г. Москва |
|
30 сентября 2019 г. |
Дело N А41-34468/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Семушкиной В.Н., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Гумашвили М.А.,
при участии в заседании:
от Заместителя прокурора Московской области: Крапивина Ю.П., удостоверение N 221022,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров": Афанасьева Ю.Н., по доверенности от 30.07.2019,
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: Геворков И.С., по доверенности от 31.01.2019,
от ООО "ТТК-Абрамцево": Ерохина А.И., Лысова Ю.А., по доверенности от 19.09.2019., Павликова М.А., по доверенности от 10.04.2019,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Комплекс": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области: Тер-Газарян А.Р., по доверенности от 17.01.2019,
от ФГБУ "ФКП Росреестра": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации городского округа Балашиха: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы: Заместителя прокурора Московской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный парк "Лосиный остров", Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ООО "ТТК-Абрамцево" на решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2019, принятое судьей Гриневой А.В., по делу N А41-34468/18 по исковому заявлению Заместителя прокурора Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "ТТК-Абрамцево", Администрации городского округа Балашиха об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:37, 50:15:0040106:38,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Комплекс", Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Московской области обратился в арбитражный суд к Обществу с ограниченной ответственностью "ТТК-Абрамцево" и Администрации городского округа Балашиха с иском об истребовании из незаконного владения ООО "ТТК-Абрамцево" в собственность Российской Федерации в лице ТУ Росимущества по Московской области в постоянное бессрочное пользование ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:37, земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:38, расположенных по адресу: Московская область, Балашихинский район, 104 км МКАД, отнесенные к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" с видом разрешенного использования "для размещения автомобильной парковки".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Московской области, Общество с ограниченной ответственностью "Комплекс", Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров", ТУ ФАУГИ в Московской области и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 03.06.2019 в иске оказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Заместитель прокурора Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Лосиный остров" и Министерство природных ресурсов подали апелляционные жалобы, в которых просят его отменить и удовлетворить исковые требования.
ООО "ТТК-Абрамцево" также подало апелляционную жалобу, в которой не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что срок исковой давности истцом не пропущен.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали свои правовые позиции.
Дело рассмотрено в соответствии с нормами ст. ст. 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Общества с ограниченной ответственностью "Комплекс", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала Московской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на территории Московской области находятся следующие земельные участки:
- с кадастровым номером 50:15:0040106:37, общей площадью 0,4930 га, относящийся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, вид разрешенного использования для размещения автомобильной парковки;
- с кадастровым номером 50:15:0040106:38, общей площадью 0,8221 га, относящийся к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения, вид разрешенного использования для размещения автомобильной парковки. Данные участки находятся в аренде ООО "ТТК-Абрамцево" на основании договоров аренды, заключением с Администрацией городского округа Балашиха
15.06.2011 между администрацией г.о. Балашиха и ООО "КОМПЛЕКС" заключен договор аренды данного земельного участка N 124-П сроком до 31.05.2060.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области.
29.07.2013 между ООО "КОМПЛЕКС" и ООО "ТТК-Абрамцево" заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды от 15.06.2011 N 124-П, по которому все права и обязанности, вытекающие из договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:37 от ООО "КОМПЛЕКС" перешли к ООО "ТТК-Абрамцево".
15.06.2011 между администрацией г.о. Балашиха и ООО "КОМПЛЕКС" заключен договор аренды данного земельного участка N 126-П сроком до 31.05.2060.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Московской области. 29.07.2013 между ООО "КОМПЛЕКС" и ООО "ТТК-Абрамцево" заключен договор уступки прав и обязанностей по договору аренды от 15.06.2011 N 126-П, по которому все права и обязанности, вытекающие из договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:38 от ООО "КОМПЛЕКС" перешли к ООО "ТТКАбрамцево".
Обращаясь с настоящим иском, истец указал, что указанные земельные участки находятся в аренде у ООО "ТТК-Абрамцево" в отсутствие законных на то оснований.
В обоснование требований истец указал на следующее.
