г. Москва |
|
09 сентября 2019 г. |
Дело N А40-116147/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
судей Титовой И.А., Фриева А.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы ФКУ "ДК "Восточный", Госкорпорации "Роскосмос" на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2019 по делу N А40-116147/16, принятое судьей Абрамовой Е.А. (68- 994) по иску Минобороны России к 1) ФГУП ГВСУ N 6 (ранее ФГУП "ГУСС Дальспецстрой"), 2) ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный", 3-е лицо: Госкорпорация "Роскосмос", о признании недействительным дополнительного соглашения от 30.12.2015 N6 к государственному контракту от 11.07.2013 N873-ИВ 002/13/217,при участии:
от истца: Шетова Л.А. по доверенности от 12.12.2018,
от ответчика:1) Садовский А.В. по доверенности от 14.02.2019, 2) Садовникова В.Я. по доверенности от 25.04.2019,
от третьего лица: Самоховец М.А. по доверенности от 06.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
Спецстрой России обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о признании недействительным дополнительного соглашения N 6 от 30.12.2015 к государственному контракту N 873-ИВ 002/13/217 от 11.07.2013 на выполнение работ для федеральных государственных нужд "Космодром "Восточный". Строительство железных дорог космодрома (1-я очередь) II - этап. Амурская обл., Свободненский район, ЗАТО Углегорск", заключенное между ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" и ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2016 года, оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2017 года, в удовлетворении иска отказано.
Определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2017 произведено процессуальное правопреемство истца - Федерального агентства специального строительства на - Министерство обороны Российской Федерации.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.11.2017 вышеназванные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, с указанием на то, что суды не оценили все правовые вопросы, входящие в круг доказывания в рамках настоящего дела.
Решением суда от 30.05.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ФКУ "ДК "Восточный", Госкорпорация "Роскосмос" обратились с апелляционными жалобами в которых просили отменить решение суда, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители заявителей доводы своих апелляционных жалобы поддержали в полном объеме по основаниям, в них изложенным, просили решение отменить, апелляционные жалобы удовлетворить;
представители истца и ФГУП ГВСУ N 6 возражали против жалоб, по основаниям, изложенным в письменных объяснениях истца и письменных пояснениях ответчика (приобщены к материалам дела), просили решение оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционных жалоб, возражений, письменных объяснений и пояснений, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного решения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России и ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" заключено дополнительное соглашение N 6 от 30.12.2015 к государственному контракту N 873-ИВ 002/13/217 от 11.07.2013 на выполнение работ для федеральных государственных нужд "Космодром "Восточный". Строительство железных дорог космодрома (1-я очередь) II - этап. Амурская обл., Свободненский район, ЗАТО Углегорск".
В соответствии с условиями данного дополнительного соглашения в пункт 3.1. государственного контракта были внесены изменения и в качестве одного из источников финансирования по контракту указаны финансовые средства, предоставленные из федерального бюджета в виде субсидии ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2015 г. N 533 в размере 3 142 600 000 руб.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, если иное не установлено федеральными законами или принятыми в соответствии с ними правовыми актами.
В связи с этим, истец ссылался на то, что дополнительное соглашение N 6 от 30.12.2015 к государственному контракту N 873-ИВ 002/13/217 от 11.07.2013 является крупной сделкой.
Согласно ч. 1 ст. 20, ч. 3 ст. 23 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" решение о совершении крупной сделки может приниматься унитарным предприятием только согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Истцом указано, что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве Специального строительства, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1084, Спецстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Федеральном агентстве специального строительства и в соответствии с данным положением ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" входит в структуру Федерального агентства Специального строительства, которое осуществляет в отношении предприятия полномочия собственника.
В соответствии с приказом Спецстроя России N 262 от 12.07.2012 г. "Об утверждении Порядка согласования отдельных вопросов хозяйственной деятельности федеральных государственных унитарных предприятий при Спецстрое России" (п.7.11. разд. 7 "Порядок согласования совершения крупных сделок") внесение изменений в условия цены согласованной крупной сделки подлежит согласованию со Спецстроем России.
Заключение государственного контракта на указанных в нем условиях, в том числе касающихся цены и порядка расчетов сторон, было согласовано Спецстроем России письмом N 11/6281 от 25.07.2013 г.
