) подрядчиков, в общей сумме 141.979,53 тыс. руб. в доход федерального бюджета.
Не согласившись с оспариваемым предписанием в части, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с соответствующим заявлением.
На основании статьи 157, пункта 3 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном казначействе, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение), Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу норм пункта 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под предписанием понимается документ органа государственного финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и (или) требования о возмещении причиненного такими нарушениями ущерба субъекту Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что при осуществлении оплаты стоимости выполненных работ Служба не превысила объема выделенных на строительство данного объекта (модульные фельдшерско-акушерские пункты, модульные врачебные амбулатории) бюджетных средств, следовательно, нарушения отсутствуют, обоснованно отклонены судами исходя из следующего.
Как установлено судами, Службой капстроительства 19.07.2017 заключены с подрядной организацией - ООО "СК Консоль-Строй ЛТД" два государственных контракта на общую сумму 263.450,30 тыс. руб.:
- N 077/84 стоимостью 101.944,46 тыс. руб. на выполнение работ по строительству на территории Республики Крым 21 модульно фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП);
- N 077/85 стоимостью 161.505,84 тыс. руб. на выполнение работ по строительству на территории Республики Крым 19 модульных врачебных амбулаторий (далее - МВА).
Согласно пункту 4.1 заключенных государственных контрактов от 19.07.2017 N 077/84, N 077/85 срок выполнения работ установлен - 20.12.2017.
В 2017 году Службой в соответствии с условиями государственных контрактов перечислены поставщику авансовые платежи в сумме 79.035,09 тыс. руб.
Согласно пункту 3.2 заключенных государственных контрактов от 19.07.2017 N 077/84, N 077/85 использование аванса допускается в течение трех месяцев с даты получения аванса. Документами, подтверждающими использование аванса по его целевому назначению, является представление акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), при наличии оборудования - акта смонтированного оборудования и справки о стоимости выполненных работ и затрат (N КС-3), подписанные государственным заказчиком. Данные документы предоставляются подрядчиком государственному заказчику не позднее трех рабочих дней до окончания срока использования аванса.
За 2017 год согласно предъявленным к оплате актам N КС-2 и справкам N КС-3 подрядчиком выполнены строительные работы по заключенным государственным контрактам на общую сумму 160.934,99 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 3.2 заключенных государственных контрактов от 19.07.2017 N 077/84, N 077/85 сторонами в 2017 году должен быть произведен зачет всей суммы перечисленного аванса в счет выполненных строительных работ, а именно: 79.035,09 тыс. руб., а оставшаяся часть выполненных работ в сумме 81.899,9 тыс. руб. подлежала оплате Службой в соответствии с пунктом 3.4 заключенных контрактов путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика.
Однако, в предъявленных к оплате актах N КС-2 и справках N КС-3 на общую сумму 160.934,99 тыс. руб. подрядчиком был предусмотрен к зачету аванс только в сумме 40.733,95 тыс. руб., что на 38.301,14 тыс. руб. меньше, чем предусмотрено условиями заключенных государственных контрактов от 19.07.2017 N 077/84, N 077/85 (79.035,09 - 40.733,95).
В результате этого Службой капстроительства в 2017 году произведена оплата подрядчику за выполненные строительные работы, предусмотренные государственными контрактами от 19.07.2017 N 077/84, N 077/85 на общую сумму 120.201,04 тыс. руб., что на 38.301,14 тыс. руб. больше, чем предусмотрено условиями государственных контрактов от 19.07.2017 N 077/84, N 077/85.
По состоянию на 01.01.2018 в Службе по данным бухгалтерского учета на счете 206.ФЦ числилась дебиторская задолженность в сумме 38.301,14 тыс. руб. за ООО "СК Консоль-Строй ЛТД" в рамках взаиморасчетов по государственным контрактам от 19.07.2017 N 077/84, N 077/85.
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций правомерно заключили, что в нарушение пункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3.2 государственных контрактов от 19.07.2017 N 077/84, N 077/85, заключенных между Службой капстроительства и ООО "СК Консоль-Строй", Службой капстроительства в декабре 2017 года допущено неправомерное использование средств субсидии на оплату стоимости выполненных строительных работ по строительству на территории Республики Крым 21 модульного фельдшерско-акушерских пунктов и 19 модульных врачебных амбулаторий, подлежащей зачету в счет ранее оплаченного аванса, что привело к переплате средств субсидии и образованию дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018 в сумме 38.301,14 тыс. руб.
