город Москва |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А41-34468/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Григорьевой И.Ю.,
при участии в заседании:
от истца: Пастухова Е.Ю., удостоверение от 19.01.2018;
от ответчиков: от ООО "ТТК-Абрамцево": Ерохина А.И., доверенность от 19.09.2019; Павликова М.А., доверенность от 10.04.2019; от Администрации городского округа Балашиха: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: от Минприроды России: Подвигина А.Ю., доверенность от 20.12.2018; от ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров": Богобиев А.А., доверенность от 01.11.2019; от ТУ Росимущества в Московской области: Ветрова В.Е., доверенность от 01.04.2019; от Управления Росреестра по Московской области, ООО "Комплекс", ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Московской области: представители не явились, извещены;
рассмотрев 18 декабря 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - ООО "ТТК-Абрамцево"
на решение от 03 июня 2019 года
Арбитражного суда Московской области,
на постановление от 30 сентября 2019 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-34468/18
по иску заместителя прокурора Московской области
об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков
к ООО "ТТК-Абрамцево", Администрации городского округа Балашиха,
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, ООО "Комплекс", Минприроды России, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", ТУ Росимущества в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "ТТК-Абрамцево" и Администрации городского округа Балашиха (далее - Администрация) об истребовании из незаконного владения ООО "ТТК-Абрамцево" в собственность Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Московской области в постоянное бессрочное пользование ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:37, земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:38, расположенных по адресу: Московская область, Балашихинский район, 104 км МКАД, отнесенных к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" с видом разрешенного использования "для размещения автомобильной парковки".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, ООО "Комплекс", Минприроды России, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", ТУ Росимущества в Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2019 года решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ТТК-Абрамцево" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление суда апелляционной инстанции полностью и изменить мотивировочную часть решения в части отказа в применении срока исковой давности (с абзаца 11 страницы 7 по абзац 1 страницы 8 решения) и применить срок исковой давности в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Ответчик - Администрация городского округа Балашиха и третьи лица - Управления Росреестра по Московской области, ООО "Комплекс" и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала Московской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Отзыв Минприроды России на кассационную жалобу, поступивший в Арбитражный суд Московского округа через систему "Мой арбитр", к материалам дела не приобщен и подлежит возврату Минприроды России в связи с допущенными нарушениями части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не был направлен лицам, участвующим в деле. В связи с тем, что данный отзыв подан в электронном виде, то на бумажном носителе он возврату не подлежит.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ответчика - ООО "ТТК-Абрамцево" поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители истца и третьих лиц - Минприроды России, ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров", ТУ Росимущества в Московской области возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены постановления суда апелляционной инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, на территории Московской области находятся следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 50:15:0040106:37, общей площадью 0,4930 га, относящийся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, вид разрешенного использования для размещения автомобильной парковки;
- с кадастровым номером 50:15:0040106:38, общей площадью 0,8221 га, относящийся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, вид разрешенного использования для размещения автомобильной парковки.
Данные участки находятся в аренде ООО "ТТК-Абрамцево" на основании договоров аренды, заключенных с Администрацией.
15.06.2011 между Администрацией и ООО "Комплекс" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:37 N 124-П сроком до 31.05.2060.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области.
29.07.2013 между ООО "Комплекс" и ООО "ТТК-Абрамцево" заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды от 15.06.2011 N 124-П, по которому все права и обязанности, вытекающие из договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:37, от ООО "Комплекс" перешли к ООО "ТТК-Абрамцево".
15.06.2011 между Администрацией и ООО "Комплекс" заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:38 N 126-П сроком до 31.05.2060.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области.
29.07.2013 между ООО "Комплекс" и ООО "ТТК-Абрамцево" заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды от 15.06.2011 N 126-П, по которому все права и обязанности, вытекающие из договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:38, от ООО "Комплекс" перешли к ООО "ТТК-Абрамцево".
Обращаясь в арбитражный суд с иском, истец сослался на то, что указанные земельные участки находятся в аренде у ООО "ТТК-Абрамцево" в отсутствие законных на то оснований.
Суд апелляционной инстанции отметил, что в обоснование требований истец указал на следующее.
Согласно кадастровой выписке, являющейся приложением к договору аренды земельного участка от 15.06.2011 N 124-П, в графе "Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий" указано, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040106:37 частично входит в зону "Особо охраняемая природная территория федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров".