Также истцом указано, что Распоряжением Президента РФ N 562-рп от 01.09.2009 Федеральное агентство Специального строительства определено единственным исполнителем подрядных работ по созданию объектов Космодрома "Восточный", Постановлением Правительства РФ от 02.07.2015 г. N533 Спецстрою России из федерального бюджета предоставлена субсидия в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий по завершению в 2015 году строительства объектов космодрома "Восточный", однако спорное дополнительное соглашение N6 от 30.12.2015 предусматривает оплату части работ по государственному контракту из средств субсидии, и фактически налагает на Спецстрой России финансовые обязательства по оплате выполненных предприятием работ за счет средств субсидии.
Таким образом, истец ссылался на то, что ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" не имело полномочий заключать подобное дополнительное соглашение, так как предприятие не вправе устанавливать либо изменять финансовые обязательства Спецстроя России, кроме того, дополнительное соглашение N 6 от 30.12.2015 противоречит условиям заключенного Спецстроем России как получателем субсидии, и ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" соглашения N 1 от 03.06.2015 о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий по завершению в 2015 году строительства объектов космодрома "Восточный", предназначенных для запуска космического аппарата ракетой-носителем типа "Союз-2".
Пункт 1.3. дополнительного соглашения предусматривает, что субсидия предоставляется предприятию для финансирования затрат, перечень которых определен в Приложении N 2. Указанный перечень не предусматривает возможность оплаты из средств субсидии работ, выполненных предприятием в соответствии с условиями государственного контракта и предусмотренных проектно-сметной документацией, в том числе тех, в отношении которых заявлены исковые требования.
Согласно п. 3.2.1. дополнительного соглашения предприятие обязано распоряжаться денежными средствами из субсидии исключительно в соответствии с целями и условиями ее предоставления.
Таким образом, истец полагал, что дополнительное соглашение N 6 от 30.12.2015 к государственному контракту N 873-ИВ 002/13/217 от 11.07.2013 противоречит Постановлению Правительства РФ N 533 от 02.06.2015, а также Соглашению о предоставлении субсидии от 03.06.2015.
Кроме того, истец считал, что дополнительное соглашение N 6 от 30.12.2015 к государственному контракту N 873-ИВ 002/13/217 от 11.07.2013 является недействительной сделкой в порядке ст. 173.1 ГК РФ, поскольку не могло быть подписано ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" без согласия Спецстроя России как собственника имущества предприятия.
Ответчик ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России пояснил, что исковые требования обоснованы, иск поддержал и признал в полном объеме.
Поскольку другая сторона оспариваемой сделки исковые требования не признала, суд первой инстанции рассмотрел требования по иску по существу.
В представленном в материалы дела отзыве на исковое заявление ответчик, ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" требования не признал, ссылаясь на то, что дополнительное соглашение от 30.12.2015 N 6 заключалось сторонами во исполнение условий Государственного контракта N 873-ИВ 002/13/217, а именно: положительного заключения ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 18.08.2015 N 1104-15/ГГЭ-7424/10, пункта 3.1 контракта, а также нормативных актов: части 9 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2015 N 533, постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1425.
Также ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" указало, что в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 211-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" объем бюджетных ассигнований на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" в 2015 году уменьшен на 20 062 607,0 тыс.рублей. При этом вопрос о внесении изменений в государственные контракты на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" находится на контроле у Федерального космического агентства в связи с уменьшением объема бюджетных ассигнований на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" в 2015 году на 20 062 607,00 тыс.рублей в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 211- ФЗ и в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 533 и компенсацией части затрат за счет средств субсидии. В своем запросе от 10 ноября 2015 г. N ЗИ-078-01/08-04 Счетная Палата Российской Федерации потребовала от Федерального космического агентства сведения по организации Федеральным космическим агентством контроля за ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" по вопросу внесения изменений в государственные контракты на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" в связи с уменьшением объема бюджетных ассигнований на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры космодрома "Восточный" в 2015 году на 20 062 607,00 тыс.рублей в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 211-ФЗ и в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 533 и компенсацией части затрат за счет средств субсидии. Таким образом, Дирекция обязана была заключить дополнительное соглашение N 6 к контракту в представленной редакции.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, учитывая указания суда кассационной инстанции, пришел к следующим выводам, которые суд апелляционной инстанции поддерживает, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 контракта, государственный заказчик осуществляет финансирование работ по контракту, заказчик-застройщик осуществляет контроль за выполнением работ, при этом государственный заказчик и заказчик-застройщик оказывает генподрядчику необходимо содействие в выполнении им принятых по контракту обязательств. Из п. 3.1 контракта вытекает, что до получения положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию приблизительная цена контракта определяется на основании расчета цены контракта (приложение N 2 к контракту) в объеме, не превышающем размер бюджетных ассигнований, и составляет 4.112.400.000 рублей, в том числе НДС 18% -627.315.254,24 руб., с распределением финансирования по годам:
* 2013 год - 481.600.000 руб., в том числе НДС 18% - 73.464.406,78 руб.;
* 2014 год - 1.403.300.000 руб., в том числе НДС 18% - 214.062.711,86 руб.;
* 2015 год - 2.227.500.000 руб., в том числе НДС 18% - 339.788.135,59 руб. Источниками финансирования работ по контракту являются - Федеральный бюджет, РЗ-04, ПР-12, ЦСР-1570199, ВР-411, КОСГУ-310.
