город Москва |
|
25 декабря 2019 г. |
Дело N А40-29235/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Ананьиной Е.А., Каменской О.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ведина А.Е., доверенность от 25.01.2018;
от заинтересованного лица: Василевский Д.В., доверенность от 14.06.2019; Нарышкина С.Ю., доверенность от 23.12.2019;
рассмотрев 24 декабря 2019 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ОАО "КБК "Черемушки"
на решение от 31 мая 2019 года
Арбитражного суда города Москвы,
на постановление от 16 августа 2019 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-29235/19
по заявлению ОАО "КБК "Черемушки"
об оспаривании постановления
к Управлению Роспотребнадзора по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "КБК "Черемушки" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Роспотребнадзора по г. Москве (далее - Управление) от 23.01.2019 N 28-00019 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "КБК "Черемушки" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, оспариваемым постановлением Управления от 23.01.2019 N 28-00019 общество признано виновным и привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 700.000 руб.
Полагая постановление от 23.01.2019 незаконным, ОАО "КБК "Черемушки" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.49 КоАП РФ, пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, Перечнем должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 09.02.2011 N 40, составлен протокол об административном правонарушении от 21.12.2018, постановление по делу об административном правонарушении от 23.01.2019 N 28-00019 вынесено должностными лицами административного органа в пределах предоставленных законом полномочий.
Судами установлено, что требования к порядку составления протокола об административном правонарушении и рассмотрению дела об административном правонарушении, установленные, в том числе статьями 28.2, 28.5 и 29.7 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Также суды первой и апелляционной инстанций установили, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 3 статьи 14.44 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Судами установлено, что в соответствии с планом проведения проверок Управления Роспотребнадзора по г. Москве на 2018 год, утвержденного Генеральной прокуратурой Российской Федерации, территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮЗАО города Москвы проведена плановая выездная проверка в отношении общества согласно распоряжению о проведении плановой выездной проверки от 11.10.2018 N 01-28-00170 в период с 22.10.2018 по 17.12.2018, распоряжение о продлении срока проведения плановой выездной проверки от 16.11.2018 N 01-28-0056 сроком до 17.12.2018.
По результатам плановой выездной проверки обнаружено недостоверное декларирование продукции юридическим лицом ОАО "КБК "Черемушки", а именно: в ходе проверки были изучены декларации о соответствии на продукцию, вырабатываемую на производстве ОАО "КБК "Черемушки", а также доказательственные материалы, легшие в основу принятия деклараций о соответствии (от 27.11.2018 вх. N 28-07854-2). Юридическим лицом ОАО "КБК "Черемушки", осуществляется декларирование продукции по схеме 3 д.
Судами установлено, что представлены следующие декларации о соответствии:
1. Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза от 02.03.2017, регистрационный номер: ЕАЭС N RUД-RU.AЯ46.B.92338;
2. Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза от 04.10.2016, регистрационный номер: ТС N RUД-RU.ПТ61.В.02845;
3. Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза от 28.04.2017, регистрационный номер: ЕАЭС N RUД-RU.AЮ85.B.18158;
4. Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза от 09.06.2017, регистрационный номер: ЕАЭС N RUД-RU.АЮ85.В.19619;
5. Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза от 09.06.2017, регистрационный номер: ЕАЭС N RUД-RU.АЮ85.В.19616;
6. Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза от 09.06.2017, регистрационный номер: ЕАЭС N RUД-RU.АЮ85.В.19614;
7. Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза от 09.06.2017, регистрационный номер: ЕАЭС N RUД-RU.AI085.B.19613;
8. Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза от 31.08.2018, регистрационный номер: ЕАЭС N RUД-RU.АЯ46.В.03837;
9. Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза от 17.06.2016, регистрационный номер: ЕАЭС N RUД-RU.AЯ46.B.86615;
10. Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза от 23.08.2016, регистрационный номер: ЕАЭС N RUД-RU.АЯ46.В.88287;
11. Декларация о соответствии Евразийского Экономического Союза от 09.06.2017, регистрационный номер ЕАЭС N RUД-RU.АЮ85.В.19618 (далее - Декларации).
При анализе вышеуказанных деклараций установлено, что заявителем не представлены результаты испытаний образцов пищевой продукции о соответствии требованиям ТР ТС 029/2012. Технический регламент Таможенного союза. Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств, утвержденному решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 58 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (далее - ТР ТС 029/2012), что является нарушением статей 24, 28 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), статьи 23 ТР ТС 021/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности пищевой продукции, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - ТР ТС 021/2011).
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Статья 1 Федерального закона N 52-ФЗ определяет, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В соответствии с требованиями Закона о техническом регулировании, технические регламенты принимаются в целях защиты жизни или здоровья граждан. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность. В технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда могут содержаться специальные требования к продукции или к продукции. Оценка соответствия требованиям технических регламентов проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, и в иной форме с целью удостоверения соответствия продукции, техническим регламентам.
Согласно пункту 2 статьи 23 ТР ТС 021/2011, декларирование соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны.
Нарушение требований статей 24, 28 Закона о техническом регулировании, статьи 23 ТР ТС 021/2011 может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения. Недостоверное декларирование пищевой продукции, в том числе содержащей пищевые добавки, ароматизаторы и технологические вспомогательные средства, не может гарантировать ее безопасность. Употребление такой продукции представляет потенциальную угрозу для здоровья населения, может вызывать аллергические реакции организма, служить причиной заболеваний желудочно-кишечного тракта, может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения.