Согласно кадастровой выписке, являющейся приложением к договору аренды земельного участка от 15.06.2011 N 124-П, в графе "Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий" указано, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040106:37 частично входит в Зону "Особо охраняемая природная территория федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров".
Согласно кадастровой выписке, являющейся приложением к договору аренды земельного участка от 15.06.2011 N 126-П, в графе "Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий" указано, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040106:38 полностью входит в Зону "Особо охраняемая природная территория федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров".
Таким образом, истец пришел к выводу о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0040106:37, 50:15:0040106:38 расположены в границах особо охраняемой природной территории федерального значения - Национальный парк "Лосиный остров"; указанные земельные участки были предоставлены в аренду ООО "КОМПЛЕКС" и впоследствии ООО "ТТК-Абрамцево" без наличия на то законных оснований, выбыли из владения собственника помимо его воли и подлежат истребованию.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Заместителем прокурора Московской области требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии доказательств, свидетельствующих о включении спорных земельных участков в зону особо охраняемой природной территории Национального парка "Лосиный остров" или в зону, для которой установлен дифференцированный режим особой охраны с учетом природных, историко-культурных и иных особенностей.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемых договоров аренды), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.
Исходя из содержания статьи 29 ЗК РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с положениями статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, за исключением таких земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности муниципальных образований, граждан и юридических лиц либо предоставленных физическим или юридическим лицам на ином вещном праве;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В силу положений пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров аренды), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 95 ЗК РФ, земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.
Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу положений пункта 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Соответственно, исходя из норм действовавшего в момент заключения спорных договоров аренды земельных участков законодательства, земельные участки, расположенные в границах национальных парков, в силу прямого указания закона находятся в федеральной собственности, за исключением отдельных случаев, когда в границах национальных парков располагаются земельные участки иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель национальных парков.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, границы национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны были установлены совместным решением исполнительных комитетов Московского областного и Московского городского Совета народных депутатов от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров".
В дальнейшем на основании решения Исполнительных комитетов Московского городского и Московского областного Совета народных депутатов от 10.10.1988 N 2130-1344 "Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшения содержания этого парка", постановления Совета Министров СССР от 31.08.1989 N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров" и Постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров", Постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" границы природного национального парка были расширены.
Постановлением Главы администрации Балашихинского района Московской области от 16.02.1995 N 163, во исполнение постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии ГПНП "Лосиный остров", совместного постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235-113 "О дальнейшем развитии государственного природного национального парка "Лосиный остров", утверждены границы Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Из пункта 3 указанного постановления следует, что площадь ГПНП "Лосиный остров" составляет 4993,6 га, в том числе земли ГПНП "Лосиный остров" - 4521,4 га, земли участков постороннего пользования - 472,2 га, в том числе: Акуловский гидроузел - 122,5 га; АОЗТ "1-е Мая" - 91,3 га; Пехра-Покровская сельская администрация - 156,69 га; земли бывшего п/л "Орбита" - 4,5 га; земли бывшего п/л "Полет" - 4,4 га; п/л завода "Рубин" - 5,3 га; о/т "Восток" - 5,0 га; - с/т "Сокольники" - 11,4 га; земли Министерства обороны - 70,9 га.
На указанный земельный участок за ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" в дальнейшем было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования, о чем 24.04.2003 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена регистрационная запись за номером 50-01/00-02/2003-237.1, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2003.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.06.2010 N 232 "Об утверждении положения о Федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Лосиный остров" утверждено описание границ охранной зоны национального парка "Лосиный остров", а также состав и описание границ функциональных зон и карта-схема функционального зонирования.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда от 19.02.2015 N 305-КГ14-4322.
С целью проверки довода истца о включения спорных участков в границу национального парка "Лосиный остров" определением Арбитражного суда Московской области от 24.12.2018 по настоящему делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Р-ВЦ" Константинову Алексею Юрьевичу.
На разрешение эксперта арбитражным судом поставлены следующие вопросы:
1. Входят ли земельные участки с кадастровыми номерами 50:15:0040106:37, 50:15:0040106:38 в зону с особыми условиями использования национального парка "Лосиный остров"?