Доводы жалобы о том, что Служба не превысила объема выделенных на строительство объекта (дошкольная образовательная организация на 260 мест в микрорайоне Луговое г. Симферополя, дошкольная образовательная организация на 260 мест в микрорайоне Фонтаны г. Симферополь, дошкольная образовательная организация на 350 мест пос. Новофедоровка Сакского района) средств субсидии, оплата стоимости выполненных работ произведена в рамках лимитов бюджетных обязательств, таким образом, отсутствуют нарушения, также обоснованно отклонены судами.
Судами установлено, что Службой в 2016 году с подрядной организацией ООО "ЕВРОСТРОЙСЕРВИС" заключен государственный контракт от 21.12.2016 N 077/238/09 на выполнение работ по строительству объекта "Строительство дошкольной образовательной организации на 260 мест в микрорайоне Фонтаны г. Симферополь" (далее - ДОО "Фонтаны"), цена контракта составила 247.259,99 тыс. руб., срок выполнения работ - 20.12.2017, предусмотрен аванс в размере 30% от цены контракта.
Согласно абзацу 2 пункта 3.2 государственного контракта от 21.12.2016 N 077/238/09 зачет аванса производится пропорционально 30% от стоимости выполненных работ указанных в акте о приемке выполненных работ (форма N КС-2), и справки о стоимости выполненных работ и затрат (N КС-3).
По состоянию на 01.01.2017 в Службе капстроительства по данным бухгалтерского учета на счете 206.ФЦ числилась дебиторская задолженность в сумме 62.338,00 тыс. руб. за ООО "ЕВРОСТРОЙСЕРВИС" в рамках взаиморасчетов по государственному контракту от 21.12.2016 N 077/238/09.
В июне 2017 года Служба по заявке на кассовый расход от 27.06.2017 N 193Ф перечислила подрядчику аванс в размере 11.789,99 тыс. руб. Таким образом, общая сумма перечисленного аванса составила 74.127,99 тыс. руб. или 30% от цены контракта.
Проверкой установлено, что в 2017 году согласно представленным актам N КС-2 и справкам N КС-3 подрядчиком выполнено и предъявлено к оплате Службе капстроительства строительных работ на общую сумму 229.897,02 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 3.2 государственного контракта от 21.12.2016 N 077/238/09 сторонами должен быть произведен зачет аванса в размере 30% от стоимости выполненных работ, а именно в сумме 68.969,11 тыс. руб. (229.897,02 x 30%), а оставшаяся часть выполненных работ в сумме 160.927,91 тыс. руб. подлежала оплате Службой капстроительства в соответствии с пунктом 3.4 контракта от 21.12.2016 N 077/238/09 путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика.
Между тем, судами установлено, что в предъявленных к оплате актах N КС-2 и справках N КС-3 на общую сумму 229.897,02 тыс. руб. подрядчиком предусмотрен к зачету аванс только в сумме 58.877,96 тыс. руб., что на 10.091,15 тыс. руб. меньше, чем предусмотрено условиями государственного контракта от 21.12.2016 N 077/238/09 (68.969,11 - 58.877,96).
В результате этого, Службой капстроительства в 2017 году произведена оплата подрядчику за выполненные строительные работы, предусмотренные контрактом от 21.12.2016 N 077/238/09, на общую сумму 171.019,06 тыс. руб., что на 10.091,15 тыс. руб. больше, чем предусмотрено условиями контракта от 21.12.2016 N 077/238/09.
По состоянию на 01.01.2018 в Службе капстроительства по данным бухгалтерского учета на счете 206.ФЦ числилась дебиторская задолженность в сумме 15.250,03 тыс. руб. за ООО "ЕВРОСТРОЙСЕРВИС" в рамках взаиморасчетов по государственному контракту от 21.12.2016 N 077/238/09.
Таким образом, суды обоснованно заключили, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3.2 контракта от 21.12.2016 N 077/238/09, заключенного между Службой капстроительства и ООО "ЕВРОСТРОЙСЕРВИС", Службой в декабре 2017 года допущено неправомерное использование средств субсидии на оплату стоимости выполненных строительных работ по объекту "Строительство дошкольной образовательной организации на 260 мест в микрорайоне Фонтаны г. Симферополь", подлежащей зачету в счет ранее оплаченного аванса, что привело к переплате средств субсидии и увеличению дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018 на сумму 10.091,15 тыс. руб.