Согласно кадастровой выписке, являющейся приложением к договору аренды земельного участка от 15.06.2011 N 126-П, в графе "Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий" указано, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040106:38 полностью входит в зону "Особо охраняемая природная территория федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров".
Таким образом, истец пришел к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0040106:37, 50:15:0040106:38 расположены в границах особо охраняемой природной территории федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров"; указанные земельные участки были предоставлены в аренду ООО "Комплекс" и впоследствии ООО "ТТК-Абрамцево" без наличия на то законных оснований, выбыли из владения собственника помимо его воли и подлежат истребованию.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Заместителем прокурора Московской области требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о включении спорных земельных участков в зону особо охраняемой природной территории Национального парка "Лосиный остров" или в зону, для которой установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что апелляционный суд пришел к обоснованному выводу о том, что судом первой инстанции не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемых договоров аренды), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Исходя из содержаний статьи 29 ЗК РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с положениями статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 95 ЗК РФ, земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу положений пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Соответственно, исходя из норм действовавшего в момент заключения спорных договоров аренды земельных участков законодательства, земельные участки, расположенные в границах национальных парков, в силу прямого указания закона находятся в федеральной собственности, за исключением отдельных случаев, когда в границах национальных парков располагаются земельные участки иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель национальных парков.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, границы национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны установлены совместным решением Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров" (Бабушкинский, Куйбышевский и Сокольнический районы г. Москвы, Балашихинский и Мытищинский районы Московской области - лесопарковый защитный пояс г. Москвы)".
В дальнейшем на основании решения Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988 N 2130-1344 "Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшении содержания этого парка", постановления Совета Министров СССР от 31.08.1989 N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров", постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" (далее - Постановление N 295) и постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" (далее - Постановление N 235-113) границы природного национального парка были расширены.
Постановлением Главы Администрации Балашихинского района Московской области от 16.02.1995 N 163, во исполнение Постановления N 295, Постановления N 235-113, утверждены границы Государственного природного национального парка "Лосиный остров" (далее - ГПНП "Лосиный остров").
Из пункта 3 указанного постановления следует, что площадь ГПНП "Лосиный остров" составляет 4.993,6 га, в том числе земли ГПНП "Лосиный остров" - 4.521,4 га, земли участков постороннего пользования - 472,2 га, в том числе: Акуловский гидроузел - 122,5 га; АОЗТ "1-е Мая" - 91,3 га; Пехра-Покровская сельская администрация - 156,69 га; земли бывшего п/л "Орбита" - 4,5 га; земли бывшего п/л "Полет" - 4,4 га; п/л завода "Рубин" - 5,3 га; о/т "Восток" - 5,0 га; - с/т "Сокольники" - 11,4 га; земли Минобороны России - 70,9 га.
На указанный земельный участок за ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" в дальнейшем было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, о чем 24.04.2003 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена регистрационная запись за номером 50-01/00-02/2003-237.1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2003.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк "Лосиный остров".
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2010 N 232 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Лосиный остров" (далее - Приказ N 232) утверждено Описание границ охранной зоны национального парка "Лосиный остров", а также Состав и описание границ функциональных зон и карта-схема функционального зонирования.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 N 305-КГ14-4322 по делу N А41-40555/13.
С целью проверки довода истца о включения спорных участков в границу Национального парка "Лосиный остров" определением Арбитражного суда Московской области от 24.12.2018 по настоящему делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Р-ВЦ" Константинову А.Ю.
На разрешение эксперта арбитражным судом поставлены следующие вопросы:
1. Входят ли земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0040106:37, 50:15:0040106:38 в зону с особыми условиями использования Национального парка "Лосиный остров"?
2. В случае положительного ответа на первый вопрос, определить площадь вхождения (наложения) земельных участков с кадастровыми номерами 50:15:0040106:37, 50:15:0040106:38 в зону с особыми условиями использования Национального парка "Лосиный остров".
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно представленному в материалы дела заключению ООО "Р-ВЦ" следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040106:38 полностью (площадью 8.221 кв.м) входит в состав зоны с особыми условиями использования территории Национального парка "Лосиный остров"; земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040106:37 частично (площадью 4.413 кв.м) входит в состав зоны с особыми условиями использования территории Национального парка "Лосиный остров".
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение ООО "Р-ВЦ", апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что оно оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сведения.
Экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют.
В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства.
Экспертом обоснованы выбранные им методы исследования.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение ООО "Р-ВЦ" является недостаточно ясным и полным, в материалы дела не представлены.