2. В случае положительного ответа на первый вопрос, определить площадь вхождения (наложения) земельных участков с кадастровыми номерами 50:15:0040106:37, 50:15:0040106:38 в зону с особыми условиями использования национального парка "Лосиный остров".
В материалы дела представлено заключение ООО "Р-ВЦ".
Из указанного заключения следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040106:38 полностью (площадью 8221 кв.м) входит в состав зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Лосиный остров"; земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040106:37 частично (площадью 4413 кв.м) входит в состав зоны с особыми условиями использования территории национального парка "Лосиный остров".
Оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экспертное заключение ООО "Р-ВЦ", арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что оно оформлено в соответствии с требованиями статей 82, 83, 86 АПК РФ, в нем отражены все предусмотренные частью 2 статьи 86 АПК РФ сведения.
Экспертное заключение основано на материалах дела, является ясным и полным, противоречия в выводах эксперта отсутствуют.
В экспертном заключении содержатся ответы на поставленные судом вопросы, заключение мотивировано, выводы эксперта предельно ясны, обоснованы исследованными им обстоятельствами, содержат ссылки на представленные судом для производства экспертизы доказательства
Экспертом обоснованы выбранные им методы исследования.
Какие-либо доказательства того, что представленное в материалы дела заключение ООО "Р-ВЦ" является недостаточно ясным и полным, в материалы дела не представлены.
Экспертное заключение подписано экспертом.
Эксперт Константинов А.Ю. предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
При назначении экспертизы отвод эксперту никем из участвующих в деле лиц не заявлен.
Обстоятельств, связанных с заинтересованностью эксперта Константинова А.Ю. по отношению к кому-либо из участников спора, арбитражным апелляционным судом не установлено.
При этом, кроме экспертного заключения ООО "Р-ВЦ" факт вхождения спорных земельных участков в границы национального парка "Лосиный остров" подтверждается следующими доказательствами.
По земельному участку с кадастровым номером 50:15:0040106:37:
- постановлением администрации г.о. Балашиха N 277/5-ПА от 17.03.2011 "Об отнесении к категории земель земельного участка" содержит сведения о вхождении земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:37 в границы НП "Лосиный остров";
- договором N 124-П аренды земельного участка от 15.07.2011, договор уступки прав и обязанностей к данному договору содержат сведения о вхождении спорного земельного участка в границы НП "Лосиный остров";
- кадастровым паспортом указанного земельного участка от 06.06.2011 N МО-11/ЗВ/1-246527, где содержатся сведения, что земельный участок частично входит в зону "особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный пара "Лосиный остров". На листе 3 кадастрового паспорта имеется план (чертеж, схема) земельного участка с указанием границ участка и особо охраняемой природной территории;
- выписками из ЕГРН от 11.08.2017, от 05.04.2018, от 19.09.2018 на спорный земельный участок в составе описания частей участка, сформированных в результате наложенных ограничений или обременений, указано ограничение прав в соответствии со ст. 56 ЗК РФ на территории особо охраняемой природной территории федерального значения - НП "Лосиный остров";
- проект границ спорного земельного участка для размещения автомобильной парковки, также содержит сведения о вхождении участка в границы НП "Лосиный остров".