21.12.2016 заявителем заключен государственный контракт N 077/238/11 с подрядной организацией ООО "ЕВРОСТРОЙСЕРВИС" на выполнение работ по строительству объекта "Строительство дошкольной образовательной организации на 260 мест в микрорайоне Луговое г. Симферополь" (далее - ДОО "Луговое"), цена контракта составила 241.590,47 тыс. руб., срок выполнения работ - 20.12.2017, предусмотрен аванс в размере 30% от цены контракта.
Согласно абзацу 2 пункта 3.2 государственного контракта от 21.12.2016 N 077/238/11 зачет аванса производится пропорционально 30% от стоимости выполненных работ указанных в акте о приемке выполненных работ (форма N КС-2), и справки о стоимости выполненных работ и затрат (N КС-3).
По состоянию на 01.01.2017 в Службе капстроительства по данным бухгалтерского учета на счете 206.ФЦ числилась дебиторская задолженность в сумме 62.062,38 тыс. руб. за ООО "ЕВРОСТРОЙСЕРВИС" в рамках взаиморасчетов по государственному контракту от 21.12.2016 N 077/238/11.
В июне 2017 года Служба по заявке на кассовый расход от 23.06.2017 N 192Ф перечислила подрядчику аванс в размере 10.414,76 тыс. руб. Таким образом, общая сумма перечисленного аванса составила 72.477,14 тыс. рублей или 30% от цены контракта.
Суды установили, что согласно материалам проверки, в 2017 году согласно представленным актам N КС-2 и справкам N КС-3 подрядчиком выполнено и предъявлено к оплате Службе строительных работ на общую сумму 106.653,99 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 3.2 государственного контракта от 21.12.2016 N 077/238/11 сторонами должен был быть произведен зачет аванса в размере 30% от стоимости выполненных работ, а именно в сумме 31.996,20 тыс. руб. (106.653,99 x 30%), а оставшаяся часть выполненных работ в сумме 74.657,79 тыс. руб. подлежала оплате Службой в соответствии с пунктом 3.4 контракта от 21.12.2016 N 077/238/11 путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика.
Однако, в предъявленных к оплате актах N КС-2 и справках N КС-3 на общую сумму 106.653,99 тыс. руб. подрядчиком предусмотрен к зачету аванс только в сумме 28.017,91 тыс. руб., что на 3.978,29 тыс. руб. меньше, чем предусмотрено условиями государственного контракта от 21.12.2016 N 077/238/11 (31.996,20 - 28.017,91).
В результате этого, Службой в 2017 году произведена оплата подрядчику за выполненные строительные работы, предусмотренные контрактом от 21.12.2016 N 077/238/11, на общую сумму 78.636,08 тыс. руб., что на 3.978,29 тыс. руб. больше, чем предусмотрено условиями контракта от 21.12.2016 N 077/238/11.
По состоянию на 01.01.2018 в Службе по данным бухгалтерского учета на счете 206.ФЦ числилась дебиторская задолженность в сумме 44.459,23 тыс. руб. за ООО "ЕВРОСТРОЙСЕРВИС" в рамках взаиморасчетов по государственному контракту от 21.12.2016 N 077/238/11.
Таким образом, в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3.2 контракта от 21.12.2016 N 077/238/11, заключенного между Службой и ООО "ЕВРОСТРОЙСЕРВИС", заявителем допущено неправомерное использование средств субсидии на оплату стоимости выполненных строительных работ по объекту "Строительство дошкольной образовательной организации на 260 мест в микрорайоне Луговое г. Симферополь", подлежащей зачету в счет ранее оплаченного аванса, что привело к переплате средств субсидии и увеличению дебиторской задолженности по состоянию на 01.01.2018 на сумму 3.978,29 тыс. руб.
Заявителем в 2016 году с подрядной организацией ООО "АЛЬТСТРОЙ ЮГ" (далее - подрядчик) заключен государственный контракт от 21.12.2016 N 077/238/15 на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство дошкольной образовательной организации на 350 мест пос. Новофедоровка Сакского района" (СМР) (далее - контракт от 21.12.2016 N 077/238/15).
