г. Москва |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А40-116147/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.,
судей Малюшина А.А., Нечаева С.В.
при участии в заседании:
от истца - Шетова Л.А., дов. от 19.11.2019 г.;
от ответчиков - 1. ФГУП "ГВСУ N 6" - Садовский А.В., дов. от 29.08.2019 г.; 2. ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" - Садовникова В.Я., дов. от 25.04.2019 г.;
от третьего лица - Самоховец М.А., дов. от 06.12.2018 г.,
рассмотрев 23 декабря 2019 года в судебном заседании кассационные жалобы
Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и Федерального казенного учреждения "Дирекция космодрома "Восточный"
на решение от 30 мая 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 09 сентября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
по иску Минобороны России
к ФГУП "ГВСУ N 6" (ранее ФГУП "ГУСС Дальспецстрой") и ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный"
о признании недействительным дополнительного соглашения от 30.12.2015 N 6 к государственному контракту от 11.07.2013 N 873-ИВ 002/13/217,
3-е лицо: Госкорпорация "Роскосмос",
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) обратилось к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России) и Федеральному казенному учреждению "Дирекция космодрома "Восточный" (ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный") с иском о признании недействительным дополнительного соглашения N 6 от 30.12.2015 к государственному контракту N 873-ИВ 002/13/217 от 11.07.2013 на выполнение работ для федеральных государственных нужд "Космодром "Восточный". Строительство железных дорог космодрома (1-я очередь) II - этап. Амурская обл., Свободненский район, ЗАТО Углегорск", заключенное между ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" и ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный". В качестве третьего лица по делу была привлечена Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2016 года в удовлетворении заявленного иска было отказано (т. 4, л.д. 69-73).
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2017 года было произведено процессуальное правопреемство истца - Федерального агентства специального строительства на - Министерство обороны Российской Федерации (т. 4, л.д. 127).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2017 года указанное решение было оставлено без изменения (т. 5, л.д. 55-58).
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 ноября 2017 года вышеназванные судебные акты были отменены, а дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2019 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2019 года, исковые требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" и Федеральное казенное учреждение "Дирекция космодрома "Восточный" обратились с кассационными жалобами, в которых указывают на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просили обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В заседании суда кассационной инстанции представители Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и Федерального казенного учреждения "Дирекция космодрома "Восточный" поддержали доводы жалоб в полном объеме.
Представители Министерства обороны Российской Федерации и ФГУП "ГВСУ N 6" в заседании суда против доводов кассационных жалоб возражали, последний, в том числе и по мотивам, изложенным в отзыве.
Поступивший от Министерства обороны Российской Федерации отзыв с приложениями на 16 листах приобщению к материалам дела не подлежат, поскольку он был направлен лицам, участвующим в деле, незаблаговременно.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, между ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России и ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" было заключено дополнительное соглашение N 6 от 30.12.2015 к государственному контракту N 873-ИВ 002/13/217 от 11.07.2013 на выполнение работ для федеральных государственных нужд "Космодром "Восточный". Строительство железных дорог космодрома (1-я очередь) II - этап. Амурская обл., Свободненский район, ЗАТО Углегорск". В соответствии с условиями данного дополнительного соглашения, в пункт 3.1 государственного контракта были внесены изменения и в качестве одного из источников финансирования по контракту были указаны финансовые средства, предоставленные из федерального бюджета в виде субсидии ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2015 г. N 533 в размере 3.142.600.000 руб. Поскольку согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами, а данная сделка является именно таковой, то и обратился в арбитражный суд с иском о признании дополнительного соглашения N6 от 30.12.2015 к государственному контракту N 873-ИВ 002/13/217 от 11.07.2013 недействительной сделкой.
Согласно ч. 1 ст. 20, ч. 3 ст. 23 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", решение о совершении крупной сделки может приниматься унитарным предприятием только согласия собственника имущества унитарного предприятия. В соответствии с "Положением о Федеральном агентстве Специального строительства", утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1084, Спецстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства и в соответствии с данным положением ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" входит в структуру Федерального агентства Специального строительства, которое осуществляет в отношении предприятия полномочия собственника. В соответствии с приказом Спецстроя России N 262 от 12.07.2012 г. "Об утверждении Порядка согласования отдельных вопросов хозяйственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий при Спецстрое России" (п. 7.11 разд. 7 "Порядок согласования совершения крупных сделок"), внесение изменений в условия цены согласованной крупной сделки подлежит согласованию со Спецстроем России.