По земельному участку с кадастровым номером 50:15:0040106:38:
- постановление администрации г.о. Балашиха N 279/5-ПА от 17.03.2011 "Об отнесении к категории земель земельного участка" содержит сведения о вхождении земельного участка с кадастровым номером 50:15:0040106:38 полностью в границы НП "Лосиный остров";
- договор N 126-П аренды земельного участка, договор уступки прав и обязанностей к данному договору содержат сведения о вхождении спорного земельного участка в границы НП "Лосиный остров";
- кадастровый паспорт земельного участка от 14.06.2011 N МО-11/ЗВ/1- 263713, в соответствии с которым сведения о зонах с особыми условиями использования территорий (лист 2) содержатся сведения, что данный земельный участок полностью входит в зону "Особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров";
- выписки из ЕГРН от 11.08.2017, от 05.04.2018, от 19.09.2018 на спорный земельный участок в составе описания частей участка указано, что весь участок расположен на территории особо охраняемая природная территория федерального значения - национальный парк "Лосиный остров" (ЗООУИТ 50.15.2.1);
- межевой план, подготовленный на земельный участок кадастровым инженером Шильцевым И.Г. от 31.03.2011 по заказу ООО "Комплекс", в составе которого кадастровый инженер формирует часть земельного участка и указывает, что весь земельный участок включен в границы НП "Лосиный остров";
- заключение об установлении ограничений (обременений) пользования и сервитутах земельного участка, подготовленного администрацией г.о. Балашиха, в котором указано о необходимости включения в правоудостоверяющие документы записи об ограничении в пользовании в связи с тем, что весь участок расположен в границах территории НП "Лосиный остров";
- "Проект границ земельного участка" для размещения автомобильной парковки, где также указано, что земельный участок входит в границы НП "Лосиный остров".
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона о регистрации границы зон с особыми условиями использования территорий в частности границы особо охраняемых природных территорий, сведения о которых внесены в ЕГРН, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, об особо охраняемых природных территориях, индивидуальные обозначения таких зон и территорий.
Границы НП "Лосиный остров" 31.05.2011 внесены в ЕГРН - как "зона с особыми условиями использования - особо охраняемая природная территория федерального значения - НП "Лосиный остров" за N 50.15.2.1 на основании письма Роснедвижимости от 17.07.2008 N ВК/3125.
Регистрирующий орган, внеся данные сведения, не устанавливал вновь и не изменял границы национального парка, то есть его действия носили учетный характер с целью приведения границ парка в соответствии с действующими характеристиками.
Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос законности внесения в ГКН сведений о границах ЗОУИТ Лосиный остров, указал, что в форме сведений о ЗОУИТ Лосиный остров в ГКН внесены именно сведения о границах НП "Лисиный остров" (определения от 19.02.2015 N 305-КГ14-4322 дело N А41-40555/2013 и от 18.04.2016 N 305-КГ15-17697 дело NА41-213 77/2014).
Хотя положения статей 95, 105 ЗК РФ разделяют понятия "земли особо охраняемых природных территорий" и "зоны с особыми условиями использования территорий", однако ст. 105 ЗК РФ введена в действие Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступила в действие с 04.08.2018.
На момент внесения сведений о границах особо охраняемой природной территории - НП "Лосиный остров" в ГКН (в настоящий момент ЕГРН) действовали положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который не разделял понятия "земли особо охраняемых природных территорий" и "зоны с особыми условиями использования территорий".
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 1 указанного закона государственный кадастр недвижимости являлся систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Порядок внесения в ГКН сведений о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий регламентировался статьей 15 Закона о кадастре.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона о кадастре сведения о границах зоны с особыми условиями использования территорий вносятся в ГКН на основании документов, предоставленных в порядке информационного взаимодействия органами государственной власти или органами местного самоуправления, принявшими решение об установлении такой зоны.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, содержащиеся в ЕГРН сведения о зоне с особыми условиями использования территории "особо охраняемая природная территория федерального значения национальный парк "Лосиный остров" являются сведения о границах НП "Лосиный остров".
Поскольку процедура внесения сведений о границах НП "Лосиный остров" в ЕГРН носит учетный характер, не изменяет и не устанавливает правовой режим данной территории, то форма внесения указанных сведений (как о зоне с особыми условиями использования территорий) не изменяет правовой режим, установленный нормативными правовыми актами об определении границ.
В соответствии с п. 1 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В силу ч.ч. 2, 4, 5 ст. 2, ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота. Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с положениями ст. 16 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" управление национальными парками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Земельные участки (в том числе земельные участки, на которых располагаются леса) в границах национальных парков предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п. 28 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 N 769, земли национальных природных парков, их недра и водные пространства со всеми находящимися в их пределах ресурсами растительного и животного мира, историко-культурными объектами, а также зданиями, сооружениями и другими объектами являются исключительно федеральной собственностью и предоставляются национальным природным паркам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Изъятие земель и других природных ресурсов национальных природных парков запрещается.
