г. Москва |
|
24 декабря 2019 г. |
Дело N А40-202045/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Григорьевой И.Ю.,
судей Ананьиной Е.А., Шевченко Е. Е.,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен,
от заинтересованных лиц:
Территориального отдела по Тульской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - не явился, извещен,
Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии - не явился, извещен,
рассмотрев 17 декабря 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
на решение от 23 ноября 2018 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Кукиной С.М.,
на постановление от 03 сентября 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Красновой Т.Б., Бекетовой И.В., Свиридовым В.А.,
по делу N А40-202045/18,
по заявлению открытого акционерного общества "Шелл Нефть"
к Территориальному отделу по Тульской области Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Центральному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии,
о признании незаконными и отмене постановления по делу N 342ю/2/215 от 08 июня 2018 года, о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ и решения от 02 августа 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Шелл Нефть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением к Территориальному отделу по Тульской области ЦМТУ Росстандарта (далее - далее - ТО ЦМТУ Росстандарта по Тульской области), Центральному межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ЦМТУ Росстандарта) о признании незаконными и отмене постановления по делу N 342ю/2/215 от 08 июня 2018 года и решения от 02 августа 2018 года.
Решением от 23 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2019 года, суд признал незаконными оспариваемые постановление и решение в части размера штрафа, превышающего 500 000 руб., и снизил размер административного штрафа до 500 000 руб., в остальной части оспариваемые постановление и решение оставлены без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ЦМТУ Росстандарта обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм права.
Представители сторон в судебное заседание не явились, считаются извещенными в соответствии со статьями 121-123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства; дело в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ рассматривается в их отсутствие. От общества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, суд, руководствуясь статьей 159 АПК РФ, удовлетворил ходатайство. На кассационную жалобу представлен письменный отзыв, в котором заявитель просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, постановлением ТО ЦМТУ Росстандарта по делу об административном правонарушении N 342ю/2/215 от 08 июня 2018 года, оставленным без изменения решением ЦМТУ Росстандарта от 02 августа 2018 года, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 877 069 руб. за нарушение требований ТР ТС 013/2011 в части несоответствия этим требованиям характеристик дизельного топлива (дизельное ЕВРО, сорт Е, межсезонное, экологического класса К5 (ДТ-Е-К5)), что могло создать угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни, здоровью животных и растений. Также заявителю было выдано предписание об устранении нарушений N342-1-2/215 от 10 апреля 2018 года и предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда N 342-2-2/215 от 10 апреля 2018 года.
Не согласившись с данными постановлением и решеием, заявитель обратился в суд.
Суды, рассмотрев заявление, пришли к выводу о том, что сумма штрафа административным органом рассчитана неверно, без учета требований пункта 3 примечания к статье 14.43.1 КоАП РФ, сумма штрафа подлежит расчету исходя из выручки правонарушителя, полученной от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза на конкретном объекте, в связи с чем размер штрафа снижен до 500 000 рублей.
Выводы судов сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) или продавцом требований технического регламента о требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного и авиационного бензина, дизельного и судового топлива, топлива для реактивных двигателей и мазута.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объектом правонарушения являются охраняемые государством правоотношения в сфере технического регулирования, то есть правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании)).
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение требований ТР ТС 013/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 826. Объектами ТР ТС 013/2011 являются, в том числе, автомобильный бензин, дизельное и судовое топливо. В силу пункта 4.4 статьи 4 ТР ТС 013/2011 дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к ТР ТС 013/2011.
Отношения, связанные с применением и исполнением обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации регулируются Законом о техническом регулировании.
Пунктом 1 статьи 36 Закона о техническом регулировании установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что факт нарушения обществом требований ТР ТС 013/2011 подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении N 342ю/2/215 от 13 апреля 2018 года, актом проверки N342/215 от 10 апреля 2018 года, предписанием об устранении нарушений N 342-1-2/215 от 10 апреля 2018 года; предписанием о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда N 342-2- 2/215 от 10 апреля 2018 года; протоколом испытаний N 407/9-5нп от 23 марта 2018 года, протоколом испытаний N 416/9-5нп от 23 марта 2018 года экспертным заключением N58 от 29 марта 2018 года, выданным экспертной организацией ФБУ "Тульский ЦСМ"; протоколом испытаний Коломенского филиала ФБУ "ЦСМ Московской области" N 458 от 17 мая 2018 года; экспертным заключением от 17 мая 2018 года, выданным экспертной организацией ФБУ "ЦСМ Московской области" и обществом не опровергнут.
На основании изложенного суды пришли к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ.
В части размера назначенного административного штрафа, судами указано следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. Санкцией части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ, совершение юридическим лицом действий, изложенных в диспозиции данной нормы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно пункту 3 примечания к указанной статье, для исчисления размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 или 3 настоящей статьи, используется сумма выручки правонарушителя, полученная от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", на конкретном объекте, на котором установлен факт административного правонарушения.
Судами установлено, что для целей расчета административного штрафа ТО ЦМТУ Росстандарта по Тульской области исходил из суммы выручки от реализации моторного топлива на АЗС за 2017 год, без учета НДС 287 706 947,85 руб.
В то же время, суды пришли к выводу, что такой расчет противоречит указанным положениям пункта 3 примечания к статье 14.43.1 КоАП РФ, поскольку размер штрафа должен рассчитываться исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза.
Положения пункта 3 примечания к статье 14.43.1 КоАП РФ не содержат указания, что используется сумма выручки от реализации всех видов топлива, реализуемых на конкретном объекте. Из буквального текста означенной нормы следует, что используется сумма выручки правонарушителя, полученная от реализации топлива, являющегося объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", на конкретном объекте. Согласно определениям, содержащимся в пункте 2.1 ТР ТС 013/2011 и автомобильный бензин, и дизельное топливо являются отдельными наименованиями топлива. В соответствии с пунктом 3.2 статьи 3 "Требования к обращению топлива на рынке" ТР ТС 013/2011 при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о наименовании и марке топлива.
Таким образом, суды пришли к выводу, что поскольку административным органом были выявлены нарушения при реализации именно дизельного топлива, следовательно, сумма штрафа должна рассчитываться исходя из суммы выручки от реализации именно дизельного топлива, в то время как несоответствие требований ТР ТС 013/2011 в части бензинового топлива ответчиком выявлено не было.
Руководствуясь изложенным и учитывая, что сумма выручки от реализации дизельного топлива за 2017 год на АЗС без учета НДС составила 26 333 711,19 руб., судами, соответственно, рассчитано, что 1% от суммы выручки дизельного топлива за 2017 год без учета НДС составил 263 337,1 руб.
В связи с тем, что санкцией части 2 статьи 14.43.1 КоАП РФ размер административного штрафа должен быть не менее пятисот тысяч рублей, а оснований для снижения размера штрафа меньше меньшего предела, судами не установлено, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного обществу наказания, и снижении размера штрафа до 500 000 руб.
Доводы ЦМТУ Росстандарта, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права и направлены на переоценку сделанных судами выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23 ноября 2018 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 сентября 2019 года по делу N А40-202045/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И. Ю. Григорьева |
Судьи |
Е. А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.