Согласно подпункту 3 пункта 4 статьи 23 ТР ТС 021/2011, схема декларирования пищевой продукции 3д включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов пищевой продукции; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза. Отсутствие сведений о проведении всех необходимых процедур свидетельствует о недостоверности декларирования пищевой продукции.
Согласно пункту 7 статьи 24 Закона о техническом регулировании, декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия такой декларации в случае, если иной срок их хранения не установлен техническим регламентом. Заявитель обязан представить декларацию о соответствии либо регистрационный номер декларации о соответствии и доказательственные материалы по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2013 N 745 "Об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - Постановление N 745), на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возложены полномочия по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС 021/2011 в пределах своей компетенции в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 N 484 "Об уполномоченном органе Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТР ТС 029/2012.
Согласно пункту 5 распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 11.10.2018 N 01-28-00170, проверка проводилась в рамках проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, что соответствует реестровому номеру функции 313122070 в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
Согласно статье 24 Закона о техническом регулировании, при декларировании соответствия заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по г. Москве в ЮЗАО города Москвы в постановлении от 23.01.2019 N 28-00019 указал, что в доказательственных материалах, легших в основу принятия деклараций о соответствии, не представлены результаты испытаний образцов пищевой продукции о соответствии требованиям ТР ТС 029/2012.
ОАО "КБК "Черемушки" выступило заявителем (изготовителем) при декларировании продукции по вышеуказанным декларациям.
Судами установлено, что из данных изученных деклараций о соответствии, а также размещенных в реестре на официальном сайте Росаккредитации http://fsa.gov.ru в разделе "Реестры" следует, что обществом принята схема декларирования 3 д.
Во всех вышеуказанных декларациях о соответствии значится, что продукция соответствует требованиям ТР ТС 029/2012.
При этом протоколы испытаний, которые легли в основу принятия вышеуказанных деклараций о соответствии, не содержат сведений о проводимых исследованиях пищевой продукции, выпускаемой ОАО "КБК "Черемушки" на соответствие требованиям ТР ТС 029/2012.
Суды отметили, что в обоснование позиции общество указало на то, что соблюдение требований технических регламентов по содержанию в готовой пищевой продукции пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств осуществляется за счет соблюдения технологического режима, определяющего количество добавляемых пищевых добавок и ароматизаторов на этапе изготовления пищевой продукции.
Согласно статье 24 Закона о техническом регулировании, при декларировании соответствия заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
При изучении представленных в качестве доказательственных материалов Технических условий, по которым изготавливается продукция ОАО "КБК "Черемушки", судами установлено, что техническая документация содержит сведения об органолептических, физико-химических, санитарно-химических, микробиологических, токсикологических, радиологических показателях, пищевой и энергетической ценности, сроках годности, условиях хранения, сведениях, выносимых на маркировку, перечень используемого сырья (в том числе пищевые добавки, ароматизаторы, технологические вспомогательные средства).
Таким образом, суды обоснованно заключили о том, что в технологических документах не прописаны предполагаемые величины (концентрации) пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств в готовом продукте.
Сведения о наличии в составе продукта пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств указаны на маркировке изделий ОАО "КБК "Черемушки".
Наличие пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств подтверждается лабораторными исследованиями, проведенными в ходе плановой выездной проверки, (экспертное заключение филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в ЮЗАО города Москвы" от 10.12.2018 N 2018-04-24783.
Таким образом, после разработки технической документации и налаживания процесса производства пищевой продукции, на стадии осуществления производственного контроля на этапе декларирования готовой пищевой продукции, в рамках мероприятий, предусматривающих обоснование безопасности для человека продукции, изготовитель должен был провести исследования по фактическому определению содержания пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств в готовом продукте и протоколы исследований приобщить к доказательственным материалам.
Статья 14.44 КоАП РФ "Недостоверное декларирование соответствия продукции" определяет административную ответственность должностных и юридических лиц за недостоверное декларирование соответствия продукции в виде штрафа.
Действия общества привели к недостоверному декларированию изготавливаемой продукции при принятии декларации о соответствии.
По выявленным фактам Управлением Роспотребнадзора по г. Москве в адрес ОАО "КБК "Черемушки" вынесены предписания о прекращении действия декларации о соответствии и направлены уведомления о выдаче предписаний о прекращении действия декларации о соответствии в Росаккредитацию, откуда получена информация о внесении сведений в реестр.
Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ, пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, а также контактирующие с ними материалы и изделия в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Статья 1 Федерального закона N 52-ФЗ определяет, что санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Таким образом, нарушение требований технических регламентов в части безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации создает угрозу жизни и здоровью, что было выявлено в ходе проведения плановой проверки общества.
Суды обоснованно заключили, что при проведении плановой выездной проверки в отношении ОАО "КБК "Черемушки" факт наличия нарушения требований технических регламентов был доказан материалами проверки.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. У заявителя имелась возможность обеспечить декларирование выпускаемой продукции, однако соответствующие действия им предприняты не были.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, постановление об административном правонарушении может быть признано незаконным и подлежащим отмене в случае, если оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.
В рассматриваемом случае вина заявителя во вмененном административном правонарушении подтверждена материалами дела, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 14.44 КоАП РФ, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с положениями главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного административного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Оснований для квалификации допущенного обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судами не установлено. Соответствующих доводов и доказательств обратного заявителем не приведено.
На основании изложенного, судебная коллегия суда кассационной инстанции считает вывод судов о законности и обоснованности оспариваемого постановления Управления и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований правомерным.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2019 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2019 года по делу N А40-29235/19 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "КБК "Черемушки" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.