В ходе проверки, проведенной Федеральным казначейством, установлены следующие нарушения (отчет ЦОКР N СТИ-К-2018/19): - отсутствуют подтверждающие документы выполнения работ по озеленению территории в объеме предусмотренных ПД.); - количество светильников не соответствовало КС-2, в актах комиссионного осмотра объекта и контрольных обмеров, подсчитано количество светильников светодиодных INOX LED, предъявлена к возмещению стоимостная разница между выполненными и предъявленными к оплате работами; - монтаж плинтусов, выполненных из дерева, оплата произведена не обоснованно, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 отражает фактически выполненные работы, установлено, что применен материал не соответствующий КС-2; - установка ламп бактерицидных ультрафиолетовых, оплата произведена не обоснованно, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 отражает фактически выполненные работы. На момент проведения СТИ лампы отсутствовали, при этом документы, фото подтверждающие факт установки бактерицидных ламп также отсутствовали; - не выполнена изоляция вентиляционных каналов и изоляция трубопроводов (система вентиляции), оплата произведена не обоснованно; - в связи с изменением трассы прокладки кабеля от КТП до ввода в подвальное помещение, объем работ (рытье траншеи, устройство песчаной постели, прокладка силового кабеля в траншее, длина кабеля, обратная засыпка траншеи) выполнены не в полном объеме. Кабельная линия проложена непосредственно в земле не имеет защиты от механических повреждений путем покрытия кирпичом в один слой поперек трассы кабелей ПУЭ 7 пункты 2.3.83 - 2.3.101; - отсутствует наружная отделка откосов окон и дверей; - согласно ПД (раздел Архитектурные решения) в технических помещениях стены окрашиваются акриловой краской с выполнением масляной панели на высоту 1,4 м. Отсутствует согласование замены материала с обоснованием правомерности отступлений от проектных решений; - имеется разница между оплаченными и фактическими объемами по работам: масляная окраска металлических поверхностей: решеток, переплетов, труб диаметром менее 50 мм; - имеется разница между оплаченными и фактическими объемами по работам: монтаж плинтусов выполненных из дерева; - имеется разница между оплаченными и фактическими объемами по работам: наружная отделка фасадов; - имеется разница между оплаченными и фактическими объемами по работам: пульты управления теплых полов; - имеется разница между оплаченными и фактическими объемами по работам: тепловычислитель ультразвуковой с двумя расходомерами; - счетчик расхода воды в водомерном узле находится в водомерном узле на вводе в здании, что не соответствует ПД; - имеется разница между оплаченными и фактическими объемами по работам: установка термоголовки (системы отопления); - отмостка вокруг здания выполнена шириной от 740 до 970 мм, что не соответствует ПД, отмостка теневых навесов не выполнена; - на момент проведения строительно-технического исследования насосы погружные Grundfoos unilift отсутствовали; - согласование замены тротуарной плитки отсутствует, стоимость примененной плитки завышена; - согласно ПД должны быть установлены люки чугунные, фактически установлены люки полимерные; - согласно ПД должны быть установлены трубы канализационные поливинилхлоридные "Флексорен", фактически установлены трубы канализационные ПВХ для наружных работ, - согласно ПД теплоизоляция должна быть выполнена трубами системы водоснабжения и теплоснабжения THERMAFLEX, фактически выполнены из трубок вспененного полиэтилена мирки "Энергоизол"; - предъявлен к оплате линолеум коммерческий гомогенный, класс пожарной безопасности которого - КМ5, что не соответствует нормам Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности); - отсутствует запись в общем журнале производства работ о выполнении работ по обработке деревянных конструкций кровли огнезащитными составами; - в соответствии с ПД должны быть установлены: светильники эвакуационного освещения (световой указатель выхода) "VIZARD LED", фактически применен "EXIT-DS201- LED"; - вместо указанных в ПД клапанов радиаторные регулирующие "Danfoss" марки RLV-15 и RTD-N-15 фактически установлены клапана другой марки.
Таким образом, Федеральное казначействе пришло к правомерному выводу о том, что заявителем по государственному контракту от 21.12.2016 N 077/238/15 принята и оплачена стоимость работ, материалов, оборудования, объем и количество которых не соответствует фактически выполненным на объекте: "Строительство дошкольной образовательной организации на 350 мест пос. Новофедоровка Сакского района".