Заключение государственного контракта на указанных в нем условиях, в том числе касающихся цены и порядка расчетов сторон, было согласовано Спецстроем России письмом N 11/6281 от 25.07.2013 г. Распоряжением Президента РФ N 562-рп от 01.09.2009 Федеральное агентство Специального строительства было определено единственным исполнителем подрядных работ по созданию объектов Космодрома "Восточный", Постановлением Правительства РФ от 02.07.2015 г. N 533 Спецстрою России из федерального бюджета была предоставлена субсидия в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий по завершению в 2015 году строительства объектов космодрома "Восточный", однако спорное дополнительное соглашение N 6 от 30.12.2015 предусматривает оплату части работ по государственному контракту из средств субсидии, и фактически налагает на Спецстрой России финансовые обязательства по оплате выполненных предприятием работ за счет средств субсидии. Таким образом, истец ссылался на то, что ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" не имело полномочий заключать подобное дополнительное соглашение, так как предприятие не вправе устанавливать либо изменять финансовые обязательства Спецстроя России, кроме того, дополнительное соглашение N 6 от 30.12.2015 противоречит условиям заключенного Спецстроем России как получателем субсидии, и ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" соглашения N 1 от 03.06.2015 о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий по завершению в 2015 году строительства объектов космодрома "Восточный", предназначенных для запуска космического аппарата ракетой-носителем типа "Союз-2".
Пункт 1.3 дополнительного соглашения предусматривает, что субсидия предоставляется предприятию для финансирования затрат, перечень которых определен в Приложении N 2. Указанный перечень не предусматривает возможность оплаты из средств субсидии работ, выполненных предприятием в соответствии с условиями государственного контракта и предусмотренных проектно-сметной документацией, в том числе тех, в отношении которых заявлены исковые требования. Согласно п. 3.2.1 дополнительного соглашения, предприятие обязано распоряжаться денежными средствами из субсидии исключительно в соответствии с целями и условиями ее предоставления.
Таким образом, истец полагал, что дополнительное соглашение N 6 от 30.12.2015 к государственному контракту N 873-ИВ 002/13/217 от 11.07.2013 противоречит Постановлению Правительства РФ N 533 от 02.06.2015, а также Соглашению о предоставлении субсидии от 03.06.2015. Кроме того, истец считал, что дополнительное соглашение N 6 от 30.12.2015 к государственному контракту N 873-ИВ 002/13/217 от 11.07.2013 является недействительной сделкой в порядке ст. 173.1 ГК РФ, поскольку не могло быть подписано ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" без согласия Спецстроя России как собственника имущества предприятия.
Представитель ответчика - ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России - в суде первой инстанции пояснил, что исковые требования обоснованы, иск поддержал и признал в полном объеме, а поскольку другая сторона оспариваемой сделки исковые требования не признала, то суд рассмотрел требования по существу.
При этом принимая решение и постановление, оценив представленные в дело доказательства, суд правомерно, по мнению коллегии, пришел к следующим выводам.
Так, в соответствии с п. 2 контракта, государственный заказчик осуществляет финансирование работ по контракту, заказчик-застройщик осуществляет контроль за выполнением работ, при этом государственный заказчик и заказчик-застройщик оказывают генподрядчику необходимо содействие в выполнении им принятых по контракту обязательств. Из п. 3.1 контракта вытекает, что до получения положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию приблизительная цена контракта определяется на основании расчета цены контракта (приложение N 2 к контракту) в объеме, не превышающем размер бюджетных ассигнований, и составляет 4.112.400.000 рублей, в том числе НДС 18% - 627.315.254,24 руб., с распределением финансирования по годам: 2013 год - 481.600.000 руб., в том числе НДС 18% - 73.464.406,78 руб.; 2014 год - 1.403.300.000 руб., в том числе НДС 18% - 214.062.711,86 руб.; 2015 год - 2.227.500.000 руб., в том числе НДС 18% - 339.788.135,59 руб. Источниками финансирования работ по контракту являются - Федеральный бюджет, РЗ-04, ПР-12, ЦСР-1570199, ВР-411, КОСГУ-310. При этом после получения положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию стороны обязаны заключить дополнительное соглашение к контракту, в котором определят твердую цену контракта на основании заключения государственной экспертизы в пределах бюджетных ассигнований, а график производства работ (приложение N 1 к контракту) и расчет цены контракта (приложение N 2 к контракту) соответственно корректируются. При этом в силу п. 3.4 и 5.2 контракта, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ и иных условий контракта, причем датой начала работ является 30 июня 2013 года, а датой окончания работ - 30 июня 2015 года (т. 1, л.д. 8). 08 ноября 2013 года между указанными лицами было заключено дополнительное соглашение N 1, по которому абзацы 2 и 3 пункта 3.1 контракта были приняты в следующей редакции: 2013 год - 488.917.270 руб., в том числе НДС 18% - 74.580.600,51 руб.; 2014 год - 1.395.982.730 руб., в том числе НДС 18% - 212.946.518,14 руб. (т. 1, л.д. 36 - 37).