Статьей 27 ЗК РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности муниципальных образований. Оборотоспособность таких земельных участков ограничивается либо в связи с отнесением их к изъятым из оборота, либо в связи с отнесением их к ограниченным в обороте.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 27 ЗК РФ).
Из положений п. 1 ч. 4 ст. 27 ЗК РФ следует, что расположенные в национальных парках земельные участки являются изъятыми из оборота.
Частью 6 ст. 95 ЗК РФ установлено, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Положения ст. 17 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон об ООПТ), являющиеся специальными по отношению к общим правилам ст. 27 ЗК РФ, предусматривают, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
В силу ч. 3 ст. 17 Закона об ООПТ особенности подготовки договоров аренды указанных в пункте 1 настоящей статьи земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.07.2010 N 293 (далее - Порядок), границы земельного участка, образуемого в целях заключения договора аренды, определяются в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласованной дирекцией соответствующего национального парка.
В силу п. 4 Порядка подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или до принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды.
В п. 5 Порядка указано, что проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления.
Положения ст. 17 Закона об ООПТ соотносятся с основными задачами национальных парков, к которым ст. 13 Закона об ООПТ относит также создание условий для регулируемого туризма и отдыха, а также экологическое просвещение населения.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена возможность предоставления а аренду земельных участков, расположенных в границах национальных парков, исключительно для осуществления рекреационной деятельности и с соблюдением специального порядка предоставления земельных участков в аренду
Таким образом, администрация г.о. Балашиха предоставила в аренду спорные земельные участки, не обладая полномочиями по распоряжению федеральной собственностью и в нарушение норм действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных заместителем прокурора Московской области требований.
В ходе судебного разбирательства ответчиком ООО "ТТК-Абрамцево" заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года.
Пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" определено, что по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Поскольку настоящий иск подан в защиту государственного имущества, функции по распоряжению и управлению которым возложены на Росимущество и его территориальные органы, то по данному иску необходимо выяснить, когда о нарушенном праве узнало Росимущество или другие уполномоченные органы, осуществлявшие функции собственника государственного имущества до момента образования Росимущества.
Как следует из материалов дела, истец обратился в арбитражный суд 08.05.2018, доказательств того, что Росимуществу или Прокуратуре Московской области стало известно о нарушенном праве ранее 08.05.2015, в материалах дела не имеется.
Арбитражному апелляционному суду такие доказательства также не представлены.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
При таких обстоятельствах арбитражным апелляционным судом отклонены доводы апелляционной жалобы ООО "ТТК-Абрамцево" о пропуске истцом срока исковой давности.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (ч. 3 ст. 110 АПК РФ).
В связи с удовлетворением исковых требований, принимая во внимание, что истец от уплаты государственной пошлины на основании ст. 333.37 Налогового кодекса РФ освобожден, государственная пошлина в размере 6000 рублей подлежит взысканию с ответчика непосредственно в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1, ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05.07.2019 по делу N А41-34468/18 отменить.
Истребовать из владения ООО "ТТК-Абрамцево" в собственность Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Московской области в постоянное бессрочное пользование ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040106:37, земельный участок с кадастровым номером 50:15:0040106:38, расположенные по адресу: Московская область, Балашихинский район, 104 км МКАД, отнесенные к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения" с видом разрешенного использования "для размещения автомобильной парковки".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТТК-Абрамцево" в доход федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины
В удовлетворении апелляционной жалобы ООО "ТТК-Абрамцево" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
В.Н. Семушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34468/2018
Истец: Администрация городского округа Балашиха, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ПРОКУРАТУРА МО
Ответчик: ООО "ТТК-Абрамцево"
Третье лицо: ООО "КОМПЛЕКС", ФГБУ "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ"
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22344/19
22.11.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-22344/19
30.09.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-13169/19
03.06.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-34468/18
18.10.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-34468/18
05.09.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-34468/18
25.07.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-34468/18
14.06.2018 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-34468/18