Экспертное заключение подписано экспертом.
Эксперт Константинов А.Ю. предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При назначении экспертизы отвод эксперту никем из участвующих в деле лиц не заявлен.
Обстоятельств, связанных с заинтересованностью эксперта Константинова А.Ю. по отношению к кому-либо из участников спора, апелляционным судом не установлено.
При этом, суд апелляционной инстанции установил, что кроме экспертного заключения ООО "Р-ВЦ" факт вхождения спорных земельных участков в границы Национального парка "Лосиный остров" подтверждается следующими доказательствами.
По земельному участку с кадастровым номером 50:15:0040106:37:
- постановлением Администрации городского округа Балашиха от 17.03.2011 N 277/5-ПА "Об отнесении к категории земель земельного участка" содержит сведения о вхождении земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:37 в границы Национального парка "Лосиный остров";
- договором аренды земельного участка от 15.07.2011 N 124-П, договор уступки прав и обязанностей к данному договору содержит сведения о вхождении спорного земельного участка в границы Национального парка "Лосиный остров";
- кадастровым паспортом указанного земельного участка от 06.06.2011 N МО-11/ЗВ/1-246527, где содержатся сведения, что земельный участок частично входит в зону "особо охраняемая природная территория федерального значения - Национального парка "Лосиный остров". На листе 3 кадастрового паспорта имеется план (чертеж, схема) земельного участка с указанием границ участка и особо охраняемой природной территории;
- выписками из ЕГРН от 11.08.2017, от 05.04.2018, от 19.09.2018 на спорный земельный участок в составе описания частей участка, сформированных в результате наложенных ограничений или обременений, указано ограничение прав в соответствии со статьей 56 ЗК РФ на территории особо охраняемой природной территории федерального значения - Национального парка "Лосиный остров";
- проект границ спорного земельного участка для размещения автомобильной парковки, также содержит сведения о вхождении участка в границы Национального парка "Лосиный остров".
По земельному участку с кадастровым номером 50:15:0040106:38:
- постановление Администрации городского округа Балашиха от 17.03.2011 N 279/5-ПА "Об отнесении к категории земель земельного участка" содержит сведения о вхождении земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:38 полностью в границы Национального парка "Лосиный остров";
- договор аренды земельного участка от 15.06.2011 N 126-П, договор уступки прав и обязанностей к данному договору содержат сведения о вхождении спорного земельного участка в границы Национального парка "Лосиный остров";
- кадастровый паспорт земельного участка от 14.06.2011 N МО-11/ЗВ/1-263713, в соответствии с которым сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (лист 2) содержатся сведения, что данный земельный участок полностью входит в зону "Особо охраняемая природная территория федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров";
- выписки из ЕГРН от 11.08.2017, от 05.04.2018, от 19.09.2018 на спорный земельный участок в составе описания частей участка указано, что весь участок расположен на территории особо охраняемая природная территория федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров" (ЗООУИТ 50.15.2.1);
- межевой план, подготовленный на земельный участок кадастровым инженером Шильцевым И.Г. от 31.03.2011 по заказу ООО "Комплекс", в составе которого кадастровый инженер формирует часть земельного участка и указывает, что весь земельный участок включен в границы Национального парка "Лосиный остров";
- заключение об установлении ограничений (обременений) пользования и сервитутах земельного участка, подготовленного Администрацией, в котором указано о необходимости включения в правоудостоверяющие документы записи об ограничении в пользовании в связи с тем, что весь участок расположен в границах территории Национального парка "Лосиный остров";
- "Проект границ земельного участка" для размещения автомобильной парковки, где также указано, что земельный участок входит в границы Национального парка "Лосиный остров".
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ), границы зон с особыми условиями использования территорий в частности границы особо охраняемых природных территорий, сведения о которых внесены в ЕГРН, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, об особо охраняемых природных территориях, индивидуальные обозначения таких зон и территорий.
Границы Национального парка "Лосиный остров" 31.05.2011 внесены в ЕГРН - как "зона с особыми условиями использования - особо охраняемая природная территория федерального значения - НП "Лосиный остров" за N 50.15.2.1 на основании письма Роснедвижимости от 17.07.2008 N ВК/3125.
Регистрирующий орган, внеся данные сведения, не устанавливал вновь и не изменял границы национального парка, то есть его действия носили учетный характер с целью приведения границ парка в соответствии с действующими характеристиками.
Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос законности внесения в ГКН сведений о границах зоны с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ) Лосиный остров, указал, что в форме сведений о ЗОУИТ Лосиный остров в ГКН внесены именно сведения о границах Национального парка "Лосиный остров" (определения от 19.02.2015 N 305-КГ14-4322 дело N А41-40555/13 и от 18.04.2016 N 305-КГ15-17697 дело N А41-21377/14).
Хотя положения статей 95, 105 ЗК РФ разделяют понятия "земли особо охраняемых природных территорий" и "зоны с особыми условиями использования территорий", однако статья 105 ЗК РФ введена в действие Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступила в действие с 04.08.2018.
На момент внесения сведений о границах особо охраняемой природной территории - Национального парка "Лосиный остров" в ГКН (в настоящий момент ЕГРН) действовали положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), который не разделял понятия "земли особо охраняемых природных территорий" и "зоны с особыми условиями использования территорий".
Так, в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о кадастре, государственный кадастр недвижимости являлся систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Порядок внесения в ГКН сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий регламентировался статьей 15 Закона о кадастре.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о кадастре, сведения о границах зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в ГКН на основании документов, предоставленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении такой зоны.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, содержащиеся в ЕГРН сведения о зоне с особыми условиями использования территории "особо охраняемая природная территория федерального значения Национальный парк "Лосиный остров" являются сведения о границах Национального парка "Лосиный остров".
Поскольку процедура внесения сведений о границах Национального парка "Лосиный остров" в ЕГРН носит учетный характер, не изменяет и не устанавливает правовой режим данной территории, то форма внесения указанных сведений (как о зоне с особыми условиями использования территорий) не изменяет правовой режим, установленный нормативными правовыми актами об определении границ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону N 33-ФЗ, под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В силу пунктов 2, 4, 5 статьи 2, статьи 12 Федерального закона N 33-ФЗ, национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона N 33-ФЗ, управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769, земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается.
Статьей 27 ЗК РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности муниципальных образований. Оборотоспособность таких земельных участков ограничивается либо в связи с отнесением их к изъятым из оборота, либо в связи с отнесением их к ограниченным в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Из положений подпункта 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ следует, что расположенные в национальных парках земельные участки являются изъятыми из оборота.
Пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ установлено, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Положения статьи 17 Федерального закона N 33-ФЗ, являющиеся специальными по отношению к общим правилам статьи 27 ЗК РФ, предусматривают, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 3 статьи 17 Федерального закона N 33-ФЗ, особенности подготовки договоров аренды указанных в пункте 1 настоящей статьи земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 3 Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 (далее - Порядок), границы земельного участка, образуемого в целях заключения договора аренды, определяются в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованной дирекцией соответствующего национального парка.
В силу пункта 4 Порядка, подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или до принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды.
В пункте 5 Порядка указано, что проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.
Положения статьи 17 Федерального закона N 33-ФЗ, соотносятся с основными задачами национальных парков, к которым статья 13 Федерального закона N 33-ФЗ относит также создание условий для регулируемого туризма и отдыха, а также экологическое просвещение населения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков, расположенных в границах национальных парков, исключительно для осуществления рекреационной деятельности и с соблюдением специального порядка предоставления земельных участков в аренду.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что апелляционный суд пришел к правомерному выводу о том, что Администрация предоставила в аренду спорные земельные участки, не обладая полномочиями по распоряжению федеральной собственностью и в нарушение норм действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции отметил, что в ходе судебного разбирательства ответчиком ООО "ТТК-Абрамцево" заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года.
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" определено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Поскольку настоящий иск подан в защиту государственного имущества, функции по распоряжению и управлению которым возложены на Росимущество и его территориальные органы, то по данному иску необходимо выяснить, когда о нарушенном праве узнало Росимущество или другие уполномоченные органы, осуществлявшие функции собственника государственного имущества до момента образования Росимущества.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, истец обратился в арбитражный суд 08.05.2018, доказательств того, что Росимуществу или Прокуратуре Московской области стало известно о нарушенном праве ранее 08.05.2015, в материалах дела не имеется.
Апелляционному суду такие доказательства также не представлены.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции правомерно отклонены доводы ООО "ТТК-Абрамцево" о пропуске истцом срока исковой давности.
Таким образом, доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятого по настоящему делу постановления апелляционного суда.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2019 года по делу N А41-34468/18 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "ТТК-Абрамцево" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.