При этом после получения положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную документацию стороны обязаны заключить дополнительное соглашение к контракту, в котором определят твердую цену контракта на основании заключения государственной экспертизы в пределах бюджетных ассигнований, а график производства работ (приложение N 1 к контракту) и расчет цены контракта (приложение N 2 к контракту) соответственно корректируются. При этом в силу п. 3.4 и 5.2 контракта, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом объема работ и иных условий контракта, причем датой начала работ является 30 июня 2013 года, а датой окончания работ - 30 июня 2015 года (т. 1, л.д. 8). 08 ноября 2013 года между указанными лицами было заключено дополнительное соглашение N 1, по которому абзацы 2 и 3 пункта 3.1 контракта были приняты в следующей редакции:
* 2013 год - 488.917.270 руб., в том числе НДС 18% - 74.580.600,51 руб.;
* 2014 год - 1.395.982.730 руб., в том числе НДС 18% - 212.946.518,14 руб. (т. 1, л.д. 36-37)
15 сентября 2014 года вышеназванными лицами было заключено дополнительное соглашение N 2, согласно которому "государственный заказчик" в лице Федерального космического агентства (Роскосмос) был исключен из числа сторон контракта, а заказчик-застройщик - ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" стал именоваться "заказчиком", к которому в полном объеме перешли функции "государственного заказчика". Кроме того, стороны констатировали в нем и тот факт, что по состоянию на 01.01.2014 года по контракту было профинансировано 488.917.270 руб., а осталось профинансировать 3.623.482.730 руб. При этом по актам о приемке выполненных работ - "0 руб.", а источником финансирования были определены - федеральный бюджет РЗ-04, ПР-12, ЦСР-2152081, ВР-414, КОСГУ-310 (т. 1, л.д. 38-39).
15 апреля 2015 года между ответчиками по делу было заключено дополнительное соглашение N 3, по которому абзацы 2, 3, 4, 5 пункта 3.1 контракта были изложены в следующей редакции:
* 2012 год - 488.917.270 руб., в том числе НДС 18% - 74.580.600,15 руб.;
* 2013 год - 1.160.238.298,43 руб., в том числе НДС 18% - 176.985.503,15 руб.;
* 2015 год - 2.463.244.431,57 руб., в том числе НДС 18% - 375.749.150,58 руб., при этом источники финансирования контракта остались те же (т. 1, л.д. 41-43).
Дополнительным соглашением N 5 от 06 июля 2015 года стороны внесли изменения, касающиеся лишь новых адресов и платежных реквизитов сторон по делу (т. 1, л.д. 51).
30 декабря 2015 года между ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России (генподрядчик) и ФКУ "Дирекция космодрома "Восточный" (заказчик) было заключено дополнительное соглашение N 6, которым п. 3.1 контракта был изложен в следующей редакции: "3.1 Цена контракта составляет 6.184.295.825 рублей 95 копеек, в том числе НДС 18% - 943.367.159 (девятьсот сорок три миллиона триста шестьдесят семь тысяч сто пятьдесят девять) рубля 90 копеек, с распределением финансирования по годам:
2013 год - 488.917.270 рублей, включая НДС 18% - 74.580.600,51 рубля;
2014 год - 1.160.238.298,43 рубля, включая НДС 18% - 176.985.503,15 рубля;
2015 год - 4.535.140.257,52 рубля, включая НДС 18% - 691.801.056,23 рубля, в том числе по источникам финансирования:
* федеральный бюджет, РЗ-04, ПР-12, ЦСР-2152081, ВР-414, КОСГУ-310 -1.392.540.257,52 рубля, включая НДС 18% - 212.421.395,21 рубля;
* финансовые средства, предоставленные из Федерального бюджета в виде субсидии Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2015 N 533 в целях финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий по завершению в 2015 году строительства объектов космодрома "Восточный", предназначенных для запуска космического аппарата ракетой-носителем "Союз-2", КОСГУ-310 - 3.142.600.000 рублей, включая НДС 18% - 479.379.661,02 рубля.".