Доводы жалобы о том, что выполненные подрядчиком работы по государственному контракту (подготовка почвы с внесением растительной земли на территории участка) приняты заказчиком без замечаний, а акты выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости работ и затрат подписаны без претензий по объему, срокам и качеству, работы, выполненные подрядчиком, подлежали оплате в полном объеме в сроки и в порядке, обусловленные договором, следовательно отсутствуют нарушения со стороны заявителя, обоснованно не приняты судами, поскольку согласно материалам дела, заявителем по государственному контракту от 23.08.2016 N 077/170 приняты и оплачены подрядчику АО "ОЭК" фактически не выполненные работы, что подтверждается отчетом N СТИ-К-2018/19, справками о стоимости выполненных работ N КС-3, актами выполненных работ унифицированной формы N КС-2, платежными поручениями.
По пунктам 10, 11, 13 предписания, заинтересованным лицом установлено, что заявителем по государственному контракту от 07.06.2017 N Ф.2017.196780 принята и оплачена стоимость работ, материалов, оборудования, объемы и количество которых не соответствует фактически выполненным на объекте "Строительство дошкольного учреждения в мкр. "Загородный" в г. Симферополе", кроме того, стоимость оплаченных работ завышена за счет задвоения затрат, также были оплачены оборудование и материалы, которые фактически на объекте отсутствовали, что подтверждается отчетом N СТИ-К-2018/19, справками о стоимости выполненных работ N КС-3, актами выполненных работ унифицированной формы N КС-2, платежными поручениями.
По пунктам 14, 15, 16 предписания судами установлено, что заявителем заключен государственный контракт N 077/170 с АО "ОЭК", предмет контракта: "Мероприятия по строительству системы водоподачи в восточной части Крымского полуострова, в том числе строительство тракта водоподачи от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов с предусматриваемыми сбросами в Северо-Крымский канал (1-й этап).
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Федеральным казначейством установлены следующие нарушения: - оплачены работы при строительстве тракта водоподачи от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов с предусматриваемыми сбросами в Северо-Крымский канал (1-й этап) с применением некорректного индекса пересчета сметной стоимости в текущий уровень цен (вместо индекса пересчета для III квартала 2015 года (5,4), использован индекс для IV квартала 2017 года (6,05) при фактическом выполнении работ в III квартале 2015 года), что привело к необоснованной оплате на общую сумму 34.428,22 тыс. руб.; - принята и оплачена завышенная стоимость работ по перевозке песка согласно данным проекта организации строительства, выполненных на объекте: "Мероприятия по строительству системы водоподачи в восточной части Крымского полуострова, в том числе: строительство тракта водоподачи от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов с предусматриваемыми сбросами в Северо-Крымский канал (1-й этап)", на сумму 546,60 тыс. руб.; - принята и оплачена стоимость работ по устройству и последующему демонтажу щебеночного основания временной дороги на объекте "Мероприятия по строительству системы водоподачи в восточной части Крымского полуострова, в том числе: строительство тракта водоподачи от Нежинского, Просторненского и Новогригорьевского водозаборов с предусматриваемыми сбросами в Северо-Крымский канал (1-й этап)" в сумме 4.038,35 тыс. руб. с НДС с неподтвержденными данными.
Данные нарушения подтверждаются отчетом N СТИ-К-2018/19, справками о стоимости выполненных работ N КС-3, актами выполненных работ унифицированной формы N КС-2, платежными поручениями.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые пункты предписания Федерального казначейства от 20.11.2018 N 23-00-04/24874 являются законными и обоснованными, не нарушают права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Согласно части 1 статьи 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, а также иные лица в случаях, предусмотренных Кодексом, вправе обжаловать в порядке кассационного производства решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным настоящим Кодексом.
По смыслу указанной нормы, для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждому заинтересованному лицу предоставлено право обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что такое право обусловлено, в первую очередь, фактом наличия нарушенного права или охраняемого законом интереса.
При этом из текста обжалуемых судебных актов не усматривается, что они приняты о правах и обязанностях АО "ОЭК", никаких обязанностей на заявителя жалобы судебными актами по настоящему делу не возложено, данными судебными актами непосредственно не затрагиваются его права и обязанности.
При указанных обстоятельствах производство по кассационной жалобе АО "ОЭК" подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по кассационной жалобе АО "ОЭК" на решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года по делу N А40-53655/19 прекратить.