15 сентября 2014 года вышеназванными лицами было заключено дополнительное соглашение N 2, согласно которому "государственный заказчик" в лице Федерального космического агентства (Роскосмос) был исключен из числа сторон контракта, а заказчик-застройщик - ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" стал именоваться "заказчиком", к которому в полном объеме перешли функции "государственного заказчика". Кроме того, стороны констатировали в нем и тот факт, что по состоянию на 01.01.2014 года по контракту было профинансировано 488.917.270 руб., а осталось профинансировать 3.623.482.730 руб. При этом по актам о приемке выполненных работ - "0 руб.", а источником финансирования были определены - федеральный бюджет РЗ-04, ПР-12, ЦСР-2152081, ВР-414, КОСГУ-310 (т. 1, л.д. 38 - 39).
15 апреля 2015 года между ответчиками по делу было заключено дополнительное соглашение N 3, по которому абзацы 2, 3, 4, 5 пункта 3.1 контракта были изложены в следующей редакции: 2012 год - 488.917.270 руб., в том числе НДС 18% - 74.580.600,15 руб.; 2013 год - 1.160.238.298,43 руб., в том числе НДС 18% - 176.985.503,15 руб.; 2015 год - 2.463.244.431,57 руб., в том числе НДС 18% - 375.749.150,58 руб., при этом источники финансирования контракта остались те же (т. 1, л.д. 41 - 43). Дополнительным соглашением N 5 от 06 июля 2015 года стороны внесли изменения, касающиеся лишь новых адресов и платежных реквизитов сторон по делу (т. 1, л.д. 51). 30 декабря 2015 года между ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России (генподрядчик) и ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" (заказчик) было заключено дополнительное соглашение N 6, которым п. 3.1 контракта был изложен в следующей редакции: "3.1 Цена контракта составляет 6.184.295.825 рублей 95 копеек, в том числе НДС 18% - 943.367.159 рубля 90 копеек, с распределением финансирования по годам: 2013 год - 488.917.270 рублей, включая НДС 18% - 74.580.600,51 рубля; 2014 год - 1.160.238.298,43 рубля, включая НДС 18% - 176.985.503,15 рубля; 2015 год - 4.535.140.257,52 рубля, включая НДС 18% - 691.801.056,23 рубля, в том числе по источникам финансирования: федеральный бюджет, РЗ-04, ПР-12, ЦСР-2152081, ВР-414, КОСГУ-310-1.392.540.257,52 рубля, включая НДС 18% - 212.421.395,21 рубля; финансовые средства, предоставленные из Федерального бюджета в виде субсидии Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2015 N 533 в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий по завершению в 2015 году строительства объектов космодрома "Восточный", предназначенных для запуска космического аппарата ракетой-носителем "Союз-2", КОСГУ-310-3.142.600.000 рублей, включая НДС 18% - 479.379.661,02 рубля".
Цена контракта является твердой и не подлежит изменению в течение срока действия настоящего контракта, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, что оформляется сторонами дополнительными соглашениями к контракту". Кроме того, был дополнен контракт пунктом 3.6 следующего содержания: "3.6. Цена контракта может быть изменена по предложению заказчика при увеличении предусмотренного контрактом объема работ не более чем на 10 (десять)% или уменьшении предусмотренного контрактом объема работ не более чем на 10 (десять)%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы, исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10 (десять)% цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактом объема работ стороны обязаны уменьшить цену контракта, исходя из цены единицы работ".
Основанием для заключения дополнительного соглашения N 6, как видно из его текста, для сторон явилось: положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 18.08.2015 N 1104-15/ГГЭ-7424/10, пункт 3.1 государственного контракта от 11.07.2013 N 873-ИВ002/13/217, часть 9 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановление Правительства Российской Федерации от 02.07.2015 N 533, постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1245.
В соответствии с условиями данного дополнительного соглашения, в пункт 3.1 государственного контракта были внесены изменения и в качестве одного из источников финансирования по контракту указаны финансовые средства, предоставленные из федерального бюджета в виде субсидии ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2015 г. N 533 в размере 3.142.600.000 руб., и цена контракта составляет 6.184.295.825 руб. 95 коп. В силу пункта 3.1 контракта (в первоначальной редакции), до получения положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию, приблизительная цена контракта составляла 4.112.400 руб. Заключение государственного контракта на указанных условиях, в том числе касающихся цены контракта, было согласовано Спецстроем России письмом N 11/6281 от 25.07.2013. Причем оспариваемым дополнительным соглашением в п. 3.1 контракта были внесены изменения, касающиеся общей стоимости выполняемых работ и порядка их оплаты.
Кроме того, спорным дополнительным соглашением цена контракта увеличилась на 2.071.895 руб. 95 коп., а также было изменено распределение финансирования по годам (как и в предыдущих дополнительных соглашениях N 1, 2, 3), а в 2015 г. изменено распределение финансирования по источникам финансирования: величина в размере 3.142.600.000 руб. погашается за счет субсидии, выделяемой ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2015 N 533 "О предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства на территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ и пункту 3.3 Устава (в редакции изменений к уставу от 24.11.2008), размер уставного фонда ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" составляет 500.006,34 руб. Учитывая изложенное, все сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 50.000,63 руб., являются крупными и подлежат согласованию с собственником предприятия. Следовательно, дополнительное соглашение от 30.12.2015 N 6 к государственному контракту N 873-ИВ002/13/217 от 11.07.2013 является крупной сделкой.
По смыслу ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", дополнительное соглашение от 30.12.2015 N 6 к Государственному контракту от 11.07.2013 N 873-ИВ 004/13/218 для ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" является крупной сделкой и должно согласовываться со Спецстроем России. Спецстрой России как распорядитель субсидии не согласовывал ее использование в счет оплаты работ по контракту (письмо N 11/6281 от 25 июля 2015 года, исходя из его буквального содержания, таким согласием не является).
То есть оспариваемое дополнительное соглашение с собственником предприятия не согласовывалось, Спецстроем России данная сделка не одобрялась, что свидетельствует о ее недействительности. Кроме того, стороны, заключившие спорное дополнительное соглашение, не располагали достаточными полномочиями на распоряжение средствами субсидии, доведенной названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации для целей расчета по государственному контракту, тем более, что как усматривается из текста оспариваемого дополнительного соглашения, основанием для его заключения ответчиками по делу явилось положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" и ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе, предусматривающее проектно-сметный метод формирования цены государственного контракта при его заключении. Заключив дополнительное соглашение N 6 от 30.12.2015 года, которым цена контракта была увеличена без согласования собственника предприятия, ответчики создали для последнего финансовые обязательства по государственному контракту, который им лично не заключался, что приведет к возникновению у него убытков или иных неблагоприятных последствий.
Таким образом, вопреки доводам ФКУ "ДК "Восточный", Госкорпорации "Роскосмос" спорным дополнительным соглашением было изменено не только распределение финансирования по годам и источникам финансирования, но и значительно была увеличена цена контракта без согласования собственника предприятия, что свидетельствует о недействительности этого соглашения, с чем в настоящее время согласна и кассационная инстанция.
Следовательно, при рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Нарушений указанных норм права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено, хотя об обратном и было указано в жалобе заявителем по делу.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Кроме того, доводы кассационной жалобы уже были предметом исследования суда апелляционной инстанции, с оценкой которых согласна и кассационная инстанция.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 мая 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09 сентября 2019 года по делу N А40-116147/2016 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
А.А.Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.