Цена контракта является твердой и не подлежит изменению в течение срока действия настоящего контракта, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, что оформляется сторонами дополнительными соглашениями к контракту.". Кроме того, был дополнен контракт пунктом 3.6 следующего содержания: "3.6. Цена контракта может быть изменена по предложению заказчика при увеличении предусмотренного контрактом объема работ не более чем на 10 (десять)% или уменьшении предусмотренного контрактом объема работ не более чем на 10 (десять)%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы, исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10 (десять)% цены контракта. При уменьшении предусмотренного контрактом объема работ стороны обязаны уменьшить цену контракта, исходя из цены единицы работ.".
Относительно принятия расчета цены контракта (приложение N 2 к контракту) в редакции дополнительного соглашения (т. 1, л.д. 52-53).
Основанием для заключения дополнительного соглашения N 6, как видно из его текста, для сторон явилось: положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" от 18.08.2015 N 1104-15/ГГЭ-7424/10, пункт 3.1 государственного контракта от 11.07.2013 N 873-ИВ002/13/217, часть 9 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановление Правительства Российской Федерации от 02.07.2015 N 533, постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1245.
В соответствии с условиями данного дополнительного соглашения в пункт 3.1. государственного контракта были внесены изменения и в качестве одного из источников финансирования по контракту указаны финансовые средства, предоставленные из федерального бюджета в виде субсидии ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.07.2015 г. N 533 в размере 3 142 600 000 руб., и цена контракта составляет 6.184.295.825 руб. 95 коп.
В силу пункта 3.1 Контракта (в первоначальной редакции) до получения положительного заключения государственной экспертизы на проектно-сметную Документацию, приблизительная цена контракта составляла 4.112.400 руб.
Заключение государственного контракта на указанных условиях, в том числе касающихся цены Контракта, было согласовано Спецстроем России письмом N 11/6281 от 25.07.2013.
Оспариваемым дополнительным соглашением в п. 3.1. Контракта внесены изменения, касающиеся общей стоимости выполняемых работ и порядка их оплаты.
Спорным дополнительным соглашением, цена контракта увеличилась на 2.071.895 руб. 95 коп., а также изменено распределение финансирования по годам (как и в предыдущих дополнительных соглашениях N 1, 2, 3), а в 2015 г. изменено распределение финансирования по источникам финансирования: величина в размере 3.142.600.000 руб. погашается за счет субсидии, выделяемой ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Снецстрое России" в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2015 N 533 "О предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства но территории Дальневосточного федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ и пункту 3.3. Устава (в редакции изменений к уставу от 24.11.2008) размер уставного фонда ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" составляет 500 006,34 руб.
Учитывая изложенное, все сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 50 000,63 руб., являются крупными и подлежат согласованию с собственником предприятия.
Следовательно, Дополнительное соглашение от 30.12.2015 N6 к Государственному контракту N873-ИВ002/13/217 от 11.07.2013 является крупной сделкой.
По смыслу ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Дополнительное соглашение от 30.12.2015 N 6 к Государственному контракту от 11.07.2013 N 873-ИВ 004/13/218 для ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" является крупной сделкой и должно согласовываться со Спецстроем России.
Спецстрой России как распорядитель субсидии не согласовывал ее использование в счет оплаты работ по контракту (письмо N 11/6281 от 25 июля 2015 года, исходя из его буквального содержания, таким согласием не является).
То есть оспариваемое дополнительное соглашение с собственником предприятия не согласовывалось, Спецстроем России данная сделка не одобрялась, что свидетельствует о ее недействительности.