Возвратить АО "ОЭК" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3.000 (три тысячи) рублей, перечисленную по платежному поручению от 25.10.2019 N 8502.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года по делу N А40-53655/19 оставить без изменения, кассационную жалобу Службы капитального строительства Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе проверки, проведенной Федеральным казначейством, установлены следующие нарушения (отчет ЦОКР N СТИ-К-2018/19): - отсутствуют подтверждающие документы выполнения работ по озеленению территории в объеме предусмотренных ПД.); - количество светильников не соответствовало КС-2, в актах комиссионного осмотра объекта и контрольных обмеров, подсчитано количество светильников светодиодных INOX LED, предъявлена к возмещению стоимостная разница между выполненными и предъявленными к оплате работами; - монтаж плинтусов, выполненных из дерева, оплата произведена не обоснованно, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 отражает фактически выполненные работы, установлено, что применен материал не соответствующий КС-2; - установка ламп бактерицидных ультрафиолетовых, оплата произведена не обоснованно, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 отражает фактически выполненные работы. На момент проведения СТИ лампы отсутствовали, при этом документы, фото подтверждающие факт установки бактерицидных ламп также отсутствовали; - не выполнена изоляция вентиляционных каналов и изоляция трубопроводов (система вентиляции), оплата произведена не обоснованно; - в связи с изменением трассы прокладки кабеля от КТП до ввода в подвальное помещение, объем работ (рытье траншеи, устройство песчаной постели, прокладка силового кабеля в траншее, длина кабеля, обратная засыпка траншеи) выполнены не в полном объеме. Кабельная линия проложена непосредственно в земле не имеет защиты от механических повреждений путем покрытия кирпичом в один слой поперек трассы кабелей ПУЭ 7 пункты 2.3.83 - 2.3.101; - отсутствует наружная отделка откосов окон и дверей; - согласно ПД (раздел Архитектурные решения) в технических помещениях стены окрашиваются акриловой краской с выполнением масляной панели на высоту 1,4 м. Отсутствует согласование замены материала с обоснованием правомерности отступлений от проектных решений; - имеется разница между оплаченными и фактическими объемами по работам: масляная окраска металлических поверхностей: решеток, переплетов, труб диаметром менее 50 мм; - имеется разница между оплаченными и фактическими объемами по работам: монтаж плинтусов выполненных из дерева; - имеется разница между оплаченными и фактическими объемами по работам: наружная отделка фасадов; - имеется разница между оплаченными и фактическими объемами по работам: пульты управления теплых полов; - имеется разница между оплаченными и фактическими объемами по работам: тепловычислитель ультразвуковой с двумя расходомерами; - счетчик расхода воды в водомерном узле находится в водомерном узле на вводе в здании, что не соответствует ПД; - имеется разница между оплаченными и фактическими объемами по работам: установка термоголовки (системы отопления); - отмостка вокруг здания выполнена шириной от 740 до 970 мм, что не соответствует ПД, отмостка теневых навесов не выполнена; - на момент проведения строительно-технического исследования насосы погружные Grundfoos unilift отсутствовали; - согласование замены тротуарной плитки отсутствует, стоимость примененной плитки завышена; - согласно ПД должны быть установлены люки чугунные, фактически установлены люки полимерные; - согласно ПД должны быть установлены трубы канализационные поливинилхлоридные "Флексорен", фактически установлены трубы канализационные ПВХ для наружных работ, - согласно ПД теплоизоляция должна быть выполнена трубами системы водоснабжения и теплоснабжения THERMAFLEX, фактически выполнены из трубок вспененного полиэтилена мирки "Энергоизол"; - предъявлен к оплате линолеум коммерческий гомогенный, класс пожарной безопасности которого - КМ5, что не соответствует нормам Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности); - отсутствует запись в общем журнале производства работ о выполнении работ по обработке деревянных конструкций кровли огнезащитными составами; - в соответствии с ПД должны быть установлены: светильники эвакуационного освещения (световой указатель выхода) "VIZARD LED", фактически применен "EXIT-DS201- LED"; - вместо указанных в ПД клапанов радиаторные регулирующие "Danfoss" марки RLV-15 и RTD-N-15 фактически установлены клапана другой марки.
...
В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт по правилам, установленным настоящим Кодексом.
По смыслу указанной нормы, для возникновения права на обжалование судебных актов у лиц, не привлеченных к участию в деле, необходимо, чтобы оспариваемые судебные акты не просто затрагивали права и обязанности этих лиц, а были приняты непосредственно о правах и обязанностях этих лиц."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 12 декабря 2019 г. N Ф05-21092/19 по делу N А40-53655/2019