г. Москва |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А41-2946/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 25.12.2019.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Григорьевой И.Ю., Кузнецова В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Клинская Теплоэлектроцентраль" - Захаровой Т.В. (представителя по доверенности от 10.06.2019);
от Администрации городского округа Клин - Каминского Д.А. (представителя по доверенности от 27.02.2019);
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился;
от Министерства экологии и природопользования Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 18.12.2019 в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа Клин
на решение от 22.08.2019
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 11.10.2019
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-2946/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клинская Теплоэлектроцентраль"
к Администрации городского округа Клин
об оспаривании решения,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клинская Теплоэлектроцентраль" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Клин (далее - администрация) с заявлением о признании незаконным решения, оформленного письмом от 22.11.2018 N 2361, об отказе в предоставлении обществу земельного участка в аренду без проведения торгов; об обязании принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010307:177, расположенного по адресу: Московская обл., г. Клин, в районе Майданово в аренду обществу без проведения торгов сроком на три года для завершения строительства объекта "Насосная станция с трассой водопровода для водоснабжения объектов ТЭЦ".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют Министерство экологии и природопользования Московской области и Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.08.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе администрация просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, повлекшее, по доводам администрации, неправильное применение судами норм, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы кассационной жалобы, просил ее удовлетворить.
Представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в заседание суда округа не направили, что с учетом положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не признано судом препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей администрации и общества, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд округа пришел к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией и обществом заключен договор аренды от 04.04.2014 N 3237 (далее также - договор), по условиям которого обществу в пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером 50:03:0010307:177 площадью 2614 кв. м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - под объектами коммунального хозяйства (размещение насосной станции с трассой водопровода). Срок действия договора - с 04.04.2014 по 04.04.2017.
На участке планировалось строительство присоединительной камеры с запорной арматурой, трасса забора (закольцовка) - первый этап объекта "Насосная станция с трассой водопровода для водоснабжения объектов ТЭЦ", о чем выдано разрешение на строительство N RU50506000-547, а также насосной станции площадью застройки 241 кв. м. - второго этапа объекта "Насосная станция открытого речного водозабора из р. Сестра и участок напорного коллектора в районе Майданово - ТЭЦ в г. Клин Московской области", о чем выдано разрешение на строительство N RU50506000-942.
На арендованном участке обществом возведен гидротехнический объект, которому присвоен кадастровый номер 50:03:00103:07:180, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 30.03.2019, из которой следует, что планируемое назначение объекта - сооружения водозаборные.
В целях завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию общество 12.11.2018 обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении участка с кадастровым номером 50:03:0010307:177 в аренду на трехлетний срок.
Письмом от 22.11.2018 N 2361 администрация сообщила обществу об отказе в удовлетворении заявления, сославшись на отсутствие совокупности условий для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
Не согласившись с администрацией, общество оспорило данное решение (отказ) в судебном порядке.
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
Согласно пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: - собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах.
Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14-39.17 названного Кодекса.
Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
В целях проверки обстоятельств для разрешения вопроса о необходимости заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:03:0010307:177 без проведения торгов по указанию суда проведен совместный осмотр этого земельного участка.
Из акта осмотра, как установили суды, следует, что в непосредственной близи к северным границам осматриваемого земельного участка, на водном объекте - реке Сестре на некотором отдалении от берега расположено плавучее сооружение - Плавучая насосная станция (ПНС). Право забора (изъятия) водных ресурсов подтверждено договором водопользования от 06.12.2016.
Забор воды осуществляется следующим образом: из ПНС выходят две металлические трубы, выведенные в сторону берега, по ним подается (транспортируется) речная вода. Далее, данные трубы соединены с трубами из резиноматериала, которые в свою очередь, соединены с металлическими трубами, уходящими в берег, в прокол под дорогой. Кроме того, в данном месте, из берега выведены две гофрированные трубы из полимерного материала.
Данная насосная станция является результатом выполнения второго этапа объекта "Насосная станция открытого речного водозабора из р. Сестра и участок напорного коллектора в районе Майданово - ТЭЦ в г. Клин Московской области", о чем Московско-Окским территориальным управлением выдано соответствующее заключение.
Однако какие-либо права на первый этап объекта - трассу забора воды не зарегистрированы, что препятствует реализации всего проекта для круглосуточной (круглогодичной) подачи исходной (речной) воды для нужд теплоэлектроцентрали ООО "Энергоцентр" в городе Клин Московской области.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статей 71 АПК РФ, оценив акт осмотра, доводы и возражения лиц, участвующих в деле, правильно применив нормы права, суды установили обстоятельства, свидетельствующие о наличии условий для предоставления испрашиваемого участка общества в аренду однократно для завершения работ и оформления прав на объект "Насосная станция с трассой водопровода для водоснабжения объектов ТЭЦ" в порядке подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Доводы кассационной жалобы администрации об отсутствии совокупности условий для предоставления обществу испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов, отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.08.2019 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2019 по делу N А41-2946/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
И.Ю. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.