Кроме того, стороны, заключившие спорное дополнительное соглашение, не располагали достаточными полномочиями на распоряжение средствами субсидии, доведенной названным выше Постановлением Правительства Российской Федерации, для целей расчета по государственному контракту, тем более, что как усматривается из текста оспариваемого дополнительного соглашения, основанием для его заключения ответчиками по делу явилось положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" и ч. 9 ст. 22 Закона о контрактной системе, предусматривающее проектно-сметный метод формирования цены государственного контракта при его заключении. Заключив дополнительное соглашение N 6 от 30.12.2015 года, которым цена контракта была увеличена без согласования собственника предприятия, ответчики создали для последнего финансовые обязательства по государственному контракту, который им лично не заключался, что приведет к возникновению у него убытков или иных неблагоприятных последствий.
Вопреки доводам ФКУ "ДК "Восточный", Госкорпорации "Роскосмос" спорным дополнительным соглашением изменено не только распределение финансирования по годам и источникам финансирования, но и значительно увеличена цена контракта без согласования собственника предприятия, что свидетельствует о недействительности этого соглашения.
На основании вышеизложенного, вопреки доводам апелляционных жалоб, суд первой инстанции, выполнил указания суда кассационной инстанции и исследовав имеющие значение для дела обстоятельства, полно, детально, подробно, достоверно описав представленные в материалы дела доказательства, верно оценил в порядке ст.71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, правильно применив нормы материального, процессуального права сделал выводы, соответствующие обстоятельствам дела, принял по делу правомерный и обоснованный судебный акт, досконально описав необходимые обстоятельства дела, согласно которым сделал правильные выводы.
Апелляционная коллегия отмечает, что суд первой инстанции достоверно установил отсутствие в материалах дела доказательств согласования Спецстроем России оспариваемого Дополнительного соглашения N 6.
Стороны, заключившие Дополнительное соглашение N 6, без согласования Спецстроя России изменили цену Государственного контракта и порядок финансирования Государственного контракта, согласовав оплату выполненных работ за счет субсидии, выделенной Ответчику 1 на другие цели.
Денежные средства, предоставленные Ответчику 1 в виде субсидии из федерального бюджета, были выделены на выполнение работ, не предусмотренных сметой Государственного контракта.
Указанное обстоятельство подтверждается соглашением N 1 от 03.06.2015 г., заключенным Ответчиком 1 и Спецстроем России во исполнение постановления Правительства РФ N 533 от 02.06.2015 г. (далее - Соглашение N1).
Пунктом 1.3 Соглашения N 1 и приложением N 2 к указанному соглашению предусмотрен перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляется субсидия.
Согласно приведенным условиям Соглашения N 1 средства субсидии предоставлялись Ответчику 1 для оплаты затрат, превышающих смету, а также непредвиденных затрат (например, выполнение работ за подрядчиков-банкротов и т.п.).
В указанном приложении к Соглашению N 1 отсутствуют сведения о предоставления субсидии с целью оплаты выполненных работ по Государственному контракту, предусмотренных сметой.
В соответствии с условиями предоставления субсидии денежные средства были предоставлены Ответчику 1 с целью финансового обеспечения затрат, связанных с реализацией мероприятий по завершению строительства объектов космодрома "Восточный" в 2015 году.
Неиспользованная в 2015 году субсидия была возвращена и не может быть восстановлена для перечисления Ответчику 1.
Однако, Ответчиком 2 не оплачиваются работы по Государственному контракту, принятые им не только в 2015 г., но и принятые в 2016-2017 гг.
Таким образом, заключение оспариваемой сделки повлекло негативные имущественные последствия для Ответчика 1 в виде отсутствия оплаты выполненных и принятых заказчиком работ.
При установленных выше обстоятельствах, коллегия судей полагает правомерным вывод суда первой инстанции о недействительности Дополнительного соглашения N 6, как крупной сделки заключенной без соответствующего согласования.
При таких обстоятельствах принятое по настоящему делу судебное решение является законным, обоснованным и мотивированным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Расходы по оплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы распределяются согласно ст.110 АПК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.05.2019 по делу N А40-116147/16 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Судьи |
И.А. Титова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-116147/2016
Истец: Спецстрой России
Ответчик: ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России, ФКУ " Дирекция космодрома " Восточный ", ФКУ "ДК "Восточный"
Третье лицо: Минобороны России
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13175/17
28.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13175/17
09.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-42892/19
30.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-116147/16
21.11.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13175/17
24.05.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11824/17
30.11.